Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ устойчивости местного (регионального) бюджета




(методические указания)

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных. Минимальные бюджетные расходы – понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах РФ. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.[35]

Устойчивость регионального (местного) бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое;

2) нормальное;

3) неустойчивое;

4) кризисное.

Для определения степени устойчивости могут быть использованы следующие методы.

Абсолютно устойчивое состояние регионального бюджета возможно при условии, если

 

Рмин < Дс+ Дп,[36]                                                  (6)

 

где Рмин – минимальные расходы регионального бюджета;

Дс – собственные доходы регионального бюджета;

Дп – перераспределяемые доходы регионального бюджета.

50 980 886,3 <12 987 470,2 + 37 919 764,3 (тыс. руб.)

50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие не выполняется)

Нормальное состояние:

 

Рмин = Дс + Дп,[37]                                                     (7)

 

50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие не выполняется)

Неустойчивое состояние:

 

Рминс + Дпд,[38]                                                (8)

 

где Дд– дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств регионального бюджета, средства целевых бюджетных фондов регионального бюджета и др.)

50 980 886,3 >12 987 470,2 + 37 919 764,3 - 56 716,6 (тыс. руб.)

50 980 886,3 > 50 850 517,9 (условие не выполняется)

Кризисное состояние:

Рмин с+ Дп,[39]                                                     (9)

 

50 980 886,3 > 50 907 234,5 (условие выполняется)

Произведенные расчеты степени устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год позволяют сделать следующий вывод:

Региональный бюджет Камчатского края в 2013 году находится в кризисном состоянии.

Следующим этапом для определения степени устойчивости регионального бюджета − расчет количественных критериев.

Абсолютно устойчивое состояние регионального бюджета возможно при следующих условиях:

 

Дс : Д = 60 – 70 %;                                              (10)

 

Дп : Д = 30 – 40 %;                                              (11)

 

З : Р = 10 – 15 %,[40]                                             (12)

 

где Д – общая сумма региональных бюджетных доходов;

Р – общая сумма региональных бюджетных расходов;

З – бюджетная задолженность.

Нормальное состояние бюджета:

 

Дс: Д = 40 – 50%;                                              (13)

 

Дп: Д = 50 – 60%;                                              (14)

 

З : Р = 30 – 35 %,                                              (15)

 

Неустойчивое состояние:

Дс: Д = 5 – 10%;                                              (16)

 

Дп: Д = 90 – 95%;                                           (17)

 

З : Р = 40 – 50 %,[41]                                            (18)

 

Произведем оценку показателей устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год:

Дс: Д = 12 987 470,2 : 50 907 234,5 = 25,5 %;

Дп: Д = 37 919 764,3 : 50 907 234,5 = 74,5 %;

Произведенный расчет на предмет устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год дает основания утверждать, что он находится между нормальным и неустойчивым состоянием.

Для анализа регионального бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты, которые могут применяться для сравнения характеристик регионального бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей регионального бюджета конкретной территории с аналогичными показателями региональных бюджетов других территорий. Эти коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния регионального бюджета. Критерии оценки состояния регионального бюджета могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных региональных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.[42]

Для анализа регионального бюджета Камчатского края за 2013 год будем использовать следующие бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных региональных бюджетных доходов:

 

Крс= Дп: Дс,[43]                                                       (19)

 

где Крс-коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных региональных бюджетных доходов.

2) коэффициент автономии:

 

Ка= Дс : Д,                                                          (20)

 

где Ка-коэффициент автономии.

3) коэффициент внешнего финансирования:

 

Кв.ф= Дп: Д,[44]                                                        (21)

 

где Кв.ф-коэффициент внешнего финансирования.

4) коэффициент обеспеченности минимальных региональных расходов собственными доходами:

 

Ко.р= Дс: Рмин,[45]                                                    (22)

 

где Ко.р-коэффициент обеспеченности минимальных региональных расходов собственными доходами.

5) коэффициент бюджетного покрытия:

 

Кб.п= Д : Рмин,                                                      (23)

 

где Кб.п - коэффициент бюджетного покрытия.

6) коэффициент налогового покрытия:

 

Кн.п= Дн: Рмин,                                                      (24)

 

где Кн.п - коэффициент налогового покрытия;

Дн – налоговые доходы регионального бюджета.

7) коэффициент неналогового покрытия:

 

Кнн.п= Днн.: Рмин,[46]                                                  (25)

 

где Кнн.п - коэффициент неналогового покрытия;

Днн. – неналоговые региональные доходы бюджета.

8) коэффициент трансферного покрытия:

 

Кт.п.= Дт.п.: Рмин,[47]                                                    (26)

 

где Кт.п. - коэффициент трансферного покрытия;

Дт.п  – доходы регионального бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).

9) коэффициент дефицита бюджета:

 

Кд = БД : Р,                                                           (27)

 

где Кд - коэффициент дефицита бюджета;

БД – бюджетный дефицит.

10) коэффициент бюджетной задолженности

 

Кб.з = З : Р,                                                          (28)

 

где Кб.з - коэффициент бюджетной задолженности.

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

 

Кб.р= Дт: Ч,                                                         (29)

 

где Кб.р - коэффициент бюджетной результативности региона;

Дт– общая сумма региональных бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы;

Ч – среднегодовая численность населения региона.

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения:

  

Кб.р = Р : Ч,[48]                                                      (30) 

 

где Кб.р-коэффициент бюджетной обеспеченности населения.

 Результаты расчетов по вышеуказанным формулам, рассчитанные по показателям исполнения регионального бюджета Камчатского края за 2013 год, представим в таблице 9.

Таблица 1

Показатели устойчивости регионального бюджета

Камчатского края за 2013 год

Наименование показателя Обозначение, ед. изм. Расчет
Общая сумма бюджетных доходов Д, 50 907 234,5
Общая сумма бюджетных расходов Р, 50 850 517,9
Минимальные расходы бюджета Рм, 50 980 886,3
Собственные доходы бюджета Дс, 12 987 470,2
Перераспределяемые доходы бюджета (регулирующие доходы бюджета) Дп, 37 919 764,3
Дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.) Дд, - 56 716,6
Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов Кр.с= Дп/ Дс, 2,9
Коэффициент автономии Ка= Дс/Д, 0,3
Коэффициент внешнего финансирования Кв.ф = Дп : Д, 0,7
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами Ко.р.= Дсм, 0,3
Коэффициент бюджетного покрытия Кб.п.= Д/Рм, 1,0
Налоговые доходы бюджета Дн, 12172257,0
Коэффициент налогового покрытия Кн.п. = Дн : Рм, 0,2
Неналоговые доходы бюджета Днн., 815213,2
Коэффициент неналогового покрытия Кнн.п= Днн. : Рмин, 0,02
Доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов Дт.п., 37052651,7
Коэффициент трансферного покрытия Кт.п. = Дт.п. : Рмин, 0,7
Общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы Дт, 50329727,4
Коэффициент бюджетной результативности региона Кб.р= Дт: Ч, 157,0
Численность жителей Ч, 320 549
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения Кб.о.= Р/Ч, 158,6

 

Исследование устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год позволяет сделать следующие выводы:

- бюджет Камчатского края в 2013 году находится в кризисном состоянии по причине того, что сумма собственных и перераспределяемых доходов бюджета ниже показателя минимального расхода бюджета на 73651,8 тыс. руб.

- доля собственных доходов в общей сумме бюджетных доходов регионального бюджета Камчатского края за 2013 год составила всего лишь 25,5 %, это указывает на то неустойчивое состояние бюджета;

- удельный вес перераспределяемых доходов в общей сумме бюджетных доходов регионального бюджета Камчатского края за 2013 год составила 74,5 %, это говорит о неустойчивом состоянии бюджета.

Аналитическое исследование исполнения регионального бюджета Камчатского края за период 2011 – 2013 годы выявило:

Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует о том, что в 2013 году не повлиял на улучшение сбалансированности регионального бюджета Камчатского края.

Доходы регионального бюджета в 2012 году, исполненные в объеме 47042443,0 тыс. руб., снизились по сравнению с предыдущим 2011 годом на 2,2 %, при этом налоговые и неналоговые доходы увеличились на 15,7 %, т. е. с 10907342,4 тыс. руб. до 12619704,3 тыс. руб. В 2013 году доходы регионального бюджета были исполнены в объеме 50907234,5 тыс. руб. и возросли по сравнению с 2012 годом на 8,2 %, а налоговые и неналоговые доходы увеличились на 2,9 %, т. е. с 12619704,3 до 12987470,2 тыс. руб.

В доходной части регионального бюджета Камчатского края в 2012 году наблюдается снижение показателя безвозмездных поступлений на 6,6 %по отношению к 2011 году, при этом дотации демонстрируют устойчивый рост с 29943527,6 до 30349698,2 тыс. руб.

Доходы регионального бюджета Камчатского края формируются за счет собственных ( налоговых и неналоговых) доходов, а также безвозмездных поступлений, соотношение между которыми составило:

- в 2011 году - 22,7 % и 76,6 %;

- в 2012 году - 26,8 % и 73,2 %;

- в 2013 году - 25,5 % и 74,5 %;

Анализ доходов, свидетельствует о преобладании в структуре безвозмездных поступлений регионального бюджета Камчатского края за рассматриваемый период 2011 - 2013 годы.

Анализ динамики расходов регионального бюджета Камчатского края за 2011 - 2013 годы показывает, что в 2013 году расходы составили 50850517,9 тыс. руб. или 108,2 % к уровню 2012 года. Расходы 2012 года снизились на 426328,1 тыс. руб. или на 0,9 % по сравнению с 2011 годом.

В статье расходов здравоохранения за 2011 - 2013 годы наблюдается наибольшая интенсивность изменения. В 2011 году данная статья расходов составила 6588747,5 тыс. руб., а в 2012 году расходы на здравоохранение составили 7373819,0, что на 1481784,0 тыс. руб. или на 25,4 % больше показателя 2011 года. В 2013 году расходы здравоохранения по отношению к 2012 году снизились на 9,1 % или на 669072,9 тыс. руб.

Показатели расходной части бюджета, такие как национальная оборона и средства массовой информации демонстрируют устойчивый рост за период 2011 - 2013 годы. Статья расходов средства массовой информации в 2013 году по отношению к 2012 году увеличилась на 27360,0 тыс. руб. или в 2,3 раза.

Анализ структуры расходов регионального бюджета Камчатского края за 2011 - 2013 годы показал, что основную расходную часть составляют расходы на национальную экономику, удельный вес которых составил в 2013 году 22,8 %.

На втором месте находятся расходы на образование и в 2012 году по сравнению с 2011 годом данная статья расходов увеличилась на 1481784,0 тыс. руб., а к 2013 году снизилась на 3,4 %.

На третьем месте в структуре расходов регионального бюджета Камчатского края занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику, которые в 2013 году составляют 14 %.

Необходимо отметить, что доля межбюджетных трансфертов общего характера сократилась с 15,2 % в 2011 году до 9,7 % в 2013 году.

Анализ эффективности исполнения регионального бюджета Камчатского края за 2011 – 2013 годы показал, что региональный бюджет Камчатского края за исследуемый период исполнен не эффективно. За 2011, 2012 и 2013 года региональный бюджет Камчатского края исполнен с профицитом.

Подводя итог анализа устойчивости регионального бюджета Камчатского края за 2013 год можно сделать вывод, бюджет находится в кризисном состоянии по причине того, что сумма собственных и перераспределяемых доходов бюджета ниже показателя минимального расхода бюджета.

Приложение  ж

(образец))










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...