Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема бытия. Честь и достоинство 1 страница




Класс

Часть 2

<введение>

 

Условные обозначения:

А – задания перед текстом, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание

Б – вопросы, которые помогут выяснить, внимательно ли вы читали текст

В – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию

Г – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями

Д – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений

Е – задания, развивающие речевые умения

Ж – задания-проекты

З – творческие задания.

Задания Ж и З адресованы в первую очередь тем, кто любит литературу, не хочет ограничивать свои знания рамками учебника, склонен к самостоятельной исследовательской деятельности, стремится использовать полученные знания и приобретенные умения в нестандартных ситуациях, кто готов проявлять свою индивидуальность и лидерские качества



Что лежит в основе пафоса

 

Тематика литературного произведения

А

Перед чтением текста вспомни, что такое тема литературного произвдения.

 

В основе сюжета литературного произведения лежит тема, объединяющая все элементы его содержания. Благодаря точно найденной теме писатель ясно выражает проблему и задачу произведения. Например, темой рассказа сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина является глупость и самодурство властей, призванных обеспечивать порядок и справедливость в обществе. Задачей автора становится правдивое изображение проблемы, возникающей при выборе темы: какой должна быть справедливая власть в обществе. Совокупность тем в литературе и в отдельном произведении называется тематикой. Тематика литературных произведений разнообразна, а число тем огромно и неисчилимо.

В основе разнообразия тематики лежат основные, «вечные» темы, которые неизменно присутствуют в жизни человека. К этим темам относятся тема родины, тема природы, тема человека и общества, тема патриотизма, тема национального характера, тема смысла жизни, чести и достоинства, тема любви и дружбы. Вечные темы отражают суть нашей жизни и глубину возникающих в ней проблем. Как правило, в литературном произведении отмечается сочетание нескольких основных тем, но главной все же является одна из них. Например, в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главной является тема героической борьбы за свободу народа, то есть тема патриотизма, но вместе с тем важны темы родины, дружбы, чести и другие.

Выделение тем и проблем в произведении называется тематическим анализом. Правильный тематический анализ помогает лучше и глубже понять идею литературного произведения. Например, анализ трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» проясняет идею трагедии, ее основную мысль: истинная любовь выше вражды и ненависти, даже если любящие погибают. А главная мысль комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что добродетель человека и гражданина должна торжествовать в обществе над самодурством и невежеством.

 

Б

1. Назовите «вечные» темы в литературе.

2. Что такое проблема в литературном произведении?

3. Для чего проводится тематический анализ произведения?

4. На примере любого известного вам литературного произведения покажите многообразие его тематики. Какая тема этого произведения является главной? Почему?

 



Родная природа

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

Перед чтением текста вспомните, в каких известных вам стихотворениях М.Ю. Лермонтова изображена природа. Какие именно картины природы создает поэт? Какое настроение они отражают?

 

Михаил Юрьевич Лермонтов был мастером поэтического пейзажа. Уже в юношеской поэзии поэт создает великолепные картины природы, особенно зрелищны и ощутимы описания волнения морской стихии и движения речной волны. Так, например, в стихотворении «Парус» (1832) «струя светлей лазури» стремится за кормой паруса в беспредельном просторе моря или катится в лунном свете прохладная речная волна в стихотворении «Отчего я не родился этой синею волной...» (1832). В своих ранних кавказских поэмах Лермонтов запечатлевает величественные громады гор, их суровую жизнь. Природа в лермонтовской поэзии живет, ее картины насыщены красками, дыханием ветра, движением, звучанием. Мастерство Лермонтова в создании поэтического пейзажа объясняется не только точным выбором нужных слов и образов – поэт обладал также большим талантом рисовальщика. Многочисленные рисунки Лермонтова помогают лучше понимать его произведения. (поместить рисунок Лермонтова).

В зрелой поэзии Лермонтова встречаются шедевры пейзажной лирики, в которых создаются вдохновенные картины родной, русской природы. Таково замечательное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), его образы порождены любовью поэта к родной земле, слова изливаются из его души. События поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) происходят зимой, их сопровождает тревожная вечерняя поземка, лихая ночная метель, утренний мороз и солнце. Русская природа выступает в творчестве Лермонтова как бесконечно многообразный, огромный мир, лежащий в основе его понимания Родины и любви к ней. Нераздельность Родины и природы родной земли, духа живущего на ней народа – таков поэтический итого темы родины у Лермонтова.

 

Б

1. Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: чем объясняется мастерство Лермонтова в изображении картин природы.

