Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Анализ устойчивости местного (регионального) бюджета
(методические указания) Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных. Минимальные бюджетные расходы – понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах РФ. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.[35] Устойчивость регионального (местного) бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния: 1) абсолютно устойчивое; 2) нормальное; 3) неустойчивое; 4) кризисное. Для определения степени устойчивости могут быть использованы следующие методы. Абсолютно устойчивое состояние регионального бюджета возможно при условии, если
Рмин < Дс+ Дп,[36] (6)
где Рмин – минимальные расходы регионального бюджета; Дс – собственные доходы регионального бюджета; Дп – перераспределяемые доходы регионального бюджета. 50 980 886,3 <12 987 470,2 + 37 919 764,3 (тыс. руб.) 50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие не выполняется) Нормальное состояние:
Рмин = Дс + Дп,[37] (7)
50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие не выполняется) Неустойчивое состояние:
Рмин=Дс + Дп +Дд,[38] (8)
где Дд– дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств регионального бюджета, средства целевых бюджетных фондов регионального бюджета и др.) 50 980 886,3 >12 987 470,2 + 37 919 764,3 - 56 716,6 (тыс. руб.) 50 980 886,3 > 50 850 517,9 (условие не выполняется) Кризисное состояние: Рмин >Дс+ Дп,[39] (9)
50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие выполняется) Произведенные расчеты степени устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год позволяют сделать следующий вывод: Региональный бюджет Камчатского края в 2013 году находится в кризисном состоянии. Следующим этапом для определения степени устойчивости регионального бюджета − расчет количественных критериев. Абсолютно устойчивое состояние регионального бюджета возможно при следующих условиях:
Дс : Д = 60 – 70 %; (10)
Дп : Д = 30 – 40 %; (11)
З : Р = 10 – 15 %,[40] (12)
где Д – общая сумма региональных бюджетных доходов; Р – общая сумма региональных бюджетных расходов; З – бюджетная задолженность. Нормальное состояние бюджета:
Дс: Д = 40 – 50%; (13)
Дп: Д = 50 – 60%; (14)
З : Р = 30 – 35 %, (15)
Неустойчивое состояние: Дс: Д = 5 – 10%; (16)
Дп: Д = 90 – 95%; (17)
З : Р = 40 – 50 %,[41] (18)
Произведем оценку показателей устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год: Дс: Д = 12 987 470,2 : 50 907 234,5 = 25,5 %; Дп: Д = 37 919 764,3 : 50 907 234,5 = 74,5 %; Произведенный расчет на предмет устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год дает основания утверждать, что он находится между нормальным и неустойчивым состоянием. Для анализа регионального бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты, которые могут применяться для сравнения характеристик регионального бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей регионального бюджета конкретной территории с аналогичными показателями региональных бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния регионального бюджета. Критерии оценки состояния регионального бюджета могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных региональных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.[42] Для анализа регионального бюджета Камчатского края за 2013 год будем использовать следующие бюджетные коэффициенты: 1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных региональных бюджетных доходов:
Крс= Дп: Дс,[43] (19)
где Крс-коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных региональных бюджетных доходов. 2) коэффициент автономии:
Ка= Дс : Д, (20)
где Ка-коэффициент автономии. 3) коэффициент внешнего финансирования:
Кв.ф= Дп: Д,[44] (21)
где Кв.ф-коэффициент внешнего финансирования. 4) коэффициент обеспеченности минимальных региональных расходов собственными доходами:
Ко.р= Дс: Рмин,[45] (22)
где Ко.р-коэффициент обеспеченности минимальных региональных расходов собственными доходами. 5) коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п= Д : Рмин, (23)
где Кб.п - коэффициент бюджетного покрытия. 6) коэффициент налогового покрытия:
Кн.п= Дн: Рмин, (24)
где Кн.п - коэффициент налогового покрытия; Дн – налоговые доходы регионального бюджета. 7) коэффициент неналогового покрытия:
Кнн.п= Днн.: Рмин,[46] (25)
где Кнн.п - коэффициент неналогового покрытия; Днн. – неналоговые региональные доходы бюджета. 8) коэффициент трансферного покрытия:
Кт.п.= Дт.п.: Рмин,[47] (26)
где Кт.п. - коэффициент трансферного покрытия; Дт.п – доходы регионального бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений). 9) коэффициент дефицита бюджета:
Кд = БД : Р, (27)
где Кд - коэффициент дефицита бюджета; БД – бюджетный дефицит. 10) коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з = З : Р, (28)
где Кб.з - коэффициент бюджетной задолженности. 11) коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р= Дт: Ч, (29)
