Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема бытия. Честь и достоинство 3 страница




Смерть и воин

За далекие пригоркиУходил сраженья жар.На снегу Василий ТеркинНеподобранный лежал. Снег под ним, набрякши кровью,Взялся грудой ледяной.Смерть склонилась к изголовью:– Ну, солдат, пойдем со мной. Я теперь твоя подруга,Недалеко провожу,Белой вьюгой, белой вьюгой,Вьюгой след запорошу. Дрогнул Теркин, замерзаяНа постели снеговой.– Я не звал тебя, Косая,Я солдат еще живой. Смерть, смеясь, нагнулась ниже:– Полно, полно, молодец,Я-то знаю, я-то вижу:Ты живой, да не – жилец. Мимоходом тенью смертнойЯ твоих коснулась щек,А тебе и незаметно,Что на них сухой снежок. Моего не бойся мрака,Ночь, поверь, не хуже дня... – А чего тебе, однако,Нужно лично от меня? Смерть как будто бы замялась,Отклонилась от него.– Нужно мне... такую малость,Ну почти что ничего. Нужен знак один согласья,Что устал беречь ты жизнь,Что о смертном молишь часе... – Сам, выходит, подпишись? –Смерть подумала.– Ну что же, –Подпишись, и на покой.– Нет, уволь. Себе дороже.– Не торгуйся, дорогой.Все равно идешь на убыль. –Смерть подвинулась к плечу. –Все равно стянулись губы,Стынут зубы...– Не хочу. – А смотри-ка, дело к ночи,На мороз горит заря.Я к тому, чтоб мне корочеИ тебе не мерзнуть зря... – Потерплю.– Ну, что ты, глупый!Ведь лежишь, всего свело.Я б тебя тотчас тулупом,Чтоб уже навек тепло. Вижу, веришь. Вот и слезы,Вот уж я тебе милей. – Врешь, я плачу от мороза,Не от жалости твоей. – Что от счастья, что от боли –Все равно. А холод лют.Завилась поземка в поле.Нет, тебя уж не найдут... И зачем тебе, подумай,Если кто и подберет.Пожалеешь, что не умерЗдесь, на месте, без хлопот... – Шутишь, Смерть, плетешь тенета. – Отвернул с трудом плечо. –Мне как раз пожить охота,Я и не жил-то еще... – А и встанешь, толку мало, –Продолжала Смерть, смеясь. –А и встанешь – все сначала:Холод, страх, усталость, грязь...Ну-ка, сладко ли, дружище,Рассуди-ка в простоте. – Что судить! С войны не взыщешьНи в каком уже суде. – А тоска, солдат, в придачу;Как там дома, что с семьей? – Вот уж выполню задачу –Кончу немца – и домой. – Так. Допустим. Но тебе-тоИ домой к чему прийти?Догола земля раздетаИ разграблена, учти.Все в забросе. – Я работник,Я бы дома в дело вник,– Дом разрушен.– Я и плотник...– Печки нету.– И печник...Я от скуки – на все руки,Буду жив – мое со мной. – Дай еще сказать старухе:Вдруг придешь с одной рукой?Иль еще каким калекой, –Сам себе и то постыл... И со Смертью ЧеловекуСпорить стало свыше сил.Истекал уже он кровью,Коченел. Спускалась ночь... – При одном моем условье,Смерть, послушай... я не прочь... И, томим тоской жестокой,Одинок, и слаб, и мал,Он с мольбой, не то с упрекомУговариваться стал: – Я не худший и не лучший,Что погибну на войне.Но в конце ее, послушай,Дашь ты на день отпуск мне?Дашь ты мне в тот день последний,В праздник славы мировой,Услыхать салют победный,Что раздастся над Москвой?Дашь ты мне в тот день немножкоПогулять среди живых?Дашь ты мне в одно окошкоПостучать в краях родных?И как выйдут на крылечко, –Смерть, а Смерть, еще мне тамДашь сказать одно словечко?Полсловечка?– Нет. Не дам... Дрогнул Теркин, замерзаяНа постели снеговой. – Так пошла ты прочь, Косая,Я солдат еще живой. Буду плакать, выть от боли,Гибнуть в поле без следа,Но тебе по доброй волеЯ не сдамся никогда. – Погоди. Резон почищеЯ найду, – подашь мне знак... – Стой! Идут за мною. Ищут.Из санбата.– Где, чудак?– Вон, по стежке занесенной... Смерть хохочет во весь рот:– Из команды похоронной.– Все равно: живой народ. Снег шуршит, подходят двое.Об лопату звякнул лом. – Вот еще остался воин.К ночи всех не уберем. – А и то устали за день,Доставай кисет, земляк.На покойничке присядемДа покурим натощак. – Кабы, знаешь, до затяжки –Щей горячих котелок.– Кабы капельку из фляжки.– Кабы так – один глоток.– Или два...И тут, хоть слабо,Подал Теркин голос свой:– Прогоните эту бабу,Я солдат еще живой. Смотрят люди: вот так штука!Видят: верно, – жив солдат, – Что ты думаешь!– А ну-ка,Понесем его в санбат. – Ну и редкостное дело, –Рассуждают не спеша. –Одно дело – просто тело,А тут – тело и душа. – Еле-еле душа в теле...– Шутки, что ль, зазяб совсем.А уж мы тебя хотели,Понимаешь, в наркомзем... – Не толкуй. Заждался малый.Вырубай шинель во льду.Поднимай.А Смерть сказала:– Я, однако, вслед пойду. Земляки – они к работеПриспособлены к иной.Врете, мыслит, растрясетеИ еще он будет мой. Два ремня да две лопаты,Две шинели поперек.– Береги, солдат, солдата.– Понесли. Терпи, дружок. Норовят, чтоб меньше тряски,Чтоб ровнее как-нибудь,Берегут, несут с опаской:Смерть сторонкой держит путь. А дорога – не дорога, –Целина, по пояс снег.– Отдохнули б вы немного,Хлопцы... – Милый человек, –Говорит земляк толково, –Не тревожься, не жалей.Потому несем живого,Мертвый вдвое тяжелей. А другой:– Оно известно.А еще и то учесть,Что живой спешит до места, –Мертвый дома – где ни есть. – Дело, стало быть, в привычке, –Заключают земляки. –Что ж ты, друг, без рукавички?На-ко теплую, с руки... И подумала впервыеСмерть, следя со стороны:«До чего они, живые,Меж собой свои – дружны.Потому и с одиночкойСладить надобно суметь,Нехотя даешь отсрочку». И, вздохнув, отстала Смерть.