2. Как в поэзии Лермонтова соотносятся изображение природы и выражение патриотического чувства?

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»

А

Перед чтением текста обратитесь к словарю и объясните, являются ли слова «родина» и «отчизна» полными синонимами. Задумайтесь над тем, почему одно из них употреблено в названии, а другое в тексте стихотворения.

 

Стихотворение «Родина» Лермонтов написал в начале 1841 года, во время недолгого пребывания в Петербурге перед последней поездкой на Кавказ. В нем поэт выразил свое понимание любви к родине. Стихотворение написано в тот период в русской общественной мысли и литературы, когда разгорались горячие споры о том, какой должна быть Россия, по какому пути ей следует развиваться: подражать образу западной, европейской жизни или полагаться только на свою историю, обычаи и нравы. Стихотворение «Родина» является ответом на оба взгляда, оно утверждает истинную, душевную и жизненную любовь к Отчизне и Родине.

Стихотворение «Родина» служит в русской поэзии образцом для создания произведений, посвященных этой теме, поэты последующих поколений неизменно обращаются к нему в поиске вдохновения и мысли. Примеры тому – стихотворения «Россия» (1908) А.А. Блока, «Гой ты, Русь, моя родная!..» (1914) С.А. Есенина.

 

==============

«Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пояску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

1841 год

 

================

 

Что лежит в основе лермонтовского отношения к родине, в чем его особенность? Лермонтов пишет не о том,за что он любит отчизну, а о том, что он любит в своей родине. Для раскрытия этой темы служит композиция стихотворения. В нем выделяются три части, в которых последовательно углубляется мысль автора. Каждая из частей начинается со слова-рефрена «люблю».

Первая строка вводит основную тему и стихотворения:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Далее следует утверждение, что он любит свою отчизну не за те официально провозглашаемые ценности, которые определяют гордость и любование отчизной: славные победы в сражениях, мощное государство и великая история.

Втора часть начинается с признания, что лирический герой не может назвать причину своей любви, он лишь утверждает свою безусловную любовь:

Но я люблю – за что, не знаю сам...

Во второй части стихотворения описывается русская природа: степи, леса и реки. Эти природные образы охарактеризованы такими словами, которые помогают понять чувство русского человека к своей природе: «холодное молчанье» степей передает ощущение простора; «лесов безбрежных колыханье» наполняет душу ощущением обилия, силы, но и таинственности окружающего мира; разлившиеся реки, «подобные морям» передают широту русской души. Так тема любви к отчизне как государству переходит у Лермонтова в тему любви к родной земле.

Наконец, в третьей, основной части стихотворения открываются картины бескрайней России, ее истинной жизни. Эти картины передаются через восприятие лирического героя. Просторы России показываются благодаря удачному художественному приему: не автор описывает Россию со стороны, а лирический героя видит ее жизнь изнутри, проезжая по ее пространствам. И для того чтобы увидеть и понять эту скрытую, настоящую жизнь, надо всматриваться в нее. Эти поэтические мысли выражены в начале третьей части:

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Слово «люблю» повторяется в четвертый раз, но это не начало четвертой части, оно открывает следование картин русского мира, расширяющих и уточняющих идею этой части: поле, степь, нива, чета берез, как символ любви, богатый урожай зерна, русская изба. Главное же – праздничное веселье и разгул простого русского народа, от созерцания которого не нельзя оторвать глаз.

 

В

1. В чем особенность лермонтовской любви к родине?

2. Как композиция стихотворения помогает раскрыть его основную мысль? Отвечая на этот вопрос, опирайтесь на текст стихотворения.

3. Укажите эпитеты. Как они помогают выразить идею стихотворения?

4. Какие повторы и с какой целью использует поэт?

5. Каким вы представили лирического героя этого стихотворения?

6. Выучите стихотворение наизусть и подготовьте его выразительное чтение.

 

З

Проведите самостоятельное исследование и оформите его результаты в виде реферата на темы:

1. «Лермонтовские традиции в стихотворениях А.А. Блока «Россия», и С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная!..»».

2. Сопоставительный анализ стихотворения Лермонтова «Родина» и фрагмента из поэмы Пушкина «Медный всадник» («Люблю тебя, Петра творенье…»).

 

 

Алексей Константинович Толстой

портрет

(1817-1875)

А

Перед чтением текста вспомните, в творчестве кого из русских писателей есть произведения, относящиеся к разным родам литературы: и к лирике, и к прозе.

