Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ эффективности  работы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя.




Одним из критериев учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. У одних детей познавательные интересы хорошо развиты, у других они проявляются очень слабо.

Определить интенсивность познавательных интересов можно с помощью анкет. В нашем исследовании были использованы три анкеты, направленные на изучение уровня учебно-познавательного интереса учащихся. Нами были использованы тесты, основанные на методической разработке Е.В.Ненаховой (приложение 7-8) [17].

Нами было проведено три замера уровня учебно- познавательного интереса у учащихся 8 «Б» класса:

¾ Перед проведением первого классного часа. Начальный замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся;

¾ После проведения второго классного часа. Второй замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся;

¾ После третьего классного часа. Третий заключительный замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся.

По окончанию каждого замера данные вносились в таблицу.

Начальный замер был проведен нами перед проведением первого классного часа. Тест 1 включает 10 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Содержание вопросов отражает критерии проявления учебно-познавательного интереса. Учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа, наиболее близкий им. Критерии оценки представлены в таблице1.

 

Таблица 1

Критерии обработки результатов теста

Вариант Баллы

Максимальное количество баллов – 30 баллов

 

А 3 Количество баллов   Уровень познавательного интереса  
Б 2 0-14 Не выражен
В 1 15-23 Средне выраженный
Г 0 24-30 Сильно выраженный

 

Исходя из данных первичного опроса по изучению уровней учебно-познавательного интереса, мы получили  следующие данные, продемонстрированные в Таблице 2.

Таблица 2

Распределение по уровню сформированности уровня учебно-познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса

Фамилия Результат Количество баллов
1 А. К. Сильно выраженный 26
2 Г. М. Средне выраженный 20
3 Е. Д. Средне выраженный 16
4 Е. И. Средне выраженный 18
5 К. К. Средне выраженный 22
6 К. С. Средне выраженный 19
7 К. Д. Средне выраженный 15
8 К. Т. Сильно выраженный 28
9 М. Д. Не выражен 13
10 М. А. Сильно выраженный 25
11 Н. А. Не выражен 14
12 Н. М. Сильно выраженный 26
13 Н. А. Сильно выраженный 26
14 О. А Сильно выраженный 30
15 О. В. Средне выраженный 22
16 П. Н. Не выражен 12
17 П. А. Не выражен 13
18 С. А. Средне выраженный 17
19 Т. В. Не выражен 13
20 Ц. Ю. Средне выраженный 22

 

После обработки полученных результатов, мы выяснили, что

¾ сильно выраженный познавательный интерес-30%, то есть 6 человек;

¾ средне выраженный познавательный интерес-45%, то есть 9 человек;

¾ интересы учащихся не развиты вовсе-25%, то есть 5 человек.

Рис 1. Уровни познавательных интересов учащихся 8 «Б» класса. Начальный замер.

В ходе проведения первого мероприятия учащиеся сначала сковано отвечали на вопросы, однако после того как класс был поделен на группы, активно влились в процесс интеллектуальной игры.

Вторичный замер уровня развития учебно-познавательного интереса был проведен после второго проведенного классного часа. Тест 2 состоит из 15 высказываний, которые учащимся предлагалось оценить по 3-балльной шкале: 0 – нет (редко), 1 – иногда, 2 – да (часто). Критерии оценки уровня учебно-познавательного интереса представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Критерии обработки результатов теста

Максимальное количество баллов-30 баллов

Количество баллов   Уровень учебно-познавательного интереса  
0–14   Ниже среднего  
15–20 Средний  
24–30   Выше среднего

 

Полученные нами результаты выглядят следующим образом:

Таблица 4

Результаты вторичного замера уровня учебно-познавательных интересов

Фамилия Результат Количество баллов
1 А. К. Сильно выраженный 27
2 Г. М. Средне выраженный 22
3 Е. Д. Средне выраженный 17
4 Е. И. Средне выраженный 17
5 К. К. Средне выраженный 21
6 К. С. Средне выраженный 18
7 К. Д. Сильно выраженный 25
8 К. Т. Сильно выраженный 27
9 М. Д. Не выражен 14
10 М. А. Сильно выраженный 28
11 Н. А. Не выражен 10
12 Н. М. Сильно выраженный 26
13 Н. А. Сильно выраженный 27
14 О. А Сильно выраженный 28
15 О. В. Сильно выраженный 25
16 П. Н. Не выражен 13
17 П. А. Средне выраженный 16
18 С. А. Средне выраженный 24
19 Т. В. Не выражен 17
20 Ц. Ю. Средне выраженный 23

 

¾ сильно выраженный познавательный интерес-35% (7 человек);

¾ средне выраженный познавательный интерес-45% (9 человек);

¾ интересы учащихся не развиты вовсе-20% (4 человека).

