Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Структурализм и функционализм в психологии конца XIX века.




Предмет, задачи и методы структурной психологии с точки зрения Э. Титченера. Специфика аналитической интроспекции. Эмпирические исследования в лаборатории Э. Титченера. Вклад в развитие функционализма У. Джемса. У. Джемс о «потоке сознания». Развитие функционализма в Чикагской школе. Противоречия и борьба структурализма и функционализма в психологии конца XIX века.

Тема 5. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных отраслей в конце XIX - начале XX веков.Общая характеристика развития экспериментальной и прикладной психологии в данный период. Специфика развития экспериментальной психологии в Англии (исследования индивидуальных различий Ф. Гальтоном). Особенности развития экспериментальной психологии во Франции (измерение умственных способностей А. Бинэ, клинические исследования Т. Рибо и П. Жанэ). Развитие экспериментальной психологии в Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, О. Зельц). Становление экспериментальной и прикладной психологии в США (Ст. Холл, Дж. Кеттел, Г. Мюнстенберг). Зарождение экспериментальной психологии в России (В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов).

Практическое задание

Составить сравнительную таблицу развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века (к семинару 7)27 марта 2018г.

Страна Направление исследований (может быть несколько) Основные представители Основные результаты
Англия      
Франция      
США      
Германия      
Россия      


НЕДЕЛЯ V.

06.03.2018

Семинар 4. РОЛЬ В. ВУНДТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

ГРУППА СТУДЕНТОВ ГОТОВИТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ О СВОЕМ ВИДЕНИИ РОЛИ

В. ВУНДТА В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИИ

Темы сообщений:

1. Первые экспериментальные исследования в лаборатории В. Вундта.

2. В. Вундт о «психологии народов».

3. В. Вундт об эмоциях и чувствах.

Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. Разд.3, гл. 2. Разд.4, гл. 1-3. Разд.5, гл. 1. - М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3, 8– М., 1994.- С.92-95.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 88-102, Гл. 3.

Дополнительная

Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 163-189.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – 158-171, С. 196-199.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 19-24.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 145-154, 169-172.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 219-226. Гл. 7, 9.

НЕДЕЛЯ VI.

Г.

Семинар 5. Программа построения психологии Ф. Брентано и Структурализм и функционализм в психологии

Вопросы для повторения

1. Понятие об интенциональных актах сознания у Ф. Брентано.

2. Основные характеристики сознания по Ф.Брентано.

3. Характеристика метода систематической экспериментальной интроспекции по Э. Титченеру.

4. Предмет, методы и задачи структурной психологии по Э. Титченеру.

5. Критика структурализма, основные положения функциональной психологии.

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Психология как наука об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.

2. Сравнение представлений о предмете, методах, задачах психологии в программах В. Вундта и Ф. Брентано.

3. Сравнение представлений о предмете, методах и задачах психологии в структурализме и функционализме.

4. Сравнительный анализ влияния структурализма и функционализма на дальнейшее развитие психологии

Темы докладов:

1. Аристотель, Аквинский, Брентано – развитие идеи об интенциональности души.

2. Сравнительный анализ влияния на дальнейшее развитие психологии идей В. Вундта и Ф. Брентано.

3. Развитие метода интроспекции в истории психологии, его виды, преимущества и ограничения.

4. Чикагская школа функционализма, ее влияние на развитие психологии.


Темы сообщений:

1. Э. Титченер о сознании и внимании.

2. У. Джемс о потоке сознания.

3. Теория эмоций Джемса – Ланге.


Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1-2. М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.М., 1994. С.95, 103-104.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. Гл. 5, 7

Дополнительная

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003. С. 202-213.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 199-202, 212-214.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. С.35-40.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 226-229, 238-245, 310-314, 321-334.

Г.

Лекция 3.

Тема 6. Психология как наука о протекании психических деятельностей.

Развитие психологических идей в России в конце XVIII-начале XIX вв. Жизненный путь И. М. Сеченова. Труды И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию» и «Элементы мысли», их значение для развития психологии. Предмет, методы и задачи психологии с точки зрения И.М. Сеченова. Значение идей И.М. Сеченова для развития отечественной и мировой психологии.

Практическое задание

Составить сравнительную таблицу первых программ построения психологии как науки

(к семинару 6) – 20 марта 2018г.

Автор В. Вундт Ф. Брентано И.М. Сеченов
Название программы      
Предмет психологии (с пояснением)      
Методы психологии      
Задачи психологии      
Влияние на последующее развитие психологии      

 

Творческое задание (дополнительное, по выбору)

Эссе «Идеи и образ И.М. Сеченова в русской классической литературе» (письменно с возможностью устного выступления на семинаре 6) – 20 марта 2018г.

Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1-2. М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.М., 1994. С.95, 102-104, 191-197.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 3-117.

Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 118-208.

Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 209-355.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. С. 109-112, 117-127, 172-182.

Дополнительная

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 199-202, 212-214, 239-242.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. С.35-40.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 226-245, 310-314, 321-334.

Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. Л., 1968.

Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

Неделя VII.

Г.

Семинар 6. Развитие психологических идей в России в XIХ веке. Программа построения психологии И.М. Сеченова.

Вопросы для повторения

1. Специфика развития психологических идей в России в XIХ веке.

2. Открытие центрального торможения И.М. Сеченовым.

3. Понимание и структура рефлекса у И.М. Сеченова.

4. Психология как наука о происхождении психических деятельностей И.М. Сеченова.

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Сравнение программы построения психологии И.М. Сеченова с программами В. Вундта и Ф. Брентано.

2. Влияние идей И.М. Сеченова на развитие российской и мировой психологии.

Темы сообщений:

1. Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

2. Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию?».

3. Структура и основное содержание трактата И.М. Сеченова «Элементы мысли».

Темы докладов:

1. Развитие идей И.М. Сеченова в трудах И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

2. Дискуссия И.М. Сеченова и К.Д. Кавелина о задачах психологии.

Литература

Основная

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003. С.416-444, 481-491.

Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 1. М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994. С.95-97, 191-197.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 3-117.

Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 118-208.

Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 209-355.

Дополнительная

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 224-252.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 229-245.

Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. Л., 1968.

Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.



Неделя VIII.

Г.

Семинар 7. Развитие экспериментальной и прикладной психологии в Англии, во Франции, в Германии, США и России на рубеже XIХ-ХХ веков.

Вопросы для повторения

1. Разработка проблемы индивидуальных различий Ф. Гальтоном и А. Бинэ.

2. Первые тесты и шкалы умственного развития.

3. Исследования природы гипнотизма во французской психиатрии.

4. Концепция рекапитуляции развития психики Ст. Холла.

5. Развитие отраслей психологии в начале ХХ века.

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Общая характеристика развития экспериментальной психологии в конце XIX – начале XX века.

2. Проблемы диагностики интеллектуальных способностей, развитие метода тестов.

3. Сравнительный анализ развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века в разных странах (с опорой на подготовленную таблицу).

 

Темы докладов:

1. Т. Рибо и П. Жанэ о социальной обусловленности психики.

2. Разработка клинического наблюдения и использования «патологического материала» в трудах французских ученых (в конце XIX – начале XX века.).

3. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза и Г. Мюллера.

4. Экспериментальные исследования мышления (О. Кюльпе, О. Зельц, Вюрцбургская школа).

5. Первые экспериментальные психологические исследования в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов).

Литература

Основная

Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 3. М., 2004.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.М., 1994. С.97-102.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998. С. 154-162, 218-223. Гл. 8

Дополнительная

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003. С. 199-202, 234-240. С. 213-222, 279-288.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. С. 7-18, 100-109. С.25-34, 81-99, 340-347.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 254-257, 262-274, 314-321

Г.

Лекция 4.

Тема 7. Открытый кризис в психологии. Возникновение и развитие бихевиоризма.

Причины, проявления и последствия открытого кризиса в психологии. Возникновение научных школ. Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса». Значение кризиса для дальнейшего развития психологии.

Предпосылки и причины возникновения бихевиоризма. Жизненный путь Д. Уотсона. «Манифест бихевиоризма» Д. Уотсона. Понимание предмета, методов, задач психологии в классическом бихевиоризме. Экспериментальные исследования Д. Уотсона. Необихевиоризм как поиск «промежуточных переменных» (Э. Толмен, К. Халл). Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера. Когнитивный бихевиоризм (модель Т-О-Т-Е). Социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры. Вклад бихевиоризма (необихевиоризма) в развитие современной психологии.

 

Практическое задание

Подготовить конспект работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (к семинару 10) – 17 апреля 2018г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...