==========

 

В главах «Переправа», «Два солдата», «Смерть и воин» показаны три главных качества характера Василия Теркина: самоотверженность, мастеровитость и стойкость. Именно эти качества русского солдата обеспечили победу в самой страшной войне в истории и защитили нашу землю. Так в главе «Переправа» Теркин вплавь преодолевает ледяную реку, чтобы спасти свой взвод и захлебнувшуюся военную операцию – переправу войск на другой берег. Теркин совершает будничный подвиг, который вызывает грозную атаку:

Бой идет святой и правый.

Бой идет не ради славы,

Ради жизни на земле.

В главе «Два солдата» изображается короткая встреча двух солдат: бывшего и нынешнего. Теркин возвращается после ранения в свой отряд и заходит передохнуть по пути к старику со старухой. Фронт проходит рядом с домом стариков, в трех верстах от них гремит сражение. Такая же ситуация, когда мирные старые люди живут в смертельной опасности, показана в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка». Уважительность и забота Теркина по отношению к хозяевам проявляются в той готовности, с которой он натачивает пилу и чинит часы в доме. Преемственность поколений русских солдат звучит в твердом ответе Теркина на вопрос старика, побьем ли мы врага. Так отвечает послушный сын отцу:

Все припомнил, все проверил,Подогнал и под конецОн вздохнул у самой двериИ сказал:

– Побьем, отец...

