Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ эффективности работы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Одним из критериев учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. У одних детей познавательные интересы хорошо развиты, у других они проявляются очень слабо. Определить интенсивность познавательных интересов можно с помощью анкет. В нашем исследовании были использованы три анкеты, направленные на изучение уровня учебно-познавательного интереса учащихся. Нами были использованы тесты, основанные на методической разработке Е.В.Ненаховой (приложение 7-8) [17]. Нами было проведено три замера уровня учебно- познавательного интереса у учащихся 8 «Б» класса: ¾ Перед проведением первого классного часа. Начальный замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся; ¾ После проведения второго классного часа. Второй замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся; ¾ После третьего классного часа. Третий заключительный замер уровня учебно-познавательного интереса учащихся. По окончанию каждого замера данные вносились в таблицу. Начальный замер был проведен нами перед проведением первого классного часа. Тест 1 включает 10 вопросов, в каждом из которых предложено 4 варианта ответов. Содержание вопросов отражает критерии проявления учебно-познавательного интереса. Учащимся предлагалось выбрать один вариант ответа, наиболее близкий им. Критерии оценки представлены в таблице1.
Таблица 1 Критерии обработки результатов теста
Исходя из данных первичного опроса по изучению уровней учебно-познавательного интереса, мы получили следующие данные, продемонстрированные в Таблице 2. Таблица 2 Распределение по уровню сформированности уровня учебно-познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса
После обработки полученных результатов, мы выяснили, что ¾ сильно выраженный познавательный интерес-30%, то есть 6 человек; ¾ средне выраженный познавательный интерес-45%, то есть 9 человек; ¾ интересы учащихся не развиты вовсе-25%, то есть 5 человек.
Рис 1. Уровни познавательных интересов учащихся 8 «Б» класса. Начальный замер. В ходе проведения первого мероприятия учащиеся сначала сковано отвечали на вопросы, однако после того как класс был поделен на группы, активно влились в процесс интеллектуальной игры. Вторичный замер уровня развития учебно-познавательного интереса был проведен после второго проведенного классного часа. Тест 2 состоит из 15 высказываний, которые учащимся предлагалось оценить по 3-балльной шкале: 0 – нет (редко), 1 – иногда, 2 – да (часто). Критерии оценки уровня учебно-познавательного интереса представлены в Таблице 3. Таблица 3 Критерии обработки результатов теста
Полученные нами результаты выглядят следующим образом: Таблица 4 Результаты вторичного замера уровня учебно-познавательных интересов
¾ сильно выраженный познавательный интерес-35% (7 человек); ¾ средне выраженный познавательный интерес-45% (9 человек); ¾ интересы учащихся не развиты вовсе-20% (4 человека). Для большей наглядности мы занесли ее на рис.2.
Рис. 2. Уровни познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса. Вторичный замер. В ходе второго проводимого мероприятия нами было отмечено, что ученики, результаты которых свидетельствовали о неразвитости познавательных интересов в этот раз старались отвечать на вопросы и принимали участие в работе группы. Заключительный тест был разработан и проведен по методике В.С.Юркевич (приложение 8) [18]. Цель методики для выявления особенностей познавательного интереса В. С. Юркевича определение интенсивности познавательного интереса. (Приложение 3).В тесте участникам предлагалось ответить на пять вопросов. Полученные результаты приводились к среднему баллу. Средний балл сопоставляли с имеющимися критериями. Критерии оценки полученных результатов: ¾ 1,6-2 балла - высокий уровень учебно-познавательных интересов. Характеризуется высоким уровнем учебно-познавательной деятельности. Сильно выраженный учебно-познавательный интерес. ¾ 1-1,4 балла - средний уровень учебно-познавательных интересов. Характеризуется любознательностью к какому-либо виду познавательной деятельности. Средне выраженный познавательный интерес. ¾ 0-0,8 балла - низкий уровень учебно-познавательных интересов. Свидетельствует об отсутствии желания осуществления какой-либо познавательной деятельности. Интересы учащихся не развиты. В ходе исследования нами были получены следующие результаты, представленные в Таблице3: Таблица 3 Распределение по уровню сформированности уровня учебно-познавательного интереса в ходе 3 теста.
¾ сильно выраженный познавательный интерес-40%, то есть 8 человек; ¾ средне выраженный познавательный интерес-50%, то есть 10 человек; ¾ интересы учащихся не развиты вовсе-10%,то есть 2 человека. Для наглядности, полученные нами данные, были занесены на рис.3 Рис. 3. Уровни познавательного интереса учащихся 8 «Б» класса. Заключительный замер.
Заключительное мероприятие отличилось наибольшей продуктивностью, по сравнению со всеми предыдущими, поскольку 90% учащихся, согласно шкале сформированности, обладают сильно и средне выраженными учебно-познавательными интересами. Все эти учащиеся отличились своей активностью. Возникало множество дополнительных вопросов, на которые было предложено ответить одноклассникам учащихся. Тем самым учащиеся делились знаниями друг с другом. Динамику развития учебно-познавательного интереса в ходе проводимого нами исследования можно проследить на рис. 4.
Рис.4. Динамика развития учебно-познавательных интересов учащихся 8 «Б» класса. В целом, проведенный нами комплекс внеклассных мероприятий по теме «Исторический цикл: Главные победы наших предков» можно считать вполне успешным, поскольку результаты контрольного опроса говорят об устойчивом увеличении количества людей с высоким уровнем познавательного интереса, а именно увеличилось на 10% (2 человека), количество учащихся со выраженным познавательным интересом выросло на 5%( на 1 человека), а количество учащихся с неразвитым уровнем учебно-познавательного интереса снизилось на 15% ( 3 человека). Нами было отмечено, что с каждым последующим мероприятием учащиеся более активно вливались в процесс решения тех или иных вопросов, а также активно задавали вопросы, которые возникали по ходу мероприятий. это свидетельствует о положительной динамике в формировании интересов учащихся, что свидетельствует об активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Особый интерес учащиеся проявляли к заданиям в игровой форме. Благодаря играм ученики не стеснялись высказать свою точку зрения и ответить неверно. Таким образом, проводя курсы мероприятий по истории с использованием активных методов можно в дальнейшем достичь высоких показателей познавательных интересов, что в свою очередь окажет огромное влияние на формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Заключение В нашей курсовой работе, посвященной активизации учебно-познавательной деятельности в работе классного руководителя были рассмотрены основные понятия, методы и функции классного руководителя в работе по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исходя из анализа литературы, нами была раскрыта сущность учебно-познавательной деятельности учащихся: интерес к учению; инициативность учащихся; активная познавательная деятельность учащихся. Основные функции классного руководителя в развитии учебно-познавательной деятельности учащихся: контроль и корректировка успешности процесса обучения; рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности; развитие позитивных индивидуальных свойств ученика: способностей, интересов, склонностей; повышение эффективности самостоятельной деятельности учащихся ; повышение мотивации к процессу обучения; развитие учебно-познавательных интересов. Апробированный нами курс мероприятий по теме «Исторический цикл: Главные победы наших предков» способствует: ¾ формированию учебно-познавательного интереса; ¾ повышению мотивации к обучению; ¾ стремлению к самостоятельному получению знаний; ¾ повышению качества знаний. В процессе проведения контрольного исследования было выявлено, что большинство учеников обладают стабильным уровнем учебно-познавательного интереса, что свидетельствует об их заинтересованности в учебно-познавательной деятельности. В ходе проведения нами курса мероприятий было отмечена положительная динамика в изменении уровня учебно-познавательного интереса учащихся. Разработанные нами мероприятия могут в дальнейшем использоваться классными руководителями в своей деятельности. Таким образом цель нашего исследования : изучение активизации учебно-познавательной активности в работе классного руководителя - достигнута и задачи успешно решены.
Библиографический список 1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования(5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.)//Минобрнауки 17.12.2010.: № 1897. 2.Алексеенцева, И.В. «ФГОС как фактор активизации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст] / И.В. Алексеенцева,- Барнаул: Актуальные вопросы методики обучения истории, 2015.- 17-19 с. 3.Скворцова, Н.В. «Пути и средства активизации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст] / Н.В.Скворцова,- Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2015- 83-85 с. 4.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. [Текст] / Г.И. Щукина,– М.: Просвещение, 1971. - 123–127 с. 5.Воровщиков, С. Г. «Специфика учебно - познавательной деятельности как разновидности учения» [Текст] / С. Г. Воровщиков .- М.: Преподаватель XXI ВЕК, 2013.-18 с. 6.Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии., 1982. №4.- 50 с. 7.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990 г. - 212 с. 8. Харламов, И. Ф. Педагогика: краткий курс. Минск: Высш. шк., 2004. -272 с. 9.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгодский. — М.:Просвещение,1996.-84 с. 10.Пидкасистый, П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса[Текст] / П.И. Пидкасистый– М., 1988г.- 176 с. 11. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина,- М., 1979. - 106 с. 12.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова//Педагогика и психология. -1979. -№ 2. -21 с. 13.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко ,- М.: Народное образование, 2005.- 556 с. 14.Мехтизаде, М.М. Пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах[Текст] /М. М. Мехтизаде, - Баку: Маариф, 1982 .-381 c. 15.Артеменко, О.Н. «Влияние дидактических умений учителя на эффективность организации учебно-познавательной деятельности школьников» [Текст]/О.Н. Артеменко.-М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2009.- 6 с. 16. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:(Метод. основы) [Текст] / Ю. К. Бабанский,- М.: Просвещение, 1982 .- 192 с. 17 Соколова, И.Ю «Учебно-познавательная деятельность, условия ее активизации, эффективность оптимального функционирования подструктур» [Текст] / И.Ю. Соколова под ред. Н.К Грицкевич.- Пенза:"Академия Естествознания" ,- 2016.- 335 с. 18.Акимова,Л.В. Мероприятие «Знаю,помню,горжусь» [Электронный ресурс] -Режим доступа: festival.1september.ru/articles/559918. 19.Ненахова, Е.В. «Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы»[Текст]/ Е.В. Ненахова,- М.: ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика, № 2 / 2014 ,- 207.-211 с. 20.Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника[Электронный ресурс]/ Юркевич В.С// Вопросы психологии №2 1980-Режим доступа : voppsy.ru/issues/1980/802/80208. 21.Рослякова, С.В. «К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников» [Текст] / С.В. Рослякова,- Краснодар.: Историческая и социально педагогическая мысль2015.- 130 с. 22.Сластенин, В.А. Педагогика:Учеб. пособие для студентов высших педегогических учебных заведений [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 23.Божович, JI.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текс]. / JI.И. Божович. Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 349 с. 24.Шамова, Т.А. Активизация учения школьников [Текст] / Т.А. Шамова,– М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |