Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные данной программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

(РУДН)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА № ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЯ

Кафедра:Социальной и дифференциальной психологии

 

Направление:Психология

Дисциплина:История психологии: 2-ой уровень

Кредит: 2

Статус дисциплины:обязательный курс

4-й семестр, лекций – 16 часов, семинаров – 32 часа, самостоятельная работа – 48 часов.

 

 

Преподаватели:кандидат психол. н., доцентИрина Александровна Новикова,

                      кандидат психол. н., доцент Марина Александровна Рушина

Телефон: 434 – 43 – 64, доб. 12-67 (кафедра социальной и дифференциальной психологии), каб. 627

E-mail: rushina_ma@pfur.ru

 

Москва, РУДН, 2018г., февраль

 


 


Описание курса

Цель курса:

Основная целькурса «История психологии» - рассмотрение и анализ возникновения и развития научных знаний о психической реальности.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса нужно решить следующие задачи:

· изучить генезис основных психологических понятий, представлений и направлений в исторической перспективе; выявить их исходные позиции, рассмотреть процессы взаимовлияния и тенденции развития в современности;

· систематизировать, обобщить и осмыслить психологические знания, полученные при изучении курсов общей, возрастной, педагогической, социальной и др. психологии;

· развить умение чтения научной психологической литературы с более глубоким пониманием смыла и значения используемых психологических терминов и проникновением в сущность описываемых закономерностей;

· показать необходимость знания истории вопроса для грамотной постановки и решения проблемы психологического исследования по любой тематике;

· способствовать формированию нравственных и этических норм будущих специалистов на примерах рассмотрения драматических судеб и борьбы во имя истины выдающихся ученых прошлого.

 

Содержание курса:

Психология относится к числу таких наук, без знания истории развития которых, невозможно понять их современное состояние. Дисциплина «История психологии» изучается студентами-психологами на втором курсе, в течение двух семестров. Специфика содержания данного курса состоит в том, что его изучение во многом опирается на знания, полученные студентами в предыдущие периоды обучения (по курсам философии, общей, возрастной, социальной психологии и др.). Изучение истории развития научных психологических знаний во многом способствует повторению, более глубокому пониманию и осмыслению, систематизации основных психологических понятий, категорий, направлений, теорий. Без освоения истории психологии невозможно получение полноценного «базового» психологического образования.

В данном курсе рассматриваются основные линии развития научных знаний о психической реальности от античности до наших дней. Содержание курса включает в себя шесть основных разделов: «Введение», «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе», «Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании», «Выделение психологии в самостоятельную науку», «Развитие психологии в ХХ веке» и «Заключение».

Организационно-методическое построение курса:

В третьем семестре изучаются разделы «Введение», «Развитие психологических знаний в рамках учений о душе» и «Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании» (17 часов лекций и 34 часов семинарских и практических занятий), в четвертом – «Выделение психологии в самостоятельную науку», «Развитие психологии в ХХ веке» и «Заключение» (16 часов лекций и 32 часа семинарских и практических занятий).

В ходе изучения курса студенты знакомятся с рядом первоисточников и делают их краткие конспекты. Для систематизации изученного в каждом разделе материала составляются сравнительные таблицы и схемы. В качестве итогового задания по всему курсу составляется «Схема развития психологии», в которой показываются основные линии развития основных психологических понятий, школ и направлений. На семинарских занятиях обсуждаются наиболее сложные вопросы изучаемой темы, прочитанные студентами первоисточники, выполненные творческие работы, доклады, подготовленные по дополнительной литературе. Ряд семинаров проводится в форме диспутов с элементами ролевой игры.

Текущие контрольные работы и текущие аттестации включают тестовые вопросы и задания на понимание и осмысление изученного материала. Обязательным компонентом итоговых аттестаций является устная «защита» подготовленных схем.

Обязательная литература:

Аристотель. О душе // Аристотель. Собр.соч. В 4 т. Т. 1. М., 1976.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 2004.

Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч. Т.1. М., 1989.

История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Екатеринбург, 1999.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

Платон. Пир // Платон. Собр.соч. В 4 тт. М., 1990. Т. 1.

Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 3-117.

Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 118-208.

Сеченов И.М. Элементы мысли // Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб, 2001. С. 209-355.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.

 

Дополнительная литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983. С. 5-328.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1983. С. 291-436.

Гельвеций К.А. Об уме // Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.

Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой ум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч. Т.1. М., 1989.

Джемс У. Психология. М., 1991.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Д. Дидро. Соч. Т. 2. М., 1991.

Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях // Э.Б. Кондильяк. Соч. Т. 2. М., 1982.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Г.В. Лейбниц. Соч. Т. 2. М., 1983.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. Т. 1. М., 1985.

Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр.соч. В 4 тт. М., 1990. Т. 1. С. 3-63.

Лукреций Т. К. О природе вещей. М., 1983.

Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.

Платон. Апология Сократа // Платон. Собр.соч. В 4 тт. М., 1990. Т. 1. С. 70-96.

Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.

Рассел Б. История западной философии. Ростов-н/Дону, 1998.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957.

Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. М., 1999.

Феофраст. Характеры. М., 1993.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

 

Условия и критерии выставления оценок:

Все виды учебных работ выполняются точно в сроки, предусмотренные данной программой обучения. Работы, сданные позже положенного срока, не оцениваются.