В главе «Смерть и воин» истекающий кровью на холодной снегу Теркин сопротивляется неизбежной, казалось бы, смерти. Рана Теркина тяжела, он потерял много крови, замерзает под белой вьюгой. Смерть уже торжествует победу над человеком. Чтобы придать сцене драматический, выразительный характер, Твардовский применяет прием олицетворения: смерть разговаривает и ведет себя как живое существо. Она уговаривает солдата, убеждает его сдаться перед неотвратимым. Однако сила духа Теркина побеждает смерть, сквозь всю главу проходит рефрен:

Я солдат еще живой...

Теркин находит в себе волю заявить смерти в безнадежном положении:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа.

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

Три главных качества души русского человека показаны в главах «Переправа». «Два солдата» и «Смерть и воин»: бодрость, доброта и жизнелюбие. Именно они помогли выиграть войну.

 

Б

1. Охарактеризуйте образ Василия Теркина в каждой из прочитанных глав. Выполняя задание, используйте цитаты из текста поэмы.

2. Какой из трех «образов» Теркина привлек вас больше всего? Почему?

3. Как автор относится к своему герою? Подтвердите свои мысли текстом.

4. В каких из прочитанных вами глав поэмы используется диалог? С какой целью?

5. Покажите, опираясь на текст поэмы, как в ней сочетается веселое и трагическое, реальное и условное. С какой целью автор использует этот контраст?

6. Какие средства разговорной речи и с какой целью использует Твардовский?

7. В чем своеобразие ритма поэмы? Определите ее стихотворный размер.

 

Д

Какая из приведенных глав поэмы понравилась вам больше всего? Выучите ее наизусть и подготовьте выразительное чтение.

 

Е

Как вы думаете, почему Твардовский вновь обратился к своему герою, написав в 1963 году поэму «Теркин на том свете»? Объясните свою позицию.

 

 

Расул Гамзатов

Портрет

(1923-2003)

 

Расул Гамзатович Гамзатов – аварский поэт, народный поэт Дагестана. Родился в селе Цада Хунзахского района Дагестана. Отцом Гамзатова был народный поэт Гамзат Цадаса, он же был первым учителем будущего поэта. Гамзат Цадаса привил сыну любовь к поэзии, пробудил его воображение и гордость за легендарное и историческое прошлое своего народа, рассказывая ему о героях, богатырях и певцах Дагестана. Сказки, легенды и песни, слышанные в детстве, стали источником поэтического вдохновения и основой творчества Расула Гамзатова.

Свое первое стихотворение Гамзатов опубликовал, когда учился в 7 классе, в 20 лет выпустил первый сборник стихов «Горячая любовь и жгучая ненависть». В многочисленных стихотворениях военных лет молодой поэт говорил о ненависти к врагам, воспевал героизм советских солдат и оплакивал их гибель. После войны Гамзатов учился в Москве, в Литературном институте им. М. Горького. В годы учебы поэт близко узнал и полюбил русскую литературу, особенно классическую поэзию. Благодаря знанию русской и мировой литературы Гамзатов оказал большое влияние на развитие литературы Дагестана.

Всего Гамзатов написал десятки книг. Благодаря ему аварская поэзия стала известна во всем мире, а красота его родной природы, ее величественных гор и быстрых рек, получили свое поэтическое воплощение. На русский язык стихи и поэмы Гамзатова переводили Илья Сельвинский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Юнна Мориц и другие известные поэты. Сам же Гамзатов переводил на аварский язык поэзию лучших русских поэтов.

 

Стихотворение Р. Гамзатова «Товарищи далеких дней моих...»

В послевоенной поэзии Гамзатова выделяется мотив скорби по павшим на войне солдатам. Для Гамзатова это был и глубоко личный мотив, ведь на фронте погибли два его старших брата. Поэт воспринимает потерю братьев, товарищей, ровесников как невосполнимую утрату в жизни его поколения, поэтому память о них всегда присутствует в его творчестве. Скорбь по павшим с большой художественной силой выразилась в знаменитом стихотворении «Журавли», в котором образ белых журавлей символизирует светлые души погибших. К теме судьбы военного поколения Гамзатов обращается и в стихотворении «Товарищи далеких дней моих...»

