Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема бытия. Честь и достоинство 2 страница




 

В

1. Раскройте особенности композиции стихотворения. Как композиция помогает воплотить его идею? Отвечая на вопросы, опирайтесь на текст.

2. Традиционно в основе жанра послания лежали не общественные, а сугубо личные темы. Что традиционного и что нового в послании «К Чаадаеву»? Объясните, почему Пушкин нарушил поэтическую традицию.

3. Какой поэтический образ создается в самом начале и в конце стихотворения? С какой целью используется этот повтор?

4. Каким вы представляете себе лирического героя этого стихотворения? Используйте при ответе текст.

5. Укажите эпитеты в тексте стихотворения и объясните их роль.

6. В последней части стихотворения дважды встречается средство иносказательной выразительности: «звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья». Как называется этот прием? С какой целью используется поэтом?

7. Укажите строфы, в которых различается характер рифмовки. С какой целью Пушкин использует этот прием?

 

Д

Выучите стихотворение наизусть и подготовьте его выразительное чтение.

 

Ж

Проведите исследование и оформите его результаты в виде реферата на тему: «Жанр послания в русской и зарубежной поэзии на примере…». Стихотворения для анализа отберите самостоятельно.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Портрет

(1814-1841)

А

Перед чтением текста вспомни, на какие три этапа можно разделить жизненный и творческий путь Лермонтова.

 

Ссылка Лермонтова на Кавказ, в которую поэт был отправлен за стихи, написанные на смерть Пушкина, завершилась в конце 1837 года. Лермонтов был переведен сначала в Гродненский полк под Нижний Новгород, а затем в Петербург. В 1838 году к Лермонтову как к поэту пришла известность: выходит в печати поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», к его творчеству возрастает интерес со стороны издателей, критиков и читателей. Большую популярность Лермонтов приобретает в высшем свете.

В этот период на передний план выходит одна из ведущих тем творчества Лермонтова – тема поколения. Благодаря своему жизненному опыту, знанию света, службе в армии, а главное – благодаря своей неравнодушной гражданской позиции и большому таланту художника Лермонтов видит, что его сверстниками овладевает чувство безразличия и апатии в общественной жизни. Поражение восстания декабристов в 1825 году и жесткая политика царского правительства во главе с царем Николаем I остановили волну политического энтузиазма в обществе, поднявшуюся после победы в войне с Наполеоном. Поэтому судьба лермонтовского поколения, взрослевшего после восстания декабристов, стала решающим фактором для будущего страны и нации.

 

Б

1. О каком этапе творчества Лермонтова идет речь в прочитанном вами тексте?

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: чем объяснить общественную апатию современников Лермонтова.

 

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»

А

Читая текст, разделите его на части и выделите в каждой части ключевые слова.

 

Стихотворение «Дума» написано Лермонтовым в 1838 году. Поэт прибегает к жанру думы, то есть поэтического размышления на историческую или гражданскую тему, который был распространен в поэзии декабриста К.Ф. Рылеева. Источник этого жанра в украинских лиро-эпических народных песнях, называемых думами. Стихотворение посвящено теме поколения. Обращение к этой теме вызвано глубокой обеспокоенностью и заботой Лермонтова-гражданина о том, что в жизни нации наступает губительный период, когда у молодежи утрачено желание деятельности, нет ценностей и принципов, ослабевает воля к жизни и не найдена ее цель.

В стихотворении «Дума» Лермонтов поднимает самый важный вопрос для современной ему истории России: именно его поколение, поколение 1830-х годов должно не допустить разрыва в жизни нации, соединить обрести цель и смысл существования, соединить своей деятельностью прошлое и будущее. Поэтому стихотворение не осуждает людей, влачащих бесцельную и скудную жизнь, оно служит предупреждением обществу, исполненным искренней печали и тревоги. Стихотворение вызвало большой резонанс среди современников, не все соглашались с Лермонтовым. Понимание и сочувствие к нему ярко выразил критик В.Г. Белинский, восхищавшегося «поразительной верностью идей»: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа... И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней?..»

 

Б

1. Передайте содержание прочитанного текста, используя выделенные вами ключевые слова.

2. Почему стихотворение «Дума» названо поэтическим размышлением?

 

====================

Дума

А

Читая стихотворение, найдите в тексте стихотворения строки, в которых говорится о прошлом, настоящем и будущем).

 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

 

 Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

 Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

 Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

1838 год

==============

 

Можно подумать, Лермонтов-поэт обличает своей поколение, оставаясь при этом в роли судьи. Это не так. Обратите внимание на первую строку стихотворения:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Поэт лишь один раз в стихотворении и в самом его начале говорит «я», утверждая свой взгляд, но он не отделяет себя от своего поколения, тут же говоря «наше поколенье». Во всем остальном тексте Лермонтов использует только местоимение «мы». Таково отношение Лермонтова-поэта к людям: он никогда не высказывает своего мнения отстраненно, с высокомерием.

Стихотворение обрамлено темой будущего. В его начале содержится утверждение о судьбе поколения:

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Завершается стихотворение горькой картиной бесславного конца бездарной жизни:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Такая композиция стихотворения выражает тревогу автора о будущности нации, с ее помощью Лермонтов подчеркивает, что для здоровья нации и ее надежного будущего нужно сохранить непрерывность ее исторической жизни: прошло, настоящего и будущего. Поэтому так важно наследие прошлого, умение извлечь из него лучшее и изменить ошибочное. Нынешнее же поколение безропотно принимает его:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Основная часть стихотворения посвящена беспощадному описанию настоящего – безрадостной и бесплодной жизни своего поколения, бессмысленность которой поэт выразил в сравнении:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…

Лермонтов называет причины плачевного состояния своего поколения: отсутствие идеалов, малодушие, страх, пассивность, вялость. (Хорошо бы задание: подтвердить примерами из текста). Для придания большей выразительности своим идеям Лермонтов прибегает в стихотворении к частым сравнениям: «как пир на празднике чужом», «так тощий плод» и другим. Сравнение – это средство художественной выразительности, при котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другими. В лирике Лермонтова сравнение выступает одним из самых распространенных художественных приемов.

Для гражданской лирики Лермонтова характерно сочетание сильных чувств с ясностью и четкостью мысли. Передаче гражданской позиции автора способствует выбор стихотворного размера стихотворения: шестистопного ямба с включением в ритмический рисунок строк с пятью и четырьмя ямбическими стопами. Такой ритм свойствен стихотворениям Лермонтова, выражающим гражданские идеалы поэта.

 

Д

1. Какова главная тема стихотворения «Дума»?

2. Сколько частей можно выделить в стихотворении? Как композиция «Думы» соотносится с ее проблемой и идеей?

3. Докажите, что «Дума» – действительно стихотворение-размышление.

4. Охарактеризуйте лирического героя. В ответе используйте цитаты из стихотворения.

5. Какие образы и с какой целью противопоставлены в стихотворении «Дума»?

6. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Какова их роль в стихотворении?

7. С какой целью Лермонтов использует сравнения? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста.

8. С помощью каких изобразительных и ритмических средств достигается особая выразительность, эмоциональность стихотворения?

 

Ж

Найдите материал в специальной литературе, энциклопедии или Интернете и подготовьте сообщение на тему: «Жанр думы в русской поэзии».

 

 

Николай Алексеевич Некрасов

Портрет

(1821-1877/78)

А

Перед чтением текста вспомните, какие произведения Некрасова вы читали и изучали в 5 и 6 классах. Каким темам они посвящены?

 

Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую литературу как поэт-гражданин. Девизом творчества Некрасова служат его поэтические строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Этими словами Некрасов выражает свою жизненную позицию: человек, прежде всего, должен быть достойным членом общества, а его талант и деятельность получают ценность в служении своему народу.

Гражданские взгляды Некрасова формировались еще в юности, когда он выбрал, вопреки воле отца, занятия литературой вместо военной карьеры. Оставшись в Петербурге без поддержки отца, молодой поэт, выходец из многодетной, небогатой дворянской семьи, испытал на себе тяготы бесправной и бедной жизни простых людей. И позже, будучи состоятельным человеком, Некрасов никогда не забывал о тяжелейшем положении крестьянства и городского люда. Поэтому Россия и русский народ стали основными темами его творчества.

Эти темы нашли отражение в многочисленных шедеврах некрасовской поэзии: в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877), стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848), «Несжатая полоса» (1854), «Забытая деревня» (1855), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864), поэма «Мороз, Красный нос» (1863) и других. В середине 1850-х годов в поэзии Некрасова появляется тема, связанная с переменами в русском обществе и надеждой на будущее. Вызваны эти настроения историческими событиями в России и мире: в Европе прокатилась волна политических потрясений, отразившаяся в России жесткой внутренней политикой правительства, поражение в Крымской войне, воцарение нового государя – Александра II, начало крестьянской реформы. Дуновение новой жизни отразилось в поэме Некрасова «Саша», повествующей о пробуждении личности и духовном росте отзывчивой к новым веяниям поместной барышни.

 

Б

1. Расскажите, какой была жизненная позиция Некрасова.

2. Назовите основные темы лирики Некрасова, о которых рассказано в прочитанном вами тексте.

 

Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»

А

Перед чтением текста вспомните, в творчестве кого из уже изученных вами русских писателей одной из ведущих является проблема поколения и будущего России.

 

Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году. Некрасов обращается к актуальным для своего времени темам – теме молодого поколения и будущего России. Новизна поэзии Некрасова состояла в том, что тема поколения, его роли для развития страны поднималась поэтом вместе с изображением простого народа, крестьянства. Некрасов верил, что именно в народной среде появятся свежие, молодые силы, способные вдохнуть новую жизнь в русское общество. Русское крестьянство для Некрасова – источник богатырской силы народа и творческого ума нации, ее живая душа.

Во второй половине 1850-е годов в творчестве Некрасова возникают оптимистические мотивы, в которых утверждается вера поэта в обновление России. Это время политической активности всех слоев русского общества, когда близилась отмена крепостного права, подготавливались социальные и экономические реформы. В новых исторических условиях возрастала роль народа, поэтому передовых людей еще более поражала вопиющая несправедливость его тяжелого положения. Эта проблематика ярко отражена в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858). Главную же надежду Некрасов возлагает на вступающее в широкую жизнь новое поколение, детей, выходцев из народа.

 

Б

1. Каким предстает народ в поэзии Некрасова?

2. С чем связано появление оптимистических мотивов в творчестве Некрасова во второй половине 1850-х годов?

 

Школьник

А

Читая текст, определите, с какой исторической личностью, выходцем из крестьян, сравнивает Некрасов своего героя.

 

– Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок! –

 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь.

 

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

 

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

 

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

 

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

 

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

 

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

 

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, –

 

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

1856 год

=================

 

Все стихотворение представляет собой монолог автора-лирического героя. Монолог в литературном произведении – это речь героя, обращенная к самому себе или другим – героям или читателям, не прерываемая чужими репликами. Авторский монолог звучит на фоне дороги, поездки в город. В первой строфе дается картина: морозное солнечное утро, скудная растительность, невеселая местность, застоявшийся конь, еще иззябший и сонный, а рядом с повозкой стоит деревенский мальчик, терпеливо ждущий, позовут или нет в повозку. Ездок оказывается добрым человеком, внимательным к маленькому путешественнику:

Эй! Садись ко мне, дружок!

Некрасов применяет для выражения своих мыслей выразительный художественный прием: монолог построен на постоянных обращениях доброжелательного спутника к молчащему от смущения мальчику. Он разглядывает своего любопытного попутчика, и вид мальчика, цель поездки вызывают у него размышления о будущем. Сначала мы узнаем, как выглядит мальчик, что он едет учиться на последние деньги отца и помощь добрых людей. Затем лирический герой старается понять, из какой семьи мальчик, и ободряет его:

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь!

Мысль о том, что судьба мальчика становится обычным случаем для детей из крестьянских русских семей, вызывает воспоминание о знаменитом «архангельском мужике», великом ученом и поэте, основателе Московского университета Михаиле Васильевиче Ломоносове, который «по своей и Божьей воле // Стал разумен и велик».

Воспоминание о Ломоносове переходит в уверенность о большом и трудовом будущем мальчика, в слова о глубокой любви и родной Руси и вере в нее. Идея стихотворения «Школьник» подтверждает мечту самого Ломоносова, писавшего еще в XVIII веке, «что может собственных Платонов // И быстрых разумов Невтонов // Российская земля рождать».

Мысль стихотворения выражена ясно и четко. Спокойные интонации монолога, размеренная разговорная речь, насыщенная обращениями, восклицаниями, рассуждениями, словно таят в себе добрую улыбку, с которой Некрасов всматривается в будущее.

 

Б

1. Каким вы представляете себе ямщика, чей монолог передан в стихотворении? Отвечая на вопрос, используйте цитаты из текста.

2. Мальчик в стихотворении не произносит ни слова. Можно ли, тем не менее, охарактеризовать этот образ? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Как вы полагаете, совпадает ли позиция автора и позиция ямщика? Отвечая на этот вопрос, вспомните известные вам стихотворения Некрасова.

4. Каково значение мотива дорога в этом стихотворении? Вспомните другие известные вам стихотворения, в которых этот мотив является ведущим.

5. Какие средства разговорной речи и с какой целью используются в стихотворении?

 

Д

Выучите стихотворение наизусть и приготовьте его выразительное чтение.

 

Е

Можно ли утверждать, что главная тема стихотворения «Школьник» – тема родины? Обоснуйте свою позицию.

 

 

Александр Трифонович Твардовский

Портрет

(1910-1971)

А

Читая текст, выделите факты биографии Твардовского, которые показались вам необычными.

 

Интерес Твардовского в литературе возник еще в раннем детстве. Он родился в семье кузнеца, человека тяжелого физического труда, но в то же время грамотного, очень любившего русскую литературу. В доме Твардовских часто по вечерам читали произведения русских классиков, особенно поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Раннее знакомство с литературой и почтение к ней, принятое в семье, оказали большое влияние на развитие литературного таланта будущего писателя.

Твардовский родился в деревне Загорье Смоленской губернии. В деревне прошло детство Твардовского, учился он также в сельской школе. Детские и подростковые впечатления легли в основу его поэзии: чувство русской природы, знание жизни и характера русского человека насытили поэтического слово Твардовского глубоким содержанием и сделали его подлинным национальным поэтом. Смоленская земля, Смоленщина, стала родиной поэзии Твардовского.

Писать Твардовский начал в подростковые годы, его литературные способности поддержали известные поэты М. Исаковский и М. Светлов, напечатавшие его стихи. Однако Твардовский не сразу нашел свою настоящую поэтическую манеру: он осознал себя поэтом лишь после создания первой поэмы «Страна Муравия» (1936) о коллективизации в деревне. Вся жизнь Твардовского была посвящена литературе: во время Великой Отечественной войны и службы в армии он был военным корреспондентов, писал фронтовые стихи, после войны создал поэмы «Дом у дороги» (1946), «За далью – даль» (1950-1960), «По праву памяти» (1967-1969). Огромный вклад в развитие русской культуры Твардовский внес на посту главного редактора наиболее значительного литературного журнала «Новый мир». Главным же произведением в творчестве Твардовского явилась поэма «Василий Теркин» (1941-1945).

 

Б

1. Какие впечатления и события жизни особенно повлияли на творчество Твардовского?

2. Каковы главные темы его поэзии?

 

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

А

Перед чтением текста вспомните известные вам стихотворения о великой отечественной войне. Какую главную мысль выразили авторы этих стихотворений?

 

Поэму «Василий Теркин» Твардовский писал всю войну. Книга о русском солдате создавалась глава за главой, солдаты на фронте ждали продолжения рассказа о Теркине как рассказа о себе, о своей фронтовой жизни. Поэма как будто создавалась не писателем, а вырастала из самой жизни, проходила день за днем вместе с солдатами все 4 года войны. Образ Василия Теркина, солдата-балагура, солдата-богатыря был для фронтовиков не литературным, вымышленным персонажем, а реальным героем, знакомым, близким человеком. Василий Теркин выразил дух русского характера, поэтому поэма о нем по своему вкладу в победу так же важна, как и освобождение нашего города или деревни от захватчиков.

В поэме 28 стихотворных глав и 3 обращения от автора. Начинается она с главы «На привале», со знакомства с Теркиным. С этой главы, повествующей о короткой передышке между боями, начинается и рассказ о долгой дороге к победе. Жизнь солдата на войне изображается как цепь эпизодов, из которых складывается общая картина войны. Главы поэмы представляют разные, но связанные между собой сцены фронтовой жизни: переправа, ранение, дорога в часть, сражение, борьба со смертью, победное наступление. Завершает поэму глава «В бане»: словно после тяжкого, изнурительного дня солдаты очищают себя от скверны войны.

 

Б

1. Чем привлекал бойцов образ Василия Теркина?

2. Что позволило Твардовскому объединить 28 самостоятельных, законченных поэтических произведений в поэму?

 

==============

 

Василий Теркин

Книга про бойца

Отрывки.

А

Перед чтением каждой из приведенных глав поэмы поразмышляйте над ее названием, предположите, о чем будет рассказано в главе.

 

Переправа

Переправа, переправа!Берег левый, берег правый,Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава,Кому темная вода, –Ни приметы, ни следа. Ночью, первым из колонны,Обломав у края лед,Погрузился на понтоны.Первый взвод.Погрузился, оттолкнулсяИ пошел. Второй за ним.Приготовился, пригнулсяТретий следом за вторым. Как плоты, пошли понтоны,Громыхнул один, другойБасовым, железным тоном,Точно крыша под ногой. И плывут бойцы куда-то,Притаив штыки в тени.И совсем свои ребятаСразу – будто не они, Сразу будто не похожиНа своих, на тех ребят:Как-то все дружней и строже,Как-то все тебе дорожеИ родней, чем час назад. Поглядеть – и впрямь – ребята!Как, по правде, желторот,Холостой ли он, женатый,Этот стриженый народ. Но уже идут ребята,На войне живут бойцы,Как когда-нибудь в двадцатомИх товарищи – отцы. Тем путем идут суровым,Что и двести лет назадПроходил с ружьем кремневымРусский труженик-солдат. Мимо их висков вихрастых,Возле их мальчишьих глазСмерть в бою свистела частоИ минет ли в этот раз? Налегли, гребут, потея,Управляются с шестом.А вода ревет правее –Под подорванным мостом. Вот уже на серединеИх относит и кружит... А вода ревет в теснине,Жухлый лед в куски крошит,Меж погнутых балок фермыБьется в пене и в пыли... А уж первый взвод, наверно,Достает шестом земли. Позади шумит протока,И кругом – чужая ночь.И уже он так далеко,Что ни крикнуть, ни помочь. И чернеет там зубчатый,За холодною чертой,Неподступный, непочатыйЛес над черною водой. Переправа, переправа!Берег правый, как стена... Этой ночи след кровавыйВ море вынесла волна. Было так: из тьмы глубокой,Огненный взметнув клинок,Луч прожектора протокуПересек наискосок. И столбом поставил водуВдруг снаряд. Понтоны – в ряд.Густо было там народу –Наших стриженых ребят... И увиделось впервые,Не забудется оно:Люди теплые, живыеШли на дно, на дно, на дно... Под огнем неразбериха –Где свои, где кто, где связь?Только вскоре стало тихо, –Переправа сорвалась. И покамест неизвестно,Кто там робкий, кто герой,Кто там парень расчудесный,А наверно, был такой. Переправа, переправа...Темень, холод. Ночь как год. Но вцепился в берег правый,Там остался первый взвод. И о нем молчат ребятаВ боевом родном кругу,Словно чем-то виноваты,Кто на левом берегу. Не видать конца ночлегу.За ночь грудою взяласьПополам со льдом и снегомПеремешанная грязь. И усталая с похода,Что б там ни было, – жива,Дремлет, скорчившись, пехота,Сунув руки в рукава. Дремлет, скорчившись, пехота,И в лесу, в ночи глухойСапогами пахнет, потом,Мерзлой хвоей и махрой. Чутко дышит берег этотВместе с теми, что на томПод обрывом ждут рассвета,Греют землю животом, –Ждут рассвета, ждут подмоги,Духом падать не хотят. Ночь проходит, нет дорогиНи вперед и ни назад... А быть может, там с полночиПорошит снежок им в очи,И уже давноОн не тает в их глазницахИ пыльцой лежит на лицах –Мертвым все равно. Стужи, холода не слышат,Смерть за смертью не страшна,Хоть еще паек им пишетПервой роты старшина. Старшина паек им пишет,А по почте полевойНе быстрей идут, не тишеПисьма старые домой,Что еще ребята самиНа привале при огнеГде-нибудь в лесу писалиДруг у друга на спине... Из Рязани, из Казани,Из Сибири, из Москвы –Спят бойцы.Свое сказалиИ уже навек правы. И тверда, как камень, груда,Где застыли их следы... Может – так, а может – чудо?Хоть бы знак какой оттуда,И беда б за полбеды. Долги ночи, жестки зориВ ноябре – к зиме седой. Два бойца сидят в дозореНад холодною водой. То ли снится, то ли мнится,Показалось что невесть,То ли иней на ресницах,То ли вправду что-то есть?Видят – маленькая точкаПоказалась вдалеке:То ли чурка, то ли бочкаПроплывает по реке? – Нет, не чурка и не бочка –Просто глазу маета.– Не пловец ли одиночка?– Шутишь, брат. Вода не та!– Да, вода... Помыслить страшно.Даже рыбам холодна.– Не из наших ли вчерашнихПоднялся какой со дна?.. Оба разом присмирели.И сказал один боец:– Нет, он выплыл бы в шинели,С полной выкладкой, мертвец. Оба здорово продрогли,Как бы ни было, – впервой. Подошел сержант с биноклем.Присмотрелся: нет, живой.– Нет, живой. Без гимнастерки.– А не фриц? Не к нам ли в тыл?– Нет. А может, это Теркин? –Кто-то робко пошутил. – Стой, ребята, не соваться,Толку нет спускать понтон.– Разрешите попытаться?– Что пытаться!– Братцы, – он! И, у заберегов коркуЛедяную обломав,Он как он, Василий Теркин,Встал живой, – добрался вплавь. Гладкий, голый, как из бани,Встал, шатаясь тяжело.Ни зубами, ни губамиНе работает – свело. Подхватили, обвязали,Дали валенки с ноги.Пригрозили, приказали –Можешь, нет ли, а беги. Под горой, в штабной избушке,Парня тотчас на кроватьПоложили для просушки,Стали спиртом растирать. Растирали, растирали...Вдруг он молвит, как во сне:– Доктор, доктор, а нельзя лиИзнутри погреться мне,Чтоб не все на кожу тратить? Дали стопку – начал жить,Приподнялся на кровати:– Разрешите доложить...Взвод на правом берегуЖив-здоров назло врагу!Лейтенант всего лишь проситОгоньку туда подбросить. А уж следом за огнемВстанем, ноги разомнем.Что там есть, перекалечим,Переправу обеспечим... Доложил по форме, словноТотчас плыть ему назад. – Молодец! – сказал полковник.Молодец! Спасибо, брат. И с улыбкою неробкойГоворит тогда боец: – А еще нельзя ли стопку,Потому как молодец?Посмотрел полковник строго,Покосился на бойца.– Молодец, а будет много –Сразу две.– Так два ж конца... Переправа, переправа!Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идет святой и правый.Смертный бой не ради славы,Ради жизни на земле.

Два солдата

В поле вьюга-завируха,В трех верстах гудит война.На печи в избе старуха,Дед-хозяин у окна. Рвутся мины. Звук знакомыйОтзывается в спине.Это значит – Теркин дома,Теркин снова на войне. А старик как будто ухомПо привычке не ведет.– Перелет! Лежи, старуха. –Или скажет:– Недолет... На печи, забившись в угол,Та следит исподтишкаС уважительным испугомЗа повадкой старика, С кем жила – не уважала,С кем бранилась на печи,От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи. А старик, одевшись в шубуИ в очках подсев к столу,Как от клюквы, кривит губы –Точит старую пилу. – Вот не режет, точишь, точишь,Не берет, ну что ты хочешь!.. –Теркин встал:– А может, дед,У нее развода нет? Сам пилу берет:– А ну-ка...–И в руках его пила,Точно поднятая щука,Острой спинкой повела. Повела, повисла кротко.Теркин щурится:– Ну, вот.Поищи-ка, дед, разводку,Мы ей сделаем развод. Посмотреть – и то отрадно:Завалящая пилаТак-то ладно, так-то складноУ него в руках прошла. Обернулась – и готово.– На-ко, дед, бери, смотри.Будет резать лучше новой,Зря инстрУмент не кори. И хозяин виноватоУ бойца берет пилу.– Вот что значит мы, солдаты, –Ставит бережно в углу. А старуха:– Слаб глазами.Стар годами мой солдат.Поглядел бы, что с часами,С той войны еще стоят... Снял часы, глядит: машина,Точно мельница, в пыли.Паутинами пружиныПауки обволокли. Их повесил в хате новойДед-солдат давным-давно:На стене простой сосновойТак и светится пятно. Осмотрев часы детально, –Все ж часы, а не пила, –Мастер тихо и печальноПосвистел:– Плохи дела... Но куда-то шильцем сунул,Что-то высмотрел в пыли,Внутрь куда-то дунул, плюнул, –Что ты думаешь, – пошли! Крутит стрелку, ставит пятый,Час – другой, вперед – назад.– Вот что значит мы, солдаты.Прослезился дед-солдат. Дед растроган, а старуха,Отслонив ладонью ухо,С печки слушает:– Идут!– Ну и парень, ну и шут... Удивляется. А пареньУслужить еще не прочь.– Может, сало надо жарить?Так опять могу помочь. Тут старуха застонала:– Сало, сало! Где там сало... Теркин:– Бабка, сало здесь.Не был немец – значит, есть! И добавил, выжидая,Глядя под ноги себе:– Хочешь, бабка, угадаю,Где лежит оно в избе? Бабка охнула тревожно,Завозилась на печи.– Бог с тобою, разве можно...Помолчи уж, помолчи. А хозяин плутоватоГостя под локоть тишком:– Вот что значит мы, солдаты,А ведь сало под замком. Ключ старуха долго шарит,Лезет с печки, сало жаритИ, страдая до конца,Разбивает два яйца. Эх, яичница! ЗакускиНет полезней и прочней.Полагается по-русскиВыпить чарку перед ней. – Ну, хозяин, понемножку,По одной, как на войне.Это доктор на дорожкуДля здоровья выдал мне. Отвинтил у фляги крышку:– Пей, отец, не будет лишку. Поперхнулся дед-солдат.Подтянулся:– Виноват!.. Крошку хлебушка понюхал.Пожевал – и сразу сыт. А боец, тряхнув над ухомТою флягой, говорит:– Рассуждая так ли, сяк ли,Все равно такою каплейНе согреть бойца в бою.Будьте живы!– Пейте.– Пью... И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо.Разговор ведут солдатский,Дружно спорят, горячо. Дед кипит:– Позволь, товарищ.Что ты валенки мне хвалишь?Разреши-ка доложить.Хороши? А где сушить? Не просушишь их в землянке,Нет, ты дай-ка мне сапог,Да суконные портянкиДай ты мне – тогда я бог! Снова где-то на задворкахМерзлый грунт боднул снаряд.Как ни в чем – Василий Теркин,Как ни в чем – старик солдат. – Эти штуки в жизни нашей, –Дед расхвастался, – пустяк!Нам осколки даже в кашеПопадались. Точно так.Попадет, откинешь ложкой,А в тебя – так и мертвец. – Но не знали вы бомбежки,Я скажу тебе, отец. – Это верно, тут наука,Тут напротив не попрешь.А скажи, простая штукаЕсть у вас?– Какая?– Вошь. И, макая в сало коркой,Продолжая ровно есть,Улыбнулся вроде ТеркинИ сказал– Частично есть... – Значит, есть? Тогда ты – воин,Рассуждать со мной достоин.Ты – солдат, хотя и млад,А солдат солдату – брат. И скажи мне откровенно,Да не в шутку, а всерьез.С точки зрения военнойОтвечай на мой вопрос.Отвечай: побьем мы немцаИли, может, не побьем? – Погоди, отец, наемся,Закушу, скажу потом. Ел он много, но не жадно,Отдавал закуске честь,Так-то ладно, так-то складно,Поглядишь – захочешь есть. Всю зачистил сковородку,Встал, как будто вдруг подрос,И платочек к подбородку,Ровно сложенный, поднес.Отряхнул опрятно рукиИ, как долг велит в дому,Поклонился и старухеИ солдату самому.Молча в путь запоясался,Осмотрелся – все ли тут?Честь по чести распрощался,На часы взглянул: идут!Все припомнил, все проверил,Подогнал и под конецОн вздохнул у самой двериИ сказал:– Побьем, отец... В поле вьюга-завируха,В трех верстах гремит война.На печи в избе – старуха.Дед-хозяин у окна. В глубине родной России,Против ветра, грудь вперед,По снегам идет ВасилийТеркин. Немца бить идет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...