Для большей наглядности мы занесли ее на рис.2.

Рис. 2. Уровни познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса. Вторичный замер.

В ходе второго проводимого мероприятия нами было отмечено, что ученики, результаты которых свидетельствовали о неразвитости познавательных интересов в этот раз старались отвечать на вопросы и принимали участие в работе группы.

Заключительный тест был разработан и проведен по методике В.С.Юркевич (приложение 8) [18]. Цель методики для выявления особенностей познавательного интереса В. С. Юркевича определение интенсивности познавательного интереса. (Приложение 3).В тесте участникам предлагалось ответить на пять вопросов. Полученные результаты приводились к среднему баллу. Средний балл сопоставляли с имеющимися критериями.

Критерии оценки полученных результатов:

¾ 1,6-2 балла - высокий уровень учебно-познавательных интересов. Характеризуется высоким уровнем учебно-познавательной деятельности. Сильно выраженный учебно-познавательный интерес.

¾ 1-1,4 балла - средний уровень учебно-познавательных интересов. Характеризуется любознательностью к какому-либо виду познавательной деятельности. Средне выраженный познавательный интерес.

¾ 0-0,8 балла - низкий уровень учебно-познавательных интересов. Свидетельствует об отсутствии желания осуществления какой-либо познавательной деятельности. Интересы учащихся не развиты.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты, представленные в Таблице3:

 Таблица 3

Распределение по уровню сформированности уровня учебно-познавательного интереса в ходе 3 теста.

ФИО. Результат Средний Балл.
1 А. К. Сильно выраженный 1,6
2 Г. М. Сильно выраженый 1,2
3 Е. Д. Средне выраженный 1
4 Е. И. Средне выраженный 1
5 К. К. Средне выраженный 1,2
6 К. С. Средне выраженный 1,2
7 К. Д. Сильно выраженный 1,8
8 К. Т. Сильно выраженный 1,6
9 М. Д. Средне выраженный 1,2
10 М. А. Сильно выраженный 1,6
11 Н. А. Не выражен 0,2
12 Н. М. Сильно выраженный 1,6
13 Н. А. Сильно выраженный 1,8
14 О. А. Сильно выраженный 1,8
15 О. В. Средне выраженный 1,6
16 П. Н. Средне выраженный 1
17 П. А. Средне выраженный 1,2
18 С. А. Средне выраженный 1,4
19 Т. В. Не выражен 0,2
20 Ц. Ю. Средне выраженный 1,2

 

¾ сильно выраженный познавательный интерес-40%, то есть 8  человек;

¾ средне выраженный познавательный интерес-50%, то есть 10 человек;

¾ интересы учащихся не развиты вовсе-10%,то есть 2 человека.

Для наглядности, полученные нами данные, были занесены на рис.3

Рис. 3. Уровни познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса. Заключительный замер.

 

Заключительное мероприятие отличилось наибольшей продуктивностью, по сравнению со всеми предыдущими, поскольку 90% учащихся, согласно шкале сформированности,  обладают сильно и средне выраженными  учебно-познавательными интересами. Все эти учащиеся отличились своей активностью. Возникало множество дополнительных вопросов, на которые было предложено ответить одноклассникам учащихся. Тем самым учащиеся делились знаниями друг с другом. Динамику развития учебно-познавательного интереса в ходе проводимого нами исследования можно проследить на рис. 4.

Рис.4. Динамика развития учебно-познавательных интересов учащихся 8 «Б» класса.

В целом, проведенный нами комплекс внеклассных мероприятий по теме «Исторический цикл: Главные победы наших предков» можно считать вполне успешным, поскольку результаты контрольного опроса говорят об устойчивом увеличении количества людей с высоким уровнем познавательного интереса, а именно увеличилось на 10% (2 человека), количество учащихся со выраженным познавательным интересом выросло на 5%( на 1 человека), а количество учащихся с неразвитым уровнем учебно-познавательного интереса снизилось на 15% ( 3 человека).

Нами было отмечено, что с каждым последующим мероприятием учащиеся более активно вливались в процесс решения тех или иных вопросов, а также активно задавали вопросы, которые возникали по ходу мероприятий. это свидетельствует о положительной динамике в формировании интересов учащихся, что свидетельствует об активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Особый интерес учащиеся проявляли к заданиям в игровой форме. Благодаря играм ученики не стеснялись высказать свою точку зрения и ответить неверно.

Таким образом, проводя курсы мероприятий по истории с использованием активных методов можно в дальнейшем достичь высоких показателей познавательных интересов, что в свою очередь окажет огромное влияние на формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся.


