Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системный подход к организации  внеурочной деятельности




 

Федеральные государственные образовательные стандарты профессиональных образовательных организацийимеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.

Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории.

Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества и государства. [27]

Анализ научно-педагогических источников показал, что внеурочная деятельность определяется как проявляемая вне уроков активность обучающихся, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся.[15]

Также внеурочная деятельность определяется как образовательная деятельность, осуществляемая  в формах, отличных от учебной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов профессиональных образовательных организаций.[27]

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности  в профессиональной образовательной организации используются возможности социального партнерства и сетевого взаимодействия.

Таким образом, внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды их деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами программы подготовки специалистов профессионального образования.

Рассмотрим цели, задачи, принципы внеурочной деятельности.

Целью внеурочной деятельности в организациях профессионального образования является  содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего и высшего  профессионального образования.

В соответствии с целью ставятся задачи внеурочной деятельности:

Задачи внеурочной деятельности:

 -изучить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании,привлечь их к занятиям в системе дополнительного образования;

-определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочнойдеятельности, его формы, методы работы с обучающимися;

- создать условия для функционирования единого воспитательного пространства в образовательной сети/кластере региона;

 -разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного

удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях различнойнаправленности;

 - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

 - разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую исоциальную активность обучающихся.

Рассмотрим функции внеурочной деятельности:
- образовательная - обучение молодого человека по дополнительным
образовательным программам, получение им новых знаний и умений;

- воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;

- креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

- компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;

- рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;

- профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии,
содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;

- социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

- самореализации - самоопределение молодого человека в информационной,
социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

- контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
деятельности за определенный период времени;

- интеграционная - создание единого информационного и образовательного
пространства образовательной сети региона.

    Организация внеурочной деятельности проводится в соответствии со следующими принципами:


1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности обучающихся с условиями профессионального обучения.

2. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности разнообразие видов деятельности, и возможность выбрать вид деятельности наиболее интересующий и доступный.

3. Принцип преемственности внеурочной работы с учебным процессом. Означает требование сознательного применения знаний и умений, преемственность учебной и внеурочной деятельности. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных, профессиональных и воспитательных задач.

4. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей обучающихся дают возможность руководителю внеурочной работы осуществлять ее перспективное планирование, определять задачи и способы организации на каждом этапе.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности.

6. Принцип гуманистической направленности позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучающихся, создавать условия для формирования у них умений и навыков самопознания, личностного и профессионального самоопределения, самореализации, самоутверждения.

7. Принцип успешности и социальной значимости - формирование у обучающихся потребности в достижении успеха.[27]

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся образовательное учреждение должно предусмотреть время и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательной сети/кластера, а именно, через вариативную часть,формируемуюучастникамиобразовательногопроцесса(дополнительныеобразовательныемодули,спецкурсы,научныеобщества,
учебныенаучныеисследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительныепрофессиональныеобразовательныепрограммысамойпрофессиональной образовательной организации;

-образовательные программы организаций дополнительного профессиональногообразования и организаций дополнительного образования;

- классное руководство(кураторство): экскурсии,диспуты,круглыестолы,соревнования, общественно полезные практики и т.д.;

- деятельностьиныхпедагогическихработников (педагога-организатора,социальногопедагога,педагога-психолога,воспитателяобщежития)в соответствии с должностными обязанностями работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации,внедрению новыхобразовательныхпрограмм,в томчисле
учитывающихрегиональные особенности.[27]

Исходя из базовой модели, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

1) модель дополнительного образования (на основе институциональной и

(или) муниципальной системы дополнительного образования). Эта модель опирается напреимущественное использование потенциала дополнительного образования самойпрофессиональной образовательной организации и на сотрудничество с организациямидополнительного профессионального образования и организациями дополнительногообразования в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся ивключения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и

другую деятельность.

Преимущества данной моделизаключаются в предоставлении широкого выбора для обучающихся возможностисвободного самоопределения и самореализации личности, привлечении к осуществлениювнеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.

2) Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе

оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что вее реализации принимают участие все педагогические работники профессиональнойобразовательной организации (преподаватели, педагоги-организаторы, социальныепедагоги, педагоги-психологи, воспитатели общежитий, тьюторы и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классныйруководитель (куратор), который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-

вспомогательным персоналом образовательной организации;

- организует в учебной группе образовательный процесс, оптимальный для развитияположительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельностиколлектива профессиональной образовательной организации;

 - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающейдеятельности коллектива группы, в том числе через органы самоуправления;

- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Профессиональная образовательная организация может использовать вариативнуючасть основной профессиональной образовательной программы начального и среднегопрофессионального образования внутри предельно допустимой аудиторной учебнойнагрузки для увеличения часов на организацию курсов, направленных на развитиеобучающихся, реализацию воспитательных программ. Занятия могут проводиться в формеэкскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, научных

обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовыхрасходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного иметодического пространства в образовательной сети/кластере региона, содержательном иорганизационном единстве всех его участников.

3) Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модельопирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального илиинституционального уровня, которая существует в профессиональной образовательнойорганизации.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новыхобразовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействиепрофессиональной образовательной организации с организациями дополнительногообразования, организациями дополнительного профессионального образования,организациями высшего профессионального образования, научными организациями,региональными и муниципальными методическими службами, объединениямиработодателей, общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и(или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.[ 27]

Рассмотренные организационные модели внеурочной деятельности позволяют сделать вывод, что системный подход объединяет все компоненты образовательного процесса в единое целое.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в различных формах, содержание которых мы рассмотрим в следующейглаве.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...