где Кб.р - коэффициент бюджетной результативности региона; Дт– общая сумма региональных бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч – среднегодовая численность населения региона. 12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Кб.р = Р : Ч,[48] (30)
где Кб.р-коэффициент бюджетной обеспеченности населения. Результаты расчетов по вышеуказанным формулам, рассчитанные по показателям исполнения регионального бюджета Камчатского края за 2013 год, представим в таблице 9. Таблица 1 Показатели устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год
Исследование устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год позволяет сделать следующие выводы: - бюджет Камчатского края в 2013 году находится в кризисном состоянии по причине того, что сумма собственных и перераспределяемых доходов бюджета ниже показателя минимального расхода бюджета на 73651,8 тыс. руб. - доля собственных доходов в общей сумме бюджетных доходов регионального бюджета Камчатского края за 2013 год составила всего лишь 25,5 %, это указывает на то неустойчивое состояние бюджета; - удельный вес перераспределяемых доходов в общей сумме бюджетных доходов регионального бюджета Камчатского края за 2013 год составила 74,5 %, это говорит о неустойчивом состоянии бюджета. Аналитическое исследование исполнения регионального бюджета Камчатского края за период 2011 – 2013 годы выявило: Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует о том, что в 2013 году не повлиял на улучшение сбалансированности регионального бюджета Камчатского края. Доходы регионального бюджета в 2012 году, исполненные в объеме 47042443,0 тыс. руб., снизились по сравнению с предыдущим 2011 годом на 2,2 %, при этом налоговые и неналоговые доходы увеличились на 15,7 %, т. е. с 10907342,4 тыс. руб. до 12619704,3 тыс. руб. В 2013 году доходы регионального бюджета были исполнены в объеме 50907234,5 тыс. руб. и возросли по сравнению с 2012 годом на 8,2 %, а налоговые и неналоговые доходы увеличились на 2,9 %, т. е. с 12619704,3 до 12987470,2 тыс. руб. В доходной части регионального бюджета Камчатского края в 2012 году наблюдается снижение показателя безвозмездных поступлений на 6,6 %по отношению к 2011 году, при этом дотации демонстрируют устойчивый рост с 29943527,6 до 30349698,2 тыс. руб. Доходы регионального бюджета Камчатского края формируются за счет собственных ( налоговых и неналоговых) доходов, а также безвозмездных поступлений, соотношение между которыми составило: - в 2011 году - 22,7 % и 76,6 %; - в 2012 году - 26,8 % и 73,2 %; - в 2013 году - 25,5 % и 74,5 %; Анализ доходов, свидетельствует о преобладании в структуре безвозмездных поступлений регионального бюджета Камчатского края за рассматриваемый период 2011 - 2013 годы. Анализ динамики расходов регионального бюджета Камчатского края за 2011 - 2013 годы показывает, что в 2013 году расходы составили 50850517,9 тыс. руб. или 108,2 % к уровню 2012 года. Расходы 2012 года снизились на 426328,1 тыс. руб. или на 0,9 % по сравнению с 2011 годом. В статье расходов здравоохранения за 2011 - 2013 годы наблюдается наибольшая интенсивность изменения. В 2011 году данная статья расходов составила 6588747,5 тыс. руб., а в 2012 году расходы на здравоохранение составили 7373819,0, что на 1481784,0 тыс. руб. или на 25,4 % больше показателя 2011 года. В 2013 году расходы здравоохранения по отношению к 2012 году снизились на 9,1 % или на 669072,9 тыс. руб. Показатели расходной части бюджета, такие как национальная оборона и средства массовой информации демонстрируют устойчивый рост за период 2011 - 2013 годы. Статья расходов средства массовой информации в 2013 году по отношению к 2012 году увеличилась на 27360,0 тыс. руб. или в 2,3 раза. Анализ структуры расходов регионального бюджета Камчатского края за 2011 - 2013 годы показал, что основную расходную часть составляют расходы на национальную экономику, удельный вес которых составил в 2013 году 22,8 %. На втором месте находятся расходы на образование и в 2012 году по сравнению с 2011 годом данная статья расходов увеличилась на 1481784,0 тыс. руб., а к 2013 году снизилась на 3,4 %. На третьем месте в структуре расходов регионального бюджета Камчатского края занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику, которые в 2013 году составляют 14 %. Необходимо отметить, что доля межбюджетных трансфертов общего характера сократилась с 15,2 % в 2011 году до 9,7 % в 2013 году. Анализ эффективности исполнения регионального бюджета Камчатского края за 2011 – 2013 годы показал, что региональный бюджет Камчатского края за исследуемый период исполнен не эффективно. За 2011, 2012 и 2013 года региональный бюджет Камчатского края исполнен с профицитом. Подводя итог анализа устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год можно сделать вывод, бюджет находится в кризисном состоянии по причине того, что сумма собственных и перераспределяемых доходов бюджета ниже показателя минимального расхода бюджета. Приложение ж (образец)) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |