Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политический кризис: причины, виды и последствия. Компромиссы и консенсусы.




Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

Внутриполитические кризисы:

·правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами; · парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

·конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

·социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

 Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением.

Кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, поэтому опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления.

 Консенсус (с лат.переводится как согласие) означает наличие между двумя и более субъектами сходных взглядов и позиций по каким-либо проблемам, и достижение на этой основе договорённостей между ними. Для достижения консенсуса необходимы особые условия.Стороны должны признать, что интересы другой стороны имеют равные права и сих собственными.

Необходимо предварительно отказаться от любых форм силового давления и шантажа.

 Важно также отказаться от решения спорных вопросов методом голосования для того, чтобы избежать диктата большинства.

Принцип консенсуса – основной принцип взаимодействия в особенно значимых и болезненных сферах человеческой жизнедеятельности.

Например, в ООН на его основе строится взаимодействие постоянных членов Совета безопасности, решающих судьбы мира. Правда, полный, стопроцентный консенсус – это невозможный в реальности идеал. В жизни же приходится довольствоваться не желаемым, а возможным. Поэтому любой консенсус достигается на основе компромисса – выработанного на основе взаимных уступок приемлемого для всех общего решения

 

Суть политической модернизации, ее критерии и типы. Политическая модернизация в Беларуси.

Понятие «модернизация» производно от слова «modern» – современный. В политологии оно используется в связи с линейным представлением о цивилизационном прогрессе.

Термин «модернизация используется в двух смыслах: в узком смысле – для обозначения социально-политического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному, индустриальному; в более широком смысле модернизация понимается как теория и практика общественного прогресса. Теории модернизации – это теоретические представления о закономерностях, предпосылках, условиях и факторах преодоления цивилизационной отсталости стран. Теория политической модернизации возникла в американских университетах в 50-е годы ХХ века для обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Исходной предпосылкой теории и практики модернизации выступает представление о неравномерном развитии стран и целых континентов. В политической сфере модернизация отождествляется с демократизацией. Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. В политологии разработаны различные типологии модернизации, т.е. пути достижения современного общественного состояния. Первая типология фиксирует две модели модернизации. Спонтанная, оригинальная модернизация – это переход к современному состоянию в результате самостоятельного, основанного на использовании внутренних ресурсах социокультурного, экономического и политического развития. Вторичная, отражённая, догоняющая модернизация характерна для стран, стремящихся достичь современного развитого состояния с помощью внешних заимствований технологии, инвестиций, кадров и т.п. Вторая типология выделяет три модели модернизации: эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.); эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.); экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.

Каковы критерии политического прогресса?

Л.Пай выделял следующие критерии политического развития: структурная дифференциация (увеличение числа компонентов политической системы и их функциональная специализация); способности системы быстро адаптироваться к изменяющимся условиям; тенденция к равноправию и расширению участия граждан в управлении страной.

По мнению видного современного политолога Р.Даля, основными критериями политической модернизации выступают, во-первых, степень вовлечённости населения в демократический процесс, в систему представительной демократии, а во-вторых, - рост открытой конкуренции свободных элит.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 893.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...