Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность системного подхода




ВВЕДЕНИЕ

Модернизация системы среднего профессионально образования, решение задач подготовки конкурентоспособных специалистов не мо­гут быть обеспечены вне методологии теории систем, системного ана­лиза. Как известно, познавательная мощь системного подхода вели­ка. Он внес глубокие изменения в стиль мышления, понимание пред­метов и явлений. В современной педагогической науке системный подход выступает методологическим средством, с помощью которо­го исследуются или создаются целостные педагогические объекты, раскрывается их структура, взаимосвязи частей, интегральные каче­ства, закономерности функционирования. В основе системного под­хода как средства теоретического синтеза лежит систематизация, ко­торая имеет своей конечной целью объединение знаний об объектах профессиональной деятельности в органичное целое. Этот сложный процесс позволяет не только определить системообразующие элемен­ты, сформировать их иерархическую структуру, но и спрогнозировать последовательность и уровни познавательных и практических дей­ствий по исследованию и преобразованию педагогических объектов в целях воспитания и обучения студентов.[3]

В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона   от 29 декабря      2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование«имеет своей целью  обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности  в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии…»[ 1]

Актуальностьсистемного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном образовании обусловлена тем, что в условиях экономических преобразований постоянно меняются потребности в определенных профессиях и специальностях на рынке труда. Система профессионального образования должна быстро реагировать на эти изменения и  уметьорганизовывать образовательный процесс на основании системного подхода, который позволит воспитать профессиональную и востребованную молодежь на рынке труда.

Объект исследования:системный подход в профессиональном образовании.

Предмет:организация образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях  с учетом системного подхода.

Цель:раскрытиероли системного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном образовании.

 Для достижения цели, поставленной в дипломной работе, были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия системного подхода.

2. Сформулировать цели, задачи, принципы системного подхода к организации образовательного процесса в профессиональном образовании.

3. Изучить роль системного подхода к организации внеурочной деятельности студентов.

4.  Исследоватьорганизацию внеурочной деятельности в контексте системного подхода к организации образовательного процесса в Выборгском  институте ( филиале) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имА.С.Пушкина».

Методами исследования выступили анализ научно-педагогических источников и нормативных документов, раскрывающих сущность системного подходав профессиональном образовании, анализ опыта работы Выборгского института (филиала) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» по организации внеурочной деятельности обучающихсяв контексте системного подхода к организации образовательного процесса.

Теоретической базой исследования послужили труды Столяренко А.М., Сластенина В. А., Тухтаевой З.Ш., Ибрагимовой И.З. и других учёных, публикации в журналах «Молодой ученый» и «Среднее профессиональное образование».

Эмпирической базой  исследования выступил Выборгский институт (филиал) государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность системного подхода

Системные представления о процессах и явлениях природы возникли ещё в Древней Греции. Однако признанным научным направлением системный подход стал в конце 40-х – начале 50-х годов XX века. Его основоположником считается австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете. К середине прошлого столетия большинство наук существенно трансформировало предметы своего изучения, в качестве которых стали выступать множества взаимосвязанных элементов, то есть системы. Система (греч. sistem – соединённое, составленное из частей) – это совокупность взаимодействующих элементов, простая сумма свойств которых не даёт суммы свойств системы. Существующий вокруг нас мир носит системный характер, состоит из систем и подсистем. Системы есть способ существования материи, формой существования систем является движение. Наиболее сложными, динамичными являются социальные системы, в том числе системы образования. Рассмотрение и анализ систем осуществляется через системный подход.[ 28]

Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических способов исследования, явно недостаточных в том случае, когда необходимо в изучаемом объекте соотнести между собой его части и целое, установить взаимосвязь между внешне не сопоставимыми фактами, накапливаемыми в рамках даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях различной природы. [17]

Основы системного подхода были разработаны в трудах главного идеолога этого направления за рубежом Л.фонБерталанфи( как мы указали выше), а также группой его последователей — Акофом, Раппопортом, Месаревичем, Уотерманом и другими. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Потребность в такого рода исследовании, который открыл бы возможность объяснить взаимоотношения между частью и целым, объединить в общую систему понятий многообразие уже известных и вновь получаемых научных фактов, установить общие закономерности для различных по качеству классов и явлений привела к возникновению системного подхода.

Важнейшими задачами системного подхода являются:

 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент её научного знания, как педагогическая система со всеми её характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, её функционирование и развитие.[16].

По мнению В. Г. Афанасьева, необходимость системного подхода к решению теоретических и практических проблем в современном мире «диктуется самой жизнью и, прежде всего, высокой степенью интеграции образовательных процессов», где, как никогда ранее, «всё связано со всем», когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда «сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» [5].                   Для анализа состояния социальной системы необходимо выделить её элементы, показать их структуру, организацию, связи и среду, по отношению к которой система обладает целостностью. Для обеспечения функционирования выделенной системы необходимо выделить: процесс взаимодействия элементов, условия устойчивости, принципы и методы управления, особенности самоорганизации.

Сформулируем принципы системного подхода.

Принципы системного подхода – это основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов.

Различают следующие принципы системного подхода:
- Принцип целостности – обоснованность, учёт объективно существующих связей и отношений при выделении совокупности элементов из окружающей среды.

- Принципкоммуникативности – познание системы прежде всего через рассмотрение внутренних и внешних коммуникаций, связей.

 Различают следующие виды связей:

1. связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

2. связи порождения или генетические

3. связи преобразования

4. связи строения или структурные;

5. связи функционирования;

6. связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;

7. связи управления.

- Принцип структурности– структура системы обладает устойчивостью, подвижностью и изменчивостью. Именно с этими свойствами связана возможность преобразования системы, появления у неё новых интеграционных свойств. Исследования показали, что степень структурированности образовательных коллективов и их жизнедеятельности вносит значительный вклад в эффективность функционирования педагогической системы.

- Принцип управляемости и целенаправленности– цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития. Цель обусловливает состав компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий развития образовательного учреждения. Достижение целевых ориентиров в значительной степени зависит от форм и методов управления жизнедеятельностью системы.

- Принцип развития – развитие системы определяется как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирования её нового интеграционного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своём развитии 4 этапа: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Условием развития является правильное определение исходного уровня развития педагогического сообщества и осуществление соответствующего ему выбора целей, содержания, форм и способов работы.[ 28]

Таким образом системный подход – научный метод познания сложно организованных объектов через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов и связей между ними.

 Для существования педагогической системы необходимо взаимодействие ее составляющих, включающих в себя взаимодействующие между собой четыре  компонента:

-цели организации – планирование результатов деятельности участников, адекватных целям обучения;

- структура организации -  система упорядоченных определенным образом действий, представлющих собой совокупность упорядоченных отношений;

- технологии организации – программно-целевое согласование  и последовательность операций учебно-воспитательного процесса;

- организация сотрудников, выполняющих определенные должностные обязанности.[20]

Сущность системного подхода в образовательном процессе рассматривается в следующем разделе этой главы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...