Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.




Большинство основных видов трудовой и бытовой деятельности повторяется в определенной последовательности на протяжении длительного времени. Это приводит к образованию единой цепи условных рефлексов, в которой реакция на первый раздражитель является пусковым механизмом для всей цепи. Такая система последовательных условных рефлексов называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип лежит в основе формирования навыков и привычек.

Навыки — это умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий. Примерами навыков являются ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, игра на музыкальных инструментах и т.д.

Образование сложных двигательных навыков происходит довольно трудно и проходит ряд этапов. Например, ребенок учится писать:

1) на первом этапе он учится писать отдельные буквы и их элементы. Движения ребенка при этом не скоординированы, хотя и выполняются под контролем сознания. В работу включаются мышцы, которые не нужны для выполнения данного навыка. Ребенок делает лишние движения — двигает головой, высовывает кончик языка, напрягает мышцы свободной руки. Это связано с распространением (иррадиацией) возбуждения по коре головного мозга. Навык в это время является еще нестойким;

2) на втором этапе ребенок выполняет многочисленные упражнения по написанию букв, слов, предложений. При постоянном выполнении двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в нервных центрах. Движения выполняются экономнее, свободнее и точнее. Стойкость навыка повышается, но он может нарушаться при работе в необычной обстановке;

3) с усовершенствованием навыка наступает его автоматизация. Движения выполняются подсознательно, т.е. ребенок концентрирует свое внимание не на том, как написать каждую букву или соединить буквы, а на результате письма.

Таким образом, формирование навыка можно представить следующей схемой:

Иррадиация Концентрация     Автоматизм

возбуждения возбуждения движений

Навыки облегчают работу коры головного мозга, т.к. автоматическими действиями руководит подкорка. Они позволяют сосредоточиться на содержании информации при выполнении той или иной работы. Например, при написании сочинения ученик не задумывается о правильном написании букв, а сосредотачивает свое внимание на раскрытии темы.

2. Раскройте особенности строения водорослей и их значение. ВОДОРОСЛИ – бессосудистые споровые растения, содержащие в клетках хлорофилл и, следовательно, способные к фотосинтезу.
В клетках водорослей содержится хлорофилл, благодаря которому они способны ассимилировать на свету углекислый газ (т. е. питаться при помощи фотосинтеза) , это преимущественно обитатели водной среды, но многие приспособились к жизни в почве и на ее поверхности, на скалах, на стволах деревьев и в других биотопах. В клетках водорослей из органелл особенно заметны хроматофоры (хлоропласты), которые в отличие от хлоропластов высших растений более разнообразны по форме, размерам, числу, строению, местоположению и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, лентовидными, пластинчатыми, звездчатыми, дисковидными и др. В хроматофорах сосредоточены фотосинтезирующие пигменты: хлорофиллы, каротиноиды (каротины и ксантофиллы), фикобилины (фикоцианин, фикоэритрин). Кроме того, в матриксе хроматофора находятся рибосомы, ДНК, липидные гранулы и особые включения — пиреноиды. Пиреноиды присущи почти всем водорослям. Они являются не только местом скопления запасных питательных веществ, но и зоной их синтеза. Веществами запаса у водорослей служат крахмал, масло, гликоген, волютин, водорастворимый полисахарид ламинарин и др. Размножение. Водоросли размножаются бесполым и половым путем. Бесполое размножение происходит фрагментами колонии или таллома, а также спорами. У одних водорослей каждая особь способна формировать и споры, и гаметы в зависимости от времени года и условий среды, у других функции бесполого и полового размножения выполняют разные особи — спорофиты (образуют споры) и гаметофиты (формируют гаметы). У многих водорослей в цикле развития наблюдается строгое чередование поколений — спорофита и гаметофита (красные, бурые, некоторые зеленые). Среди водорослей есть одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Среди одноклеточных организмов наиболее известны хламидомонада и хлорелла.Хламидомонада имеет овальную форму и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. В клетке есть цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.Хлорелла похожа на хламидомонаду, но без жгутиков. Она широко распространена в планктоне различных водоемов. В воде, Освещенной солнцем, хлорелла быстро размножается. Живет она в сырой почве, и на стволах деревьев. Именно благодаря размноже­но хлореллы после дождя на стволах появляется зеленый налет. Клетка хлореллы очень удобный объект для исследований. На примере изучают фотосинтез и другие процессы, происходящие в растениях, ее используют также в космических исследованиях.

Хлорелла интересует ученых и как сырье для получения продуктов питания.

Пандорина и вольвокс — это колониальные одноклеточные организмы, тоже приспособленные к жизни в воде. Пандорина обычно имеет в колонии 16 клеток. А вот вольвокс — слизистый шарик размером до 2мм — целых 20 тысяч клеток, похожих на хламидо­монаду и связанных слизью оболочек. Эти водоросли вы наверняка встречали в старицах рек и прудах. Об их активном размножении свидетельствует позеленение воды, которое называют «цветение».

 Спирогира, улотрикс и ульва — многоклеточные водоросли. Слоевище спирогиры состоит из неразветвленной нити. Она вместе с другими нитчатыми водорослями образует большие скопления на дне прудов, озер, заводей — тину. Название спирогиры происходит от формы ее хлоропластов. Они имеют вид спирально закрученных лент. В клетках этой водоросли в цитоплазме содержится один или несколько хлоропластов и крупное ядро.
Улотрикс— тоже нитчатая водоросль. Он живет в ручьях, реках, в прибрежной части озер, прикрепляясь ко дну или к подводным предметам. Размножается он как бесполым (образует споры со жгутиками), так и половым путем (сливаются две одинаковые по форме гаметы).
Ульва имеет пластинчатую структуру. У основания слоевища расположена крупная клетка, которая образует выросты, служащие 1для прикрепления. Ульва — морская водоросль, она встречается и в Черном море. Население многих приморских стран называет ее |«морским салатом» и употребляет в пищу.

Роль в природе и жизни человека. Роль в биогеоценозах.
Водоросли — главные производители органических веществ в водной среде. Около 80 % всех органических веществ, ежегодно создающихся на земле, приходится на долю водорослей и других водных растений. Водоросли прямо или косвенно служат источником пищи для всех водных животных. Известны горные породы (диатомиты, горючие сланцы, часть известняков) , возникшие в результате жизнедеятельности водорослей в прошлые геологические эпохи. Водоросли участвуют в образовании лечебных грязей.
Пищевое применение - некоторые, в основном морские, употребляются в пищу (морская капуста, порфира, ульва). В приморских районах водоросли идут на корм скоту и удобрение. В ряде стран водоросли культивируют для получения большого количества биомассы, идущей на корм скоту и используемой в пищевой промышленности.
Съедобные водоросли — богатый минеральными веществами, особенно йодом, продукт — используются в восточноазиатских кухнях. Одно из самых популярных блюд с водорослями — суши.
Водоочистка - многие водоросли — важный компонент процесса биологической очистки сточных вод.

В фармацевтической промышленности - из водорослей получают: студне- и слизеобразующие вещества — агар-агар (анфельция, гелидиум) , агароиды (филлофора, грацилярия) , карраген (хондрус, гигартина, фурцелярия) , альгинаты (ламинариевые и фукусовые) , кормовую муку, содержащую микроэлементы и иод.

Биотопливо - из-за высокой скорости размножения водоросли нашли применение для получения биомассы на топливо.
Экодом - предпринимаются попытки использовать некоторые быстро размножающиеся и неприхотливые водоросли (например, хлореллу, которая быстро и в большом количестве синтезирует белки, жиры, углеводы, витамины и достаточно полно поглощает вещества, выделяемые человеком и животными) для создания круговорота веществ в обитаемых отсеках космического корабля.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...