 


Заключение

В нашей курсовой работе, посвященной активизации учебно-познавательной деятельности в работе классного руководителя были рассмотрены основные понятия, методы и функции классного руководителя в работе по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Исходя из анализа литературы, нами была раскрыта сущность учебно-познавательной деятельности учащихся: интерес к учению; инициативность учащихся; активная познавательная деятельность учащихся. Основные функции классного руководителя в развитии учебно-познавательной деятельности учащихся: контроль и корректировка успешности процесса обучения; рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности; развитие позитивных индивидуальных свойств ученика: способностей, интересов, склонностей; повышение эффективности самостоятельной деятельности учащихся ; повышение мотивации к процессу обучения; развитие учебно-познавательных интересов.

Апробированный нами курс мероприятий по теме «Исторический цикл: Главные победы наших предков» способствует:

¾ формированию учебно-познавательного интереса;

¾ повышению мотивации к обучению;

¾ стремлению к самостоятельному получению знаний;

¾ повышению качества знаний.

В процессе проведения контрольного исследования было выявлено, что большинство учеников обладают стабильным уровнем учебно-познавательного интереса, что свидетельствует об их заинтересованности в учебно-познавательной деятельности. В ходе проведения нами курса мероприятий было отмечена положительная динамика в изменении уровня учебно-познавательного интереса учащихся.

Разработанные нами мероприятия могут в дальнейшем использоваться классными руководителями в своей деятельности.

Таким образом цель нашего исследования : изучение активизации учебно-познавательной активности в работе классного руководителя - достигнута и задачи успешно решены.


 


Библиографический список

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования(5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.)//Минобрнауки 17.12.2010.: № 1897.

2.Алексеенцева, И.В. «ФГОС как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст] / И.В. Алексеенцева,- Барнаул: Актуальные вопросы методики обучения истории, 2015.- 17-19 с.

3.Скворцова, Н.В. «Пути и средства активизации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст] / Н.В.Скворцова,- Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2015- 83-85 с.

4.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. [Текст] / Г.И. Щукина,– М.: Просвещение, 1971. - 123–127 с.

5.Воровщиков, С. Г. «Специфика учебно - познавательной деятельности как разновидности учения» [Текст] / С. Г. Воровщиков .- М.: Преподаватель XXI ВЕК, 2013.-18 с.

6.Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии., 1982. №4.- 50 с.

7.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990 г. - 212 с.

8. Харламов, И. Ф. Педагогика: краткий курс. Минск: Высш. шк., 2004. -272 с.

9.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгодский. — М.:Просвещение,1996.-84 с.

10.Пидкасистый, П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса[Текст] / П.И. Пидкасистый– М., 1988г.- 176 с.

11. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина,- М., 1979. - 106 с.

12.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе   [Текст] / Н.Г. Морозова//Педагогика и психология. -1979. -№ 2. -21 с.

13.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] /    Г.К. Селевко ,- М.: Народное образование, 2005.- 556 с.

14.Мехтизаде, М.М. Пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах[Текст] /М. М. Мехтизаде, - Баку: Маариф, 1982 .-381 c.

15.Артеменко, О.Н. «Влияние дидактических умений учителя на эффективность организации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст]/О.Н. Артеменко.-М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2009.- 6 с.

16. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:(Метод. основы) [Текст] / Ю. К. Бабанский,- М.: Просвещение, 1982 .- 192 с.

17 Соколова, И.Ю «Учебно-познавательная деятельность, условия ее активизации, эффективность оптимального функционирования подструктур» [Текст] / И.Ю. Соколова под ред. Н.К Грицкевич.- Пенза:"Академия Естествознания" ,- 2016.- 335 с.

18.Акимова,Л.В. Мероприятие «Знаю,помню,горжусь» [Электронный ресурс] -Режим доступа: festival.1september.ru/articles/559918.

19.Ненахова, Е.В. «Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы»[Текст]/ Е.В. Ненахова,- М.: ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика, № 2 / 2014 ,- 207.-211 с.

20.Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника[Электронный ресурс]/ Юркевич В.С// Вопросы психологии №2 1980-Режим доступа :  voppsy.ru/issues/1980/802/80208.

21.Рослякова, С.В. «К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников» [Текст] / С.В. Рослякова,- Краснодар.:  Историческая и социально педагогическая мысль2015.- 130 с.

22.Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студентов высших педегогических учебных заведений [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,          Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

23.Божович, JI.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текс]. / JI.И. Божович. Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 349 с.

24.Шамова, Т.А. Активизация учения школьников [Текст] / Т.А. Шамова,– М.: Педагогика, 1982. – 209 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...