 

Литературное творчество Толстого отличается большим разнообразием. Писатель был одаренным прозаиком, драматургом и поэтом-лириком. Например, широко известен его роман «Князь Серебряный» (окончен в 1861). В 1862-1869 годах Толстой пишет исторические драмы: трилогию о правлении русских царей конца XVI-го века, периода, предшествовавшего Смутному времени («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Ионаннович» и «Царь Борис»). Толстой также создал ставшие классическими баллады, такие как «Курган» (1840-е годы), «Князь Михайло Репнин» (1840-е годы). Особенность содержания баллад Толстого состоит в сопоставлении исторического прошлого России с ее современным состоянием.

Особое место в творчестве Толстого занимает лирика. Основные темы его лирики – любовь, природа и Россия. Богатство лирики Толстого, ее красота и глубина во многом объясняется его широким жизненным и душевным опытом. Толстой родился в Петербурге, провел счастливое детство в черниговских имениях матери и дяди среди южной природы, в молодые годы работал в министерстве иностранных дел. В 20-летнем возрасте Толстой был назначен для работы в русской миссии в германском городе Франкфурте-на-Майне, а с 1843 года был придворным при царском дворе.

Однако активная служебная деятельность Толстого не заглушила его литературного дарования и лишь усилила его желание писать. По признанию самого писателя, впервые он начал сочинять стихи в шесть лет: «Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику». Интерес мальчика к искусству развился благодаря влиянию матери и ее брата, писателя А.А.Перовского. Все годы службы Толстой стремился посвятить свою жизнь только литературе, добивался отставки и получил ее лишь в 1861 году. Самые значительные произведения Толстого созданы в последующие после отставки годы.

 

Б

1. Как в прочитанном вами тексте подтверждается тезис: «Литературное творчество Толстого отличается большим разнообразием»?

2. Назовите основные темы лирики А.К. Толстого.

 

 

Стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои...», «Не ветер, вея с высоты...»

А

Перед чтением текста вспомните и прочитайте наизусть известные вам стихотворения, посвященные русской природе.

 

Большая часть лучших лирических стихотворений Толстого создана в первой половине его творчества – 1840-е и 1850-е годы. В этот период формируется творческая манера Толстого: слияние в художественном произведении тем природы, истории и души человека. Так в лирических стихотворениях Толстого на первом плане выступают яркие природные образы, как, например, в стихотворении «Колокольчики мои...» (1840-е), где основной лирический образ – русский луг, усеянный темно-голубыми колокольчиками, а в стихотворении «Не ветер, вея с высоты...» (1851-1852) – дыхание ветра, созвучного переживаниям души.

Стихотворения Толстого отличаются задушевностью, ясностью чувства, легким ритмом и простотой поэтического слова. Главная же особенность лирики Толстого – ее музыкальность. Поэтому многие лирические произведения поэта положены на музыку выдающимися русскими композиторами: Н.А. Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, М.А. Балакиревым, А.Г. Рубинштейном, Ц.А. Кюи, С.И. Танеевым, С.В. Рахманиновым и другими. Высоко ценил эту особенность лирики Толстого П.И. Чайковский, говоря о поэзии Толстого как о «неисчерпаемом источнике текстов под музыку».

 

Б

Объясните, почему многие стихотворения А.К. Толстого положены на музыку.

 

===========

А

Прочитайте стихотворения. Можно ли утверждать, что они созданы одним поэтом? Обоснуйте свою точку зрения.

 

* * *

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

 

Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

 

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой, –

А куда? не знаю!

 

Он ученым ездоком

Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет как огонь

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Дикий, непокорный!

 

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек -

Знает бог единый!

 

Упаду ль на солончак

Умирать от зною?

Или злой киргиз-кайсак,

С бритой головою,

Молча свой натянет лук,

Лежа под травою,

И меня догонит вдруг

Медною стрелою?

 

Иль влетим мы в светлый град

Со кремлем престольным?

Чудно улицы гудят

Гулом колокольным,

И на площади народ,

В шумном ожиданье

Видит: с запада идет

Светлое посланье.

 

В кунтушах и в чекменях,

С чубами, с усами,

Гости едут на конях,

Машут булавами,

Подбочась, за строем строй

Чинно выступает,

Рукава их за спиной

Ветер раздувает.

 

И хозяин на крыльцо

Вышел величавый;

Его светлое лицо

Блещет новой славой;

Всех его исполнил вид

И любви и страха,

На челе его горит

Шапка Мономаха.

 

«Хлеб да соль! И в добрый час! –

Говорит державный, –

Долго, дети, ждал я вас

В город православный!»

И они ему в ответ:

«Наша кровь едина,

И в тебе мы с давних лет

Чаем господина!»

 

Громче звон колоколов,

Гусли раздаются,

Гости сели вкруг столов,

Мед и брага льются,

Шум летит на дальний юг

К турке и к венгерцу –

И ковшей славянских звук

Немцам не по сердцу!

 

Гой вы, цветики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем грустите вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

1840-е годы

 

* * *

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли, многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье...

1851 или 1852 <?>

=========

 

Образ луга с колокольчиками в стихотворении «Колокольчики мои...» имеет метафорическую природу. За этим образом встает объемный образ родной земли – России с ее красотой и грустью. Для придания своей мысли большей выразительности Толстой прибегает к олицетворению: волнение луга уподобляется поведению и чувствам человека («что глядите на меня...», «о чем звените вы...», «головой качая»). Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленных предметов свойствами живых существ, наделение их способностью говорить, мыслить и чувствовать. Прием олицетворения в стихотворении позволяет Толстому передать одушевленность русской природы.

Бег коня по цветущему лугу символизирует неукротимый бег России вперед, к еще неведомому, но прекрасному будущему:

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой, –

А куда? не знаю!

В стихотворении Толстой выражает мечту об идеальном русском государстве: светлом княжеском правлении и единстве с народом:

И хозяин на крыльцо

Вышел величавый;

Его светлое лицо

Блещет новой славой;

Всех его исполнил вид

И любви и страха,

На челе его горит

Шапка Мономаха.

Нераздельность для русского человека Родины, ее природного мира и идеи справедливого государства выражена в перекличке образов стихотворения: нежном звоне колокольчиков посреди радостной симфонии майского дня и звон колоколов, и струнные звуки гуслей в праздник, наполняющие воздух солнечного дня русского града. Сравните:

И о чем звените вы

В день веселый мая...

Громче звон колоколов,

Гусли раздаются...

Четкий ритм, одинаковые строфы с регулярным чередованием строк разной длины, его стихотворный размер порождают певучие интонации в стихотворении. В сочетании с нежностью и любовью автора к своей земле, выраженными в мягких обращениях, восторженных восклицаниях песенная структура стихотворения придает музыкальность стихотворению. Оно положено на музыку композиторами П.П. Булаховым и В.И. Ребиковым.

============

Стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» строится на параллелизме образов. Параллелизм– художественный прием, основанный на сходстве, общности характерных черт сводимых вместе образов. В этом стихотворении дуновение ветра, дрожь листьев уподобляется речи возлюбленной, успокаивающей измученную «житейским вихрем» душу лирического героя. Чувства человека показаны на фоне контраста зимы и весны в природе. Душевные переживания передаются через образы зимней стужи:

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Утешение, которое несет любовь, сопоставляется Толстым с полнотой жизни и нежностью мая:

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье.

Таким образом, в стихотворении «Не ветер, вея с высоты...» поэтически утверждается единство природы, души человека и его жизни.

Стихотворение не разделено на строфы, слова, как выражаемые ими чувства, словно переливаются из одной строки в другую. Поэтому оно подобно романсу, предназначенному для пения. Романс – музыкальный жанр, объединяющий в себе поэзию и музыку, небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения с музыкальным аккомпанементом. Стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» положено на музыку А.Г. Рубинштейном, Н.А. Римским-Корсаковым и С.И. Танеевым.

 

В

1. Какова ведущая тема стихотворения «Колокольчики мои…»?

2. С какой целью поэт использует олицетворения в этом стихотворении? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста стихотворения.

3. Какими поэтическими средствами автор передает стремительность бега коня? В чем иносказательный, метафорический смысл этого образа?

4. Укажите примеры звукописи (аллитерации) в этом стихотворении. Объясните их роль в тексте.

5. Почему в стихотворении так много вопросительных предложений?

6. В чем особенность ритмической организации стихотворения? Определите его размер.

7. Почему стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» начинается с отрицания?

8. С какой целью изображаются картины природы в этом стихотворении? Свои мысли подтвердите текстом.

9. На какие две контрастные части делится стихотворение? Как этот прием помогает выразить главную поэтическую идею?

10. Укажите сравнения в этом стихотворении и объясните их роль в тексте.

 

Д

Выучите наизусть стихотворение «Не ветер, вея с высоты...» или фрагмент стихотворения «Колокольчики мои…» и подготовьте выразительное чтение.

 

Ж

Если вы занимаетесь или интересуетесь музыкой, проведите самостоятельное исследование на тему «Романсы на стихи А.К. Толстого», подготовьте доклад. Во время представления результатов своего исследования используйте музыкальные фрагменты.

 

 

Гражданские мотивы

 

Александр Сергеевич Пушкин

Портрет

(1799-1837)

А

Перед чтением текста вспомните стихотворение Пушкина, посвященное другу, лицейскому братству. Прочитайте это стихотворение наизусть.

 

Три года, проведенные Пушкиным в Петербурге после окончания Царскосельского лицея (1817-1820), были насыщены активной творческой деятельностью. Петербургский период – это молодые годы поэта, весна пушкинской поэзии, проникнутой страстным желанием свободы и счастья. Пушкин торопится жить: часто посещает театры, балы, дружеские встречи, словно бы предчувствует будущую шестилетнюю ссылку.

Воодушевление, охватившее русское общество после победы в войне с Наполеоном, ярко отразилось в лирике Пушкина. В стихотворениях поэта петербургского периода звучат призывы к переменам, они наполнены современными политическими идеалами и настроениями передовой дворянской молодежи. Это идеи вольности людей в справедливом государстве, торжества закона, беззаветной службы Отчизне, человечности, общественного благосостояния и труда. Они запечатлены в оде «Вольность» (1817), послании «К Чаадаеву» (1818), элегии и в то же время в политическом памфлете «Деревня» (1819) – образцах вольнолюбивой, гражданской лирики Пушкина второй половины 1819-х годов.

 

В

1. О какой войне с Наполеоном идет речь в прочитанном вами тексте?

2. Объясните, чем было вызвано воодушевление, охватившее русское общество после окончания этой войны.

 

Стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»

В текст о стихотворении вставить портрет Чаадаева.

А

Перед чтением текста вспомните, какие стихотворения, написанные в жанре послания, вам известны.

 

Отличительной чертой таланта Пушкина было то, что еще в юности поэт умел соединять в своей лирике самые разные жанры русской поэзии своего времени. Еще в Лицее и позже в Петербургский период Пушкин с равным мастерством создавал стихотворения в традиции поэзии 18-го века, писал элегии, философскую и гражданскую лирику. Ведущие поэты времен юности Пушкина, такие как Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, признавали его как самого одаренного молодого поэта в русской поэзии.

Богатство поэтической манеры Пушкина проявилось в стихотворении «К Чаадаеву» (1818). Пушкин избрал для выражения своих идей жанр дружеского послания. В нем поэт обращается к своему старшему товарищу, выдающемуся деятелю русской культуры и мыслителю Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин описывает настроения молодого поколения в русском обществе: нетерпеливое ожидание вольности и мечту о счастье Родины. В стихотворении «К Чаадаеву» провозглашены гражданские идеалы передовых людей в России в преддекабристский период русской истории.

 

В

Какие выдающиеся поэты времени юности Пушкина упоминаются в тексте? С творчеством кого из них вы знакомы? Назовите известные вам произведения, кратко охарактеризуйте их или прочитайте наизусть.

 

==============

К Чаадаеву

А

Прочитайте стихотворение. Старайтесь интонационно передавать все изменения настроения лирического героя.

 

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818 год

=============

 

Стихотворение «К Чаадаеву» представляет собой уникальное сочетание различных поэтических мотивов. Оно начинается как элегия, в которой несбывшиеся ожидания сравниваются с прошедшей юностью, пробуждением от сна, наступлением дня:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Затем следует описание страстного ожидания вольности, воплощения в государстве гражданских идеалов свободы и справедливости. Сила этого ожидания показана в словах «горит желанье», «нетерпеливою душой» и подчеркнута сравнением, характерным для любовной лирики:

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Завершается стихотворение призывом, обращением к другу. Так в дружеском послании выражается патриотический пафос, пафос любви к России, служения Отчизне. Судьба человека и счастье Родины достигают единения, в их нераздельности заключается истинный патриотизм:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья...

Мысль поэта, что счастье России – это личное счастье каждого из нас, выражена в структуре стихотворения: оно начинается с темы поколения (поэт использует местоимение «мы», называющее поколение) и завершается в обращении темой личной ответственности за судьбу Родины (темой «я» и «ты»). Когда поэт пишет: «И на обломках самовластья // Напишут наши имена», – слово «наши» означает «твое» и «мое».

Стихотворение не разделено на строфы, и в сочетании с чеканным ритмом, который обеспечивает ямб, а также с троекратной рифмой «она», «сна», «имена» в заключительном пятистишии оно выражает восходящую идею – к счастью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...