Работа студентов на семинарах включает в себя участие в обсуждении проблемных вопросов (вопросы для повторения и обсуждения), ответы на вопросы преподавателя, внимательное слушание, конспектирование и обсуждение докладов, подготовленных другими студентами, и др.

Минимальная отметка 0,5 балла выставляется, если студент присутствовал на семинаре, внимательно слушал ответы одногруппников, но сам не отвечал.

1 балл выставляется, если студент один – два раза правильно ответил на дополнительный вопрос или выступил с небольшим дополнением.

1,5 – 2 балла выставляются при активном участии студента в предлагаемых формах работы на семинаре, в зависимости от полноты и правильности ответов.

Максимальная оценка 2-3 балла выставляется, если студент активно работал в течение всего семинара (принимал участие во всех формах работы) и давал абсолютно обоснованные, полные и правильные ответы (за постоянную работу на семинарском занятии студент получает возможность превысить 100бальную оценку).

В случае, если студент присутствовал на семинаре, но неоднократно нарушал дисциплину, отвлекался, занимался посторонними делами, мешал работе группы и др., то он не получает баллов (отметка 0 баллов).

Темы устных сообщений (докладов) приведены в настоящей программе, и студенты знакомятся с ними заранее.

Как правило, каждый студент выступает с таким сообщением (докладом) один раз в семестр. Выступление со вторым сообщением (докладом) возможно, если все члены группы уже выступили с работой, либо студент, который выбрал определенную тему работы, не может с ним выступить по той или иной причине. Все вопросы по выбору темы сообщений (докладов) и очередности выступлений согласуются с преподавателем.

Максимальная оценка за выступление с докладом – 4 балла –складывается из следующих компонентов:

0,5 – 1 балл –наличие специально подготовленного текста или развернутого плана выступления. В случае болезни студента или других непредвиденных обстоятельств подготовленный материал защитывается вместо выступления. При отсутствии такого текста, использовании непосредственно учебника, книги, ксерокопированных материалов и т.п. – От итоговой оценки отнимается 1 балл.

1 – 2 балла –содержание, полнота, логичность изложения. Особенно ценится уверенное владение материалом, самостоятельность изложение, творческий подход.

0,5 – 1 балл –презентационные навыки студента, контакт с аудиторией, использование наглядности (доска или специально подготовленные пособия), ответы на дополнительные вопросы преподавателя и студентов.

Во 2-ом семестре текущего учебного года каждый студент должен выступить с сообщением и докладом. Разница в оценивании данной работы заключается в том, что при выступлении с докладом студент должен использовать презентационный материал, тогда он может претендовать на максимальный балл (4 балла), сообщение оценивается в – 3 балла.

 

Участие в групповом диспуте предполагает, что студенты заранее распределяют материалы выступления (отражающего точку зрения выбранного философа, психологического направления и т.д.), готовят элементы наглядности (портреты, книги и др.), придумывают элементы драматизации (мини-сценки). Работа каждого студента в мини-группе оценивается из 5 баллов,в зависимости от подготовленности, активности, ориентации в материале, умения ответить на вопросы ведущего и «оппонентов» (представителей других мини-групп). Каждой мини-группе за творческий подход к выступлению, оригинальность, глубину понимания материала, доступность изложения добавляется до 2 баллов (что дает возможность превысить 100бальную оценку).

Контрольная работа и текущая аттестации выполняются в устной и письменном форме. В работу включаются как тестовые задания, так и вопросы, требующие самостоятельных развернутых ответов, которые оцениваются в зависимости от их правильности, полноты и обоснованности.

Баллы (0,5) за посещение и работу на лекции выставляются в том случае, если студент не просто присутствовал на лекции, но и внимательно слушал преподавателя, не отвлекался, вел конспект, не мешал работе группы. В случае, если студент опоздал на лекцию более, чем на 10 минут, неоднократно отвлекался и получал замечания преподавателя, занимался посторонними делами и т.п., баллы за посещение лекции не выставляются. В спорных случаях преподаватель имеет право проверить наличие и полноту конспекта лекции.

Балльная структура оценки:

Четвертый семестр

Виды учебной работы Кол-во Макс. кол-во баллов за 1 работу Максимальная сумма баллов Минимально допустимая сумма баллов
Посещение и работа на лекции 8 0,5 4 2
Посещение семинарских занятий 14 0,5 7 4
Активная работа на семинарских занятиях 12 2-3 24-36 10
Выступление с сообщением 1 3 3 2
Выступление с докладом 1 4 4 2
Участие в групповом диспуте 1 5-7 5-7 3
Конспекты 3 3 9 4
Творческие домашние задания 3 3 9 4
Итоговая схема 1 7-10 7-10 3
Презентация и защита схемы 1 3 3 1
Контрольная работа (в письменной форме, по завершении раздела изучения) 1 15 15 7
Текущая аттестация (в виде экзамена) 1 20 20 10
Итого

100-127б.

(с учетом того, что не каждый сможет выступить на занятии и с учетов выпадающих занятий на праздничные дни)

52б.

Шкала оценок:

   

Неудовлетворит.

Удовлетворит.

Хорошо

Отлично

Кредиты

Баллы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...