 

==========

 

* * *

Товарищи далеких дней моих,

Ровесники, прожившие так мало!..

Наверное, остался я в живых,

Чтоб память на земле не умирала.

 

На поле боя павшие друзья –

Вас было много, страстно жизнь любивших.

Я ведаю: в живых остался я,

Чтоб рассказать о вас, так мало живших.

Перевод Л.Дымовой

===============

 

Стихотворение «Товарищи далеких дней моих...» состоит из двух строф. В первом четверостишии передается размышление поэта, вызванное воспоминанием об ушедших из жизни. Воспоминание вызывает скорбь о том, что ровесники его, «прожившие так мало», остались в том далеком прошлом, не испытали расцвета и полноты жизни. Скорбь вызывает у поэта вопрос: почему же именно я остался в живых?

Поэт отвечает себе, что он жив, «чтоб память на земле не умирала». Вначале он произносит слово «наверное», то есть его вывод – результат раздумий и сомнений. Во второй же строфе память поэта озаряется: он как будто видит своих товарищей молодыми, «страстно жизнь любившими», видит их всех, говоря «вас было много». И тогда он уже ясно осознает свой человеческий и гражданский долг. Поэтому поэт вместо раздумчивого «наверное» твердо говорит: «я ведаю». Он должен в своих стихах запечатлеть погибших на войне живущими, словно изваять их жизни в словах.

 

 

Муса Джалиль

Портрет

(1906-1944)

 

А

Читая текст, выделите самые важные, на ваш взгляд, события в жизни Муссы Джалиля.

 

Муса Мустафович Джалиль – татарский поэт. Он родился в деревне Мустафино, расположенной в степях Оренбурга. Отец Джалиля был бедным крестьянином, поэтому детство мальчика прошло в простых и естественных условиях, насытило его душу впечатлениями жизни своего народа: теплом юрты, резкими возгласами всадников, ржанием коней и красочными нарядами женщин. Поэзией раздольной, как степь, жизни насыщено все творчество Джалиля.

Муса Джалиль начал сочинять стихи в раннем детстве. Он впервые выступил в печати в возрасте 13 лет, а первый сборник стихотворений и поэм «Мы идем» опубликовал в 1925 году. Учился Джалиль на литературном факультете Московского государственного университета и после его окончания до начала войны в 1941 году работал редактором татарских детских журналов, писал для национального оперного театра, сочинял стихи о молодости, труде и дружбе народов.

С начала войны Джалиль был призван в Советскую армию. Год Джалиль воюет на Волховском фронте, был старшим политруком, фронтовым корреспондентов армейской газеты «Отвага». В июне 1942 года получил тяжелое ранение и был взят в плен, отвезен в Германию. Фашисты пытались склонить Джалиля к предательству, заставить его воевать против Советского Союза, но мужественный воин и поэт создал подпольную группу в плену и разрушал их планы. За свою деятельность Джалиль был заключен в концентрационный лагерь, в военную тюрьму и в 1944 году казнен. В 1956 году татарский поэт и советский солдат был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

Б

1. Как впечатления детства повлияли на творчество Джалиля?

2. Какие факты жизни поэта свидетельствуют о его мужестве и стойкости?

 

 

Стихотворение М. Джалиля «Прощая, моя умница»

А

Читая текст, выделите слова, характеризующие основные мотивы «Моабитских тетрадей».

 

Брошенный в берлинскую тюрьму Моабит (1942-1944), Муса Джалиль создает более 100 стихотворений, которые были вписаны в две карманные по размерам тетрадки. Нам не известно, что еще смог написать поэт в застенках, но, к большой удаче, тетрадки со стихами были переданы на волю через бельгийского партизана. Эти два самодельных блокнота со стихами вошли в историю литературы и военного героизма под названием «Моабитские тетради».

«Моабитские тетради» – героический памятник поэзии. Стихотворения, помещенные в них, исполнены чувством патриотизма и горячей верой в победу и торжество будущего, добра и любви. Поэт-интернационалист знает, что он погибнет и не увидит дня победы, но он с гордостью и радостью отдает свою жизнь для всеобщего счастья. Эти мотивы формировались в поэзии Джалиля с первых дней войны, полны оптимизма и веры его стихи 1941 года «Из госпиталя», «Перед атакой», «Письмо из окопа». К этому циклу примыкает проникновенное стихотворение-послание «Прощай, моя умница» о любви, преодолевающей смерть, торжествующей над войной.

 

Б

Почему «Моабитские тетради» названы в тексте «Героическим памятником поэзии»?

 

==============

Прощай, моя умницаАмине

А

Читая стихотворение, выделите в нем части, различающиеся настроением и интонацией.

Прощай, моя умница. Этот приветЯ с ветром тебе посылаю.Я сердце тебе посылаю свое,Где пламя не меркнет, пылая. Я видел тебя, покидая Казань,Кремлевские белые стены,Казалось – с балкона ты машешь платком,И облик твой гас постепенно. Казалось, ты долго мне смотришь в лицоБлестящим взволнованным взглядом,И я, утешая тебя, целовал,Как будто со мною ты рядом. Родной мой дружок, я покинул тебяС надеждой горячей и страстной.Так буду сражаться, чтоб смело в глазаСмотреть нашей родине ясной. Как радостно будет, с победой придя,До боли обняться с тобою!Что может быть лучше? Но я на войне,Где может случиться любое. Прощай, моя умница! Если судьбаПошлет мне смертельную рану,До самой последней минуты своейГлядеть на лицо твое стану. Прощай, моя умница! В смертный мой час,Когда расставаться придется,Душа, перед тем как угаснуть навек,Сияньем былого зажжется. В горячих объятьях утихнет озноб,И я, словно воду живую,Почувствую на помертвелых губахТепло твоего поцелуя. И, глядя на звезды, по милым глазамСмертельно томиться я стану,И ветра ладони, как руки твои,Прохладою лягут на рану. И в сердце останется только любовьК тебе и родимому краю,И строки последние кровью своейО ней напишу, умирая. Чтоб нашего счастья врагам не отдать,Тебя я покинул, родная...Я – раненый – грудью вперед упаду,Дорогу врагу преграждая. Спокоен и радостен будет мой сон,Коль жизнь подарю я Отчизне,А сердце бессмертное в сердце твоемЗабьется, как билось при жизни. Прощай, моя умница. Этот приветЯ с ветром тебе посылаю,Я сердце тебе посылаю свое,Где пламя не меркнет, пылая. 1941 год

Перевод В.Тушновой

 

В стихотворении «Прощай, моя умница» поэт выражает сложное чувство человека, уходящего на войну и покидающего свою возлюбленную. Это чувство многократно было отражено литературе и фольклоре. Образ невесты, татарской девушки, машущей платком любимому из-за белых стен Казанского Кремля, схож с образами русских жен, провожающих своих витязей из русских городов:

Я видел тебя, покидая Казань,Кремлевские белые стены,Казалось – с балкона ты машешь платком…

Любимая девушка и Родина для лирического героя нераздельны, они едины в его сердце, любовь к ним заполняют его жизнь навсегда, она и есть жизнь:

И в сердце останется только любовьК тебе и родимому краю,И строки последние кровью своей

О ней напишу, умирая.

Отчизна для Джалиля – это Советская страна, единство и дружба с русским и другими народами в ней, это, наконец, татарская земля и татарский древний народ. Сознание этого народа, его характер впитал в себя его сын, истинный поэт Муса Джалиль. О мужестве и силе духа говорят строки стихотворения:

Спокоен и радостен будет мой сон,Коль жизнь подарю я Отчизне…

 

Б1. Как вы полагаете, главная тема стихотворения «Прощай, моя умница» – любовь или Родина? Обоснуйте свою точку зрения.2. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.3. Какие изобразительные средства использует поэт, рисуя портрет героини? 4. Почему, вспоминая красоту девушки, лирический герой называет ее «умницей»?5. Укажите все обращения к героине, которые встречаются в тексте стихотворения. Объясните их роль.6. Какие повторы и с какой целью использует автор?7. Почему в стихотворении так много вопросительных и восклицательных предложений? ЕПроведите самостоятельное исследование. Прочитайте стихотворение К.М. Симонова «Жди меня…» и сопоставьте его со стихотворением «Прощай, моя умница…». Найдите черты сходства и различия в содержании, настроении, поэтических образах и изобразительных средствах этих произведений. Сделайте вывод из проведенного сопоставления.

 

 

Национальный характер

Иван Сергеевич Тургенев

Портрет

(1818-1883)

А

Перед чтением текста вспомните, какие произведения И.С. Тургенева вы читали и изучали, что вам известно о жизни этого писателя.

 

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель. Творческая деятельность Тургенева продолжалась около 50 лет, начиная с 1833 года, когда интерес к литературе у будущего писателя определился окончательно, и он поступил студентом на словесное отделение Московского университета. Через год Тургенев переводится на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В Петербурге Тургенев начинает много писать, сочиняет стихи. Там он знакомится с известными литераторами и даже мельком встречает А.С. Пушкина.

В 1840-е годы Тургенев формируется как писатель-прозаик. Писательский талант Тургенева развивался благодаря дружбе и творческому общению с критиком Белинским и его знаменитым окружением, в частности Н.А. Некрасовым. Проза Тургенева тех лет совмещает внимание к описанию нравов и быта современников, свойственное писателем 1849-х годов, с психологической и философской прозой Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Мастерству писателя-художника, красочно и точно передающего детали и черты окружающей действительности, Тургенев учится у Н.В. Гоголя.

В течение всей своей жизни Тургенев много путешествует: он ездит по России, попеременно живет в Петербурге и родовом имении Спасском, подолгу проживает в Европе (Германии, Италии, Франции и других странах). Благодаря частым путешествиям внимательности писателя Тургенев приобрел богатый жизненный опыт и хорошее знание людей, их внутренней жизни и отношений между собой. Писательскую манеру Тургенева, содержание его произведений обогатили близкие творческие отношения с ведущими русскими писателями Л.Н. Толстым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским и другими, а также знакомство с выдающимися европейскими писателями, в числе которых выделяются Проспер Мериме, Густав Флобер, Эмиль Золя, Ги де Мопассан.

Главной заслугой Тургенева-писателя явилось изображение русского национального характера в условиях современной жизни. Время социальных и экономических реформ, на которое пришлось творчество Тургенева, сделало тему русского характера особенно актуальной. Писатель обращается к этой теме, описывая разные слои русского общества – крестьянство, мещанство, купечество, дворянство. Среди самых известных произведений Тургенева выделяются романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862), рассказ «Муму» (1852), повести «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), стихотворения в прозе (1877-1882). Особой место в творчестве Тургенева и всей русской литературе занял сборник рассказов-очерков «Записки охотника» (1847-1852).

 

Б

1. На какие части можно разделить прочитанный вами текст? Какова главная мысль каждой части?

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: каковы главные особенности прозы Тургенева.

 

 

«Записки охотника» И.С. Тургенева

А

Перед чтением текста поразмышляйте над названием цикла рассказов: какова, по-вашему, главная тема произведений, кто является их героем (героями).

 

Значение книги Тургенева «Записки охотника», вобравшей в себя множество рассказов о жизни русских людей, огромно для русской литературы. Каждый рассказ – грань этой жизни, следовательно, вся книга представляет собой живую многообразную картину русской провинции, деревни. Главные герои «Записок охотника» – простые люди, русские крестьяне, они проявляются в рассказах как личности, имеющие свою судьбу и уникальный характер. Особенность и новаторство подхода Тургенева к крестьянской теме состоит в том, что он изобразил крестьян как живую душу нации. Для выражения этой мысли писатель прибегает к яркому идейно-композиционному приему: рассказчиком в книге является охотник, бродящий с ружьем по уезду и оказывающийся непосредственным наблюдателем описываемых им позже событий.

