Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Существует множество методических приёмов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Учителями и методистами накоплен огромный «арсенал» методов и приемов, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности, которые содействуют обогащению школьников учебной информацией. Основным источником интересов к учебно-познавательной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того, чтобы содержание оказало наиболее сильное влияние на учащихся, оно должно соответствовать целому ряду требований. Имеется целый ряд специальных приемов. К ним можно отнести создание ситуаций новизны, актуальности. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые вызывают учебно-познавательный интерес в учебно-познавательной деятельности учащегося[24]. Но деятельность не будет протекать успешно, если не используются методы, которые в свою очередь формируют знания, умения и навыки в учебно-познавательной деятельности. В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес учащихся к данному предмету. Эти задачи успешно решаются через технологии применения активных форм обучения. Методы активизации учебно-познавательной деятельности – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и ученика в процессе обучения. Известный педагог М.Н. Скаткин: « Метод-это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил»[12]. Методы и приемы, которые педагог имеет в своем арсенале являются главным показателем его педагогического мастерства. Методы, которые способствуют максимальному повышению уровня учебно-познавательной активности на уроке, также побуждают учащихся к старательному учению. Их следует называть активными методами. Традиционно принято выделять: ¾ словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение); ¾ наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий); ¾ практические методы (лабораторные и практические работы). От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока. Методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: 1.Частично-поисковый. При применении этого метода руководит работой класса непосредственно сам преподаватель. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. 2. Игровой метод. Г.К. Селевко дает следующее определение игры: «Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [13]. Принято выделять 4 вида игр: ¾ Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности. ¾ Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникабельности. ¾ Развивающие: развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие мотивации учебной деятельности. ¾ Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; обучение общению. 3. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект – субъектному). Такой переход способствует самореализации всех участников диалога. 4. Проблемный метод (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе данный метод рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний интерес, который важен для укрепления познавательного интереса. Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. 5.Метод разнообразных форм учебной работы. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные. При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано – групповые и дифференцированно – групповые. Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками – это самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. 6. Использование информационных технологий (ИТ). Использование ИТ положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся. 7. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. 8. Метод исследовательского обучения. Создание творческой работы способствует активизации учебно-познавательной деятельности, поскольку сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. 9. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов. 10. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Мотивация – процесс побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, а также активному освоению содержания обучения Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся: ¾ Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью. ¾ Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее –развивающаяся кооперация. ¾ Волевые: формирование ответственного отношения, коррекция своей деятельности. ¾ Социальные: развитие желания быть полезным, заинтересованность результатами своей и коллективной работы и т.д. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: ¾ Соответствие принципов методу обучения; ¾ Соответствие целям и задачам обучения; ¾ Соответствие содержанию данной темы; ¾ Соответствие учебным возможностям учащихся; ¾ Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения; ¾ Соответствие возможностям самих учителей (опыт, практическая и теоретическая подготовленность) [14]. Таким образом, использование различных методов как на уроках, так и на различных мероприятиях способствует повышению учебно-познавательного интереса, повышению мотивации к обучению, стремлению к самостоятельному получению знаний; повышению качества знаний. Именно благодаря использованию данных методов можно добиться положительной динамики учебно-познавательной деятельности учащихся.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |