Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных этапов подготовки бакалаврской работы




Сбор научной информации по теме работы. В основе успешной подготовки бакалаврской работы лежит сбор научной информации, включающий:

– анализ учебной и научной литературы по теме, составление списка литературы;

– изучение, обобщение и анализ нормативного материала, относящегося к теме бакалаврской работы;

– сбор и обобщение юридической практики (судебной, законотворческой, нотариальной и т. д.) с учетом темы работы;

– сбор статистических и иных материалов по теме исследования.

Список используемой литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы по теме. Сведения о работах дореволюционных российских цивилистов студент может найти в работе А. Ф. Поворинского[1]. Подобрать источники советского периода, изданные до 1968 года, поможет работа, подготовленная коллективом авторов под редакцией И. В. Павлова и Г. М. Свердлова[2]. Информацию о литературе последних лет издания можно получить в библиографических журналах Института научной информации (ИНИОН). Кроме того, информация о научных источниках часто содержится непосредственно учебной литературе (в учебниках и учебных пособиях).

Помимо монографической литературы можно почерпнуть полезную информацию из различных журналов, имеющихся в библиотеке университета: «Адвокат», «Академический юридический журнал», «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления», «Арбитражная практика», «Арбитражные споры», «Арбитражный и гражданский процесс», «Банковское право», «Безопасность бизнеса», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник гражданского права», «Вестник гражданского процесса», «Внешнеторговое право», «Государство и право», «Гражданское право», «Журнал для акционеров», «Журнал российского права», «Закон», «Законодательство», «Законодательство и экономика», «Законы России: опыт, анализ, практика», «Информационное право», «ИС. Промышленная собственность», «Конкуренция и право», «Медицинское право», «Патенты и лицензии», «Право и экономика», «Правоведение», «Правовые вопросы недвижимости», «Правовые вопросы связи», «Правовые вопросы строительства», «Предпринимательское право», «Реклама и право», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Рынок ценных бумаг», «Сибирский юридический вестник», «Слияния и поглощения», «Современное право», «Транспортное право», «Туризм: право и экономика», «Финансовое право», «Хозяйство и право», «Ценные бумаги: вопросы права», «Цивилист», «Черные дыры российского законодательства», «Энергетическое право», «Юридический мир», «Юрист» и др. Перед написанием курсовой работы также рекомендуется изучить подшивку газеты «ЭЖ-Юрист». Указанные научные журналы и газеты рекомендуется просмотреть за период, предшествующий написанию курсовой работы, продолжительностью не менее трех лет.

Кроме этого, можно подбирать литературу, используя библиографические указатели в конце монографий или статей, а также ссылки на работы других авторов в тексте монографии или статьи.

Использование в бакалаврской работе материалов правоприменительной практики всегда оценивается весьма положительно. Однако собрать практический материал по теме исследования не всегда просто. Поэтому руководитель бакалаврской работы ориентирует студента в подборе необходимого практического материала.

Примеры судебно-арбитражной практики можно найти в специализированных юридических журналах («Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Конституционного Суда РФ», «Арбитражная практика», «Правосудие в Восточной Сибири», «Бюллетень управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Иркутской области» и др.), комментариях[3] и сборниках[4] судебно-арбитражной практики, в справочно-правовых системах («Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Референт»), в интернете. Назовем лишь некоторые официальные сайты, где можно найти интересные материалы судебной практики:

– www.ks.rfnet.ru – Конституционный Суд РФ;

www.supcourt.ru – Верховный Суд РФ;

www.arbitr.ru – Высший Арбитражный Суд РФ;

www.vestnik-vas.ru – «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ»;

www.arbitr.park.ru – практика Высшего Арбитражного Суда РФ;

www.fasvvo.ru – Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

www.fasvso.arbitr.ru – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

www.fas.spb.ru – Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

www.oblsud.owo.ru – Владимирский областной суд;

www.volgarbitr.ru – Арбитражный суд Волгоградской области;

www.msk.arbitr.ru – Арбитражный суд г. Москвы;

www.irkutsk.arbitr.ru – Арбитражный суд Иркутской области;

www.innov.ru/asno – Арбитражный суд Нижегородской области;

www.omskarbitr.ru – Арбитражный суд Омской области;

www.echr.coe.int – Европейский суд по правам человека;

www.icj-cij.org/icjwww/icj002.htm – Международный суд в Гааге;

www.eca.eu.int – Арбитражный суд Европейского Союза;

www.hcourt.gov.au – Верховный суд Австралии;

www.fedcourt.gov.au – Федеральный суд Австралии;

www.courtservice.gov.uk – «Судебная система Великобритании»;

www.scc-csc.gc.ca – Верховый суд Канады;

www.supremecourtus.gov – Верховный суд США;

www.supcourt.kz – Верховный суд Казахстана;

www.vas.toktom.kg – Высший арбитражный суд Киргизской Республики;

www.arbitr.gov.ua – Высший арбитражный суд Украины.

Бакалаврская работа считается выполненной на высоком уровне, если помимо рассмотрения действующего законодательства и практики его применения студент приводит критический анализ законодательных инициатив (проектов законов), давая им аргументированную авторскую оценку. Сложность, однако, заключается в том, что проекты законов, как правило, не публикуются. Между тем проекты почти всегда можно найти в интернете, а некоторые из них содержаться в справочно-правовых системах «Консультант-Плюс», «Гарант». Назовем сайты, где могут размещаться сведения о внесенных в Государственную Думу РФ проектах, а иногда и тексты самих проектов законов, а также иная официальная информация:

www.duma.ru – Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

www.council.gov.ru – Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

www.president.kremlin.ru – Президент РФ;

– www.goverment.gov.ru – Правительство РФ;

www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития РФ;

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли РФ;

www.minjust.ru – Министерство юстиции РФ;

www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата РФ;

www.rlm.ru – «Мониторинг законодательного процесса»;

www.un.org – Организация Объединенных Наций;

www.coe.fr – Совет Европы.

 

Анализ собранного материала.Процессанализа собранного материала предполагает:

– всестороннее изучение нормативного материала;

– анализ судебно-арбитражной практики;

– чтение и конспектирование литературных источников.

Этот этап является весьма важным, ибо написание хорошей бакалаврской работы возможно только в результате основательного изучения материала по теме, его глубокого осмысления, но никак не путем дословного переписывания отдельных мест из монографий, учебников и научных статей.

Результатом анализа собранного по теме материала является выявление определенной юридической проблемы, ее теоретических и практических аспектов, выработка студентом собственных суждений по соответствующей проблеме. Последнее предполагает формирование критического отношения к существующим научным позициям и юридической практики, формулировку выводов и рекомендаций по совершенствованию хозяйственного законодательства и правоприменительной практики.

Анализ собранного по теме материала желательно начинать с изучения действующих нормативных правовых актов, углубляя его, по возможности исследованием истории правового регулирования (путем анализа ранее действовавших нормативных правовых актов) и тенденций развития того или иного правового явления (путем анализа законопроектов). Целесообразным может быть также изучение зарубежного опыта правового регулирования отношений, рассматриваемых в бакалаврской работе.

После изучения системы правовых норм, регулирующих объект бакалаврского исследования, необходимо переходить к солидным обобщающим трудам и лишь затем – к статьям по отдельным вопросам. Из трудов одного автора либо разных изданий одного и того же учебника (монографии) следует выбирать более поздние, написанные на основе ныне действующего законодательства.

Текст нормативного правового акта необходимо тщательно прочесть, затем самостоятельно проанализировать и сравнить с предшествовавшим ему аналогичным нормативным актом. Возникшие в результате исследования самостоятельные мысли следует записать.

Следует найти и подробнейшим образом изучить акты судебных органов по рассматриваемым в рамках бакалаврской работы вопросам. Изучение актов судебных органов следует проводить, следуя принципу «от общего к частному». Первым делом необходимо исследовать имеющиеся постановления и определения Конституционного Суда РФ, затем – постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ. После этого следует приступать к изучению решений судов первой инстанции.

При исследовании решений, вынесенных судами первой инстанции, следует обращать внимание на решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенных по рассматриваемому делу.

В случае, когда суды разных инстанций выносят по одному делу разные решения, следует внимательно изучить мотивировочные части этих решений. В работе следует указать на те решения, которые студент считает верными, сославшись на решения, с которыми он не согласен, аргументировано обосновав свою точку зрения.

Изучаемую монографию либо статью необходимо вначале прочесть полностью, чтобы уяснить общую концепцию автора и систему его доказательств. Затем необходимо приступить к повторному, более тщательному чтению с выписками и заметками. В процессе чтения могут возникать свои соображения, доводы и возражения против аргументов автора. Их обязательно необходимо сразу же записывать с тем, чтобы позднее вновь осмыслить, отредактировать и включить в работу.

Не следует пренебрегать работами прошлых лет, ибо в старых изданиях многие проблемы и категории цивилистической и финансовой науки разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Сопоставление различных суждений в ретроспективе различных научных школ и направлений – непременное условие выполнения научной работы.

Изложение темы бакалаврской работы представляет собой процесс ее написания, иначе говоря, систематизацию и сопоставление различных частей собранного материала, приводящую к уяснению логики всей работы, структурных граней каждого вопроса. Перед написанием рекомендуется еще раз просмотреть весь имеющийся материал, при необходимости внести изменения и уточнения в ранее составленный план и продумать последовательность изложения материала.

В соответствии с планом работы следует определить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами и вырабатывают собственную позицию, делают необходимые выводы.

На этом этапе уточняется материал и откладывается в сторону второстепенная и не имеющая отношение к теме исследования информация. Студентам нередко сложно самостоятельно отделить какую-либо информацию и очертить круг изыскания, поэтому на данном этапе необходимо посоветоваться с руководителем.

В выпускной квалификационной работе следует показать глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами практической деятельности. При добротном владении материалом не возникает излишней необходимости частого цитирования авторов, исчезает фрагментарность изложения.

Между тем, материал нельзя излагать без ссылок на авторов. В случае, когда студент приводит какие-то положения из прочитанного без ссылок на автора, он чужие мысли и идеи выдает за свои собственные, даже если он переставил в предложении отдельные слова, либо заменил их синонимами. Встречаются работы, в которых текст дословно переписан из учебника, монографии либо статьи без указания на источник. Подобные опусы являются плагиатом и совершенно не допустимы.

Существуют определенные правила использования цитат:

– соразмерная краткость (цитаты не должны быть очень объемными и перегружать основной текст);

– точность (при цитировании необходимо сохранять все слова и выделения, сделанные автором; в случае пропуска внутри цитаты следует ставить многоточие; многоточие также ставится в начале или в конце цитаты, если предложение цитируется, соответственно, не с начала или не до конца);

– соответствие контексту изложения (цитаты по содержанию должны соответствовать логике излагаемого материала) и целесообразность (не нужно цитировать текст нормативного правового акта, тем более отсылая читателя не к самому нормативному акту, а источнику специальной литературы; аналогично нет необходимости цитировать и всем очевидные банальные мысли); другими словами не нужно цитировать ради цитирования и придания тексту наукоподобия.

 

5. Требования к содержанию структурных элементов выпускной
квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы:

1) титульный лист;

2) задание;

3) реферат;

2) оглавление;

3) введение;

4) основная часть с разбивкой на главы и параграфы;

5) заключение;

6) библиографический список;

7) перечень условных обозначений и сокращений;

8) приложения.

Перечень условных обозначений и сокращений, а также приложения являются необязательными (факультативными) элементами бакалаврской работы. Наличие всех других структурных элементов строго обязательно.

Выпускная квалификационная работа оформляется в виде текста с приложением всех необходимых материалов, иллюстрирующих содержание работы. Оптимальный объем бакалаврской работы, который рекомендуется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования – 60-80 страниц машинописного текста (без учета библиографии, перечня условных обозначений и сокращений и приложений).

Отзыв руководителя, справка о внедрении (при ее наличии) не вшиваются в бакалаврскую работу, а прилагаются к ней.

 


Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы (не нумеруется) и заполняется строго в соответствии прилагаемому образцу (приложение 3). Все подписи на титульном листе должны быть в обязательном порядке до представления работы на защиту.

Надписи на титульном листе выполняются компьютерным или машинописным способом черным цветом. Надписи, относящиеся к наименованию темы бакалаврской работы, выполняются шрифтом 16 прописными буквами, иные сведения титульного листа – 14 шрифтом, остальные – шрифтом 12, используя прописные и строчные буквы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...