Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.




Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя

Выполнила:

студентка 2 курса

факультета истории,

 политических наук и культурологии

группы ПОДб-2202-58-00

очной формы обучения

 Калимулина Ксения Руслановна

____________________/подпись/

Научный руководитель:

 канд. педагог. наук,

старший преподаватель

кафедры педагогики

Конышева Алия Вазиховна

_____________________/подпись/

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя. 6

1.1 Сущность активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 6

1.2 Методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 13

1.3 Функции классного руководителя в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 19

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации учебно-познавательной деятельности в работе классного руководителя. 23

2.1. Разработка и пробация курса мероприятий по теме «Исторический цикл: Главные победы наших предков». 23

2.2 Анализ эффективности работы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя. 30

Заключение. 40

Библиографический список. 42

 


 


Введение

Актуальность курсовой работы проявляется в значительных социокультурных и экономических преобразованиях, происходящих сегодня в системе образования, в основе которой воспитание творческой, социально адаптированной личности, готовой к жизненному самоопределению, самореализации и самоутверждению. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования закрепляет активную учебно-познавательную деятельность обучающихся как одну из основ системно-деятельностного подхода в образовании. В этой связи происходит переосмысление традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта [1].

Анализ школьной практики обнаруживает серьезные затруднения учителей в педагогическом проектировании учебно-познавательной деятельности. Активизация учебно-познавательной деятельности является наиболее актуальной проблемой современности. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы и методики. Какими они должны быть? Этот вопрос волнует многих ученых-педагогов.

Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Целью данной работы является изучение активизации учебно-познавательной деятельности в работе классного руководителя.

Объект исследования – процесс активизации  учебно-познавательной деятельности.

Предмет – функции классного руководителя в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс активизации учебно-познавательной деятельности будет эффективен если будут учитываться значение и методы активизации, а также функции классного руководителя в активизации учебно-познавательной деятельности.

Задачи исследования:

¾ Изучить особенности активизации учебно-познавательной деятельности;

¾ Выделить методы  активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

¾ выявить основные функции деятельности классного руководителя, направленной на активизацию учебно-познавательную деятельность учащихся;

¾ разработать и апробировать курс мероприятий, направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы исследования:

теоретического уровня (анализ, обобщение, сравнение);эмпирического уровня (анкетирование);.

Теоретическая база исследования:

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанский[16], Л.И. Божович [23 ], педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах    П.И. Пидкасистого [10], Т.И. Шамовой [24], Г.И. Щукиной [4], психологические особенности активизации учебно-познавательной деятельности представлены в работах Л.С. Выготский [9].

Эмпирическая база исследования: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся      8 «Б» класса, в количестве 20 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем – обобщение материала по вопросу развития учебно-познавательной деятельности в работе классного руководителя, а также комбинирование существующих в современной методике приемов, средств и форм нетрадиционного урока, направленных на формирование учебно-познавательной активности.

Практическая значимость состоит в разработке курса внеклассных мероприятий, направленных на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. 


 


Глава 1 Теоретические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в работе классного руководителя

Сущность активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе – это необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей. Невозможно переоценить значение учебно-познавательной деятельности для общего развития учащегося и формированию его личности в целом. Следует отметить, что именно под влиянием учебно-познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Основной целью современного обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями, а также навыками, но и формирование устойчивой учебно-познавательной деятельности учащихся. Следует отметить, что  степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

В научной литературе существует множество подходов к определению понятия «учебно-познавательной деятельности».

Активизация познавательной деятельности учащихся – целенаправленная педагогическая деятельность учителя, которая направлена на повышение уровня учебной активности школьников [2].

Активизация учебно-познавательной деятельности – это одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Изучая литературу, мы пришли к выводу о том, что учебно-познавательная деятельность - достаточно неоднозначное понятие. Многими учеными оно трактуется по-разному.

Вопросы активизации учения школьников рассматриваются в трудах известных российских и зарубежных педагогов и психологов Г.И. Щукиной, Л. С. Выготского, что свидетельствует главным образом о неизменном значении данного вопроса для педагогической практики [3].

 По мнению Г.И. Щукиной активизация учебно-познавательной деятельности – процесс, направленный на усиленную, совместную учителя и учащихся , на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения [4].

Учебно-познавательная деятельность- это учебное познание, которое протекает в совместной деятельности с учителем, при его непосредственном или опосредованном руководстве через различные средства управления.

Исследования Т.И. Шамовой позволяют сформулировать следующее определение: учебно- познавательная деятельность — это самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации [5].

Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс.

Воспитательно-развивающий результат учебно-познавательной деятельности состоит в интеллектуальном формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. К решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности следует подходить, понимая, что познавательная деятельность учащихся- элемент целостного процесса, представляющего собой целенаправленное, организованное, управляемое извне взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является самостоятельное овладение способами деятельности.

Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности учащихся зависят от позиции, которую они занимают в педагогической ситуации. Мы выделили следующие позиции:

¾ пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;

¾ активного самостоятельного поиска, обнаружения, а также использования информации;

¾ организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

Отношение учащихся к процессу обучению обычно характеризуется учебно-познавательной активностью. Особую сферу активности составляет активность познавательная. По утверждению М.И. Лисиной, познавательная активность занимает «структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее» [6].

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

¾ Стремление к самостоятельной деятельности;

¾ Стремление повысить свой уровень знаний;

¾ Готовность выполнять задания;

¾ Сознательность выполнения заданий

Активность является важной составляющей учебно-познавательной деятельности. И именно классный руководитель вносит огромный вклад в развитие данного качества. Традиционно в педагогике принято подразделять учебно-познавательную активности на три уровня:

1. Творческая активность.

Характеризуется интересом и стремлением проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ [7].

2. Интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

3. Воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

С целью развития активной учебно-познавательной учащихся И. Ф. Харламов считает целесообразным применение следующих приемов:

– создание проблемных ситуаций, постановка вопросов и познавательных задач, которые побуждают учащихся к активной интеллектуальной деятельности по их решению и приобретению новых знаний;

– побуждение учащихся к анализу приводимых примеров и фактов и самостоятельному формированию теоретических выводов, правил, понятий;

– выделение учащимися важнейших положений и вопросов, а также осмысление их логической последовательности в содержании излагаемого материала;

– постановка задач по сравнению с изучаемыми фактами и примерами и выделение в них существенных признаков, позволяющих делать теоретические обобщения;

– умение учителя насыщать изложение ярким фактическим материалом, интересными деталями, меткими афоризмами и замечаниями, которые придают обучению увлекательный характер;

– использование наглядных и технических средств обучения» [8].

Чтобы стимулировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Следует отметить, что важным компонентом учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес. Невозможно активизировать познавательную деятельность учащихся, если им не интересен предмет как таковой. Л.С. Выготский называл интерес как бы естественным двигателем детского поведения. «Он является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями» [9].

Применительно к учебной деятельности А.К. Маркова  выделяет следующие виды интереса к учению:

1.Глобальный, недифференцированный, т. е. широкий учебный интерес.

2.Интерес к постановке целей, задач, их реализации, т.е. планирующий учебный интерес.

3.Интерес к результатам учения, т. е. результативный учебный интерес.

4.Интерес к содержанию предмета, к процессу его усвоения, т. е. процессуально - содержательный.

5.Более глубокий интерес к процессу и к способам, приёмам его осуществления, т. е. учебно-познавательный интерес.

6.Стремление к преобразованию и совершенствованию своей учебной работы, т. е. преобразующий интерес.

Познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность личности, обращенная к предметной стороне области того или иного знания и процессу его овладения. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент в работе учителя. Данный «инструмент» позволяет ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те пункты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей [23].

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто как средство активизации учебно-познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент в работе учителя. Данный «инструмент» позволяет ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те пункты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Уровень развитости учебно-познавательного интереса зависит от ряда факторов: социальных, интеллектуальных и так далее. Развитие познавательного интереса имеет несколько стадий: от любопытства и любознательности, до стремления к познанию теоретических основ того или иного предмета.

Учебно-познавательные интересы учащихся характеризуются следующими факторами: интеллектуальной активностью, эмоциональным настроем, избирательной направленностью деятельности [10].

Развитию учебно-познавательных интересов способствует такая организация обучения, при которой ученик активно вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

Поэтому учебно-познавательный интерес, представляя собой, важный фактор учения, является в то же время жизненно необходимым фактором становления личности. Он позволяет испытывать интеллектуальное удовлетворение в любой деятельности, в которой совершается свободный выбор содержания и способов, укрепляют и познавательный интерес, укрепляют и самостоятельность, и активность развивающейся личности [11].

Значение активизации учебно-познавательной деятельности заключается в:

¾ формировании устойчивого интереса к предмету;

¾ самостоятельном овладении дополнительными материалами, которые не входят в учебную программу;

¾ использовании полученной информации на практике;

¾ повышении качества учебно-воспитательного процесса;

¾ формировании положительного отношения к учению.

Таким образом, сущность активизации учебно-познавательной деятельности состоит из следующих компонентов:

¾ интерес к учению;

¾ инициативность учащихся;

¾ активная познавательная деятельность учащихся.

На основе этого в следующей главе нами будут рассмотрены методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...