Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст для чтения или рассказывания




Буква Ш,  поселившиеся в камышах

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.

- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они не­исправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удо­вольствием помогу им шуршать.

Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, ше­лестящие сказки.

В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошеч­ных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.

Задания для детей

1. Педагог показывает карточку с буквой ш, карточку с риф­мовкой и просит назвать букву, с которой начинается первое сло­во в рифмованном тексте, дает задание нарисовать букву ш.

2. В этом рифмованном тексте надо отыскать все буквы ш и по­ставить под ними точки:

Шесть шустрых мышат Повстречали ежа. Проведать ежат Он шел не спеша.


97


96


 


3. Педагог просит детей назвать как можно больше слов, кото­рые начинаются со звука [ш] или заканчиваются им, в которых он встречается в середине или несколько раз.

Словарик:шар, шарф, шкаф, шепот, шорох, шустрый; кошка, мышка, крошка, малышка, вышка; камыш, нет крыш, бросишь, кинешь, глянешь, видишь; шалаш, шуршишь, шепчешь.

4. Педагог дает детям задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш]. Это глухой звук или звонкий? Конечно, глу­хой. Как вы думаете, какой звонкий звук составит пару звуку [ш]?» (Звук [ж]).

5. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных букв ш.





Занятие 62

Беседа с детьми

В начале занятия проводится одна-две игры и беседа по содер­жанию предыдущего занятия.

Задания для детей

1. Педагог говорит: «Вот поезд-слог ша. Прочитайте его. Этот слог входит в состав многих слов, обозначающих имена девочек и маль­чиков», дает задание прочитать слова на карточках (см. прил. 3):

Са - ша, Ма - ша, Па - ша, Да - ша, Ми - ша.

Затем просит ответить на вопрос: «Почему эти слова написаны с большой буквы?»

2. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенными буквами (...р (шар), ...рф (шарф), мы...та (мышата)). Детям надо вставить буквы.

3. Педагог дает детям следующее задание: «Составьте поезда из буквы ш и гласных а, о, у, е, и. Прочитайте слоги. Как звучит слог ши([шы])? Происходит так, потому что звук [ш] твердый: мягкость, которой могла бы поделиться с ним буква и, ему не нужна. Но буква ш терпеть не может букву ы. И все от того, что буква ы однажды пришла к болотцу и помяла любимые камыши буквы ш сво­ей палкой. С тех пор буква ш никогда не встает в пару с буквой ы. Там, где мы слышим после звука [ш] звук [ы], приходится писать букву и».

4. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками - сло­ва с пропущенными буквами (ш...п (шип), ш...на (шина), ш...шка (шишка)). Детям надо вставить буквы.

5. Перед детьми - зашумованные картинки (см. прил. 5, рис. 7, И, 12). Педагог дает задание узнать спрятанные буквы, отыскать карточки (кубики) с ними, составить слово из этих букв (шум).

98


6. Перед детьми - карточки (см. прил. 3). В карточках - слова, в которых все буквы одинаковые, но одной буквы - для гласного звука не хватает.

Вместо пропусков по очереди надо вставить буквы о, и, ы, у, прочитать получившиеся слова (м...шка (мошка, мишка, мышка, мушка)).

Занятие 63 Встреча с буквой Щ


Беседа с детьми

Педагог показывает детям карточку с буквой ш и задает вопро­сы: «Как называется эта буква?», «Домиком для какого звука она слу­жит?», «Это звонкий или глухой звук?», «Какой звук составит с ним звонкую пару?», «Это твердый или мягкий звук?», «С какой буквой буква ш никогда не встает в пару?», и дает задание: «Попробуйте подобрать мягкую пару для звука [ш]. Это звук [щ']. Для него есть специальная буква».

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про букву Щ и Васю Щеглова, который боялся щекотки

Жила-была на свете буква щ. И надо же так случиться, что как раз в это самое время жил на свете Вася Щеглов. Буква щ старательно изобра­жала в словах звук [щ'], а Вася ужасно боялся щекотки. Стоило кому-нибудь до него дотронуться, как Вася тут же начинал издавать стран­ное шипение:

-Щ...Щ...Щ-Щ-Щ...

Услышав привычный звук, буква щ тут же высовывала голову из доми­ка, серьезно полагая, что в ней кто-то нуждается! Но Вася наконец выкрикивал:

- Щ-щекотно! Ой, щекотно! Умираю! — хватался за живот и начинал смеяться, как безумный.

На том дело заканчивалось, и букве приходилось ни с чем возвращать­ся обратно.

- Что? Как? О чем? - с любопытством расспрашивали ее соседки. Но букве щ совершенно нечего было ответить. И это, согласитесь, ставило ее в щекотливое положение.

В один прекрасный день Вася умудрился умирать от щекотки целых де­сять раз подряд. Буква щ все высовывалась и высовывалась из домика, будто деревянный щелкунчик, и от этого у нее ужасно разболелась голова.

99


-Я больше не могу этого слышать! Пощадите меня наконец! -восклик- нула она в сердцах, совершенно разобидевшись, решительно направи­лась к одежному шкафу, пролезла в щелочку между приоткрытыми двер­цами и сердито щелкнула изнутри замочком, готовясь провести остаток дней своих в суровом одиночестве.

Но тут... Тут она почувствовала, как что-то невыносимо щекочет ей хвостик. Буква щ поджала хвостик вправо, но щекотка только усили­лась. Поджала хвостик влево и не смогла больше сдерживаться:

- Щ... Щ... Щ-щ-щекотно! - заверещала она, распахнула дверцу шка­фа и вывалилась прямо в комнату, где продолжал умирать от смеха Вася Щеглов.

И они стали умирать от смеха вместе: это гораздо веселее, чем умирать в одиночку.

А пока они корчились от смеха, и сгибались пополам, и щелкали паль­цами, привлекая внимание друг друга, на них с осуждением смотрела старая одежная щетка, вывалившаяся из шкафа вслед за буквой щ.

- Ну, зацепила хвостиком за щетинки! Чего уж так смеяться-то? Поду­маешь - щекотно!..


Задания для детей

1. Педагог показывает детям карточку с буквой щ, дает задание обвести ее пальчиком, задает вопрос: «На какую букву она похожа? Конечно, на букву ш. Только у буквы щ есть хвостик», просит на­рисовать ее.

2. Педагог дает детям задание отыскать в рифмованном тексте все буквы щ и поставить под ними точки:

Уберите щетки! Я боюсь щекотки.

3. Перед детьми - картинки (см. прил. 3). Под картинками -слова с пропущенной буквой щ (...ётка (щетка), ...ука (щука), ...енок (щенок)).

Педагог просит определить звук, с которого начинаются все эти слова, вместо пропусков в словах под картинками вставить нужную букву, скопировать слова.

3. Домашнее задание для желающих: нарисовать много разно­цветных букв щ.

Занятие 64

Правописание слогов ча, ща, чу, щу

Беседа с детьми

Дети рассматривают рисунки, подбирают слова, которые начи­наются со звука [щ'].

100


Затем отвечают на вопросы: «Звук [щ'] гласный или согласный?», «Глухой или звонкий?», «Твердый или мягкий?».

Далее педагог произносит текст: «В русском алфавите суще­ствуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, - и, ч, щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники. А буквы ч, щ с некоторыми буквами вообще не дружат, например, с буквой я. Почему? Да вот какая история вышла».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...