Первое произведение, положившее начало будущей книге о народе, был рассказ «Хорь и Калиныч» (1847). Рассказ был опубликован в журнале «Современник», в разделе «Смесь». Название раздела подсказывает, что Тургенев еще не вполне осознавал глубину и серьезность своего рассказа и его роль для будущего творчества, хотя в «Хоре и Калиныче» были впервые созданы типы национального характера в крестьянской среде. Впоследствии замысел произведения расширялся, и Тургенев в течение 5 лет создал галерею ситуаций и характеров, обращаясь к вечным темам литературы: национальный характер («Хорь и Калиныч»), родина («Лес и степь»), тайна («Бежин луг»), любовь («Ермолай и мельничиха»), творчество («Певцы»).

 

Б

1. Что нового внес Тургенев в литературную традицию изображения крестьянских характеров?

2. Какова роль рассказчика в этом цикле?

 

===============

 

Хорь и Калиныч

 

А

Читая рассказ, выделите в нем фрагменты, подтверждающие и объясняющие дружбу Хоря и Калиныча)

 

Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой... Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью... И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя[1] исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку.

В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым, а родителям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение г-на Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть «Пинну»; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба – грибами, макароны – порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе.

– До меня верст пять будет, – прибавил он, – пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.)

– А кто такой Хорь?

– А мой мужик... Он отсюда близехонько.

Мы отправились к нему. Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками. Мы вошли. Нас встретил молодой парень, лет двадцати, высокий и красивый.

– А, Федя! Дома Хорь? – спросил его г-н Полутыкин.

– Нет, Хорь в город уехал, – отвечал парень, улыбаясь и показывая ряд белых, как снег, зубов. – Тележку заложить прикажете?

– Да, брат, тележку. Да принеси нам квасу.

Мы вошли в избу. Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой, наполненной хорошим квасом, с огромным ломтем пшеничного хлеба и с дюжиной соленых огурцов в деревянной миске. Он поставил все эти припасы на стол, прислонился к двери и начал с улыбкой на нас поглядывать. Не успели мы доесть нашей закуски, как уже телега застучала перед крыльцом. Мы вышли. Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца. Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов, очень похожих друг на друга и на Федю. «Всё дети Хоря!» – заметил Полутыкин. «Всё Хорьки, – подхватил Федя, который вышел вслед за нами на крыльцо, – да еще не все: Потап в лесу, а Сидор уехал со старым Хорем в город... Смотри же, Вася, – продолжал он, обращаясь к кучеру, – духом сомчи: барина везешь. Только на толчках-то, смотри, потише: и телегу-то попортишь, да и барское черево обеспокоишь!» Остальные Хорьки усмехнулись от выходки Феди. «Подсадить Астронома!» – торжественно воскликнул г-н Полутыкин. Федя, не без удовольствия, поднял на воздух принужденно улыбавшуюся собаку и положил ее на дно телеги. Вася дал вожжи лошади. Мы покатили. «А вот это моя контора, – сказал мне вдруг г-н Полутыкин, указывая на небольшой низенький домик, – хотите зайти?» – «Извольте». – «Она теперь упразднена, – заметил он, слезая, – а всё посмотреть стоит». Контора состояла из двух пустых комнат. Сторож, кривой старик, прибежал с задворья. «Здравствуй, Миняич, – проговорил г-н Полутыкин, – а где же вода?» Кривой старик исчез и тотчас вернулся с бутылкой воды и двумя стаканами. «Отведайте, – сказал мне Полутыкин, – это у меня хорошая, ключевая пода». Мы выпили по стакану, причем старик нам кланялся в пояс. «Ну, теперь, кажется, мы можем ехать, – заметил мой новый приятель. – В этой конторе я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену». Мы сели в телегу и через полчаса уже въезжали на двор господского дома.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...