Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стихотворения С.В. Михалкова. Тетралогия «Дядя Степа».




Михалков Сергей Владимирович – поэт, писатель, драматург, баснописец. Именно отец познакомил Сергея со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. Но больше всего Сергей любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова.

Стихи Сережа начал писать лет с девяти и, чтобы придать своему творчеству «гласность», издавал домашний «литературно-художественный» журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья. Подражательные, еще совсем не умелые, первые поэтические опусы Сережи Михалкова все же уже тогда обнаруживали дарование будущего выдающегося стихотворца. Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" в 1928. Его стихи часто печатались на страницах пятигорской газеты "Терек". Стихи Михалкова все чаще публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 появилась возможность жить только на литературный заработок. Имя Сергея Михалкова не сходит со страниц центральной прессы, его печатают в «Огоньке», «Известиях», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде». 1935 год. Пионерский отдел Московского городского комитета комсомола предложил поэту участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Чтобы получить творческий импульс и найти нужную тему, Михалков проводит с ребятами около месяца, ходить в походы, удить рыбу, жечь костры. Из поездки поэт привёз три пионерских песни и несколько весёлых стихотворений для детей. Относит их в журнал «Пионер» в котором они и были опубликованы: "Три гражданина", "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Стёпа", вошедшие в первую книгу стихов С.Михалкова (1936). Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями А. Фадеевым, С.Маршаком и К.Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова. Окрылённый успехом, Михалков рискнул сочинить целую поэму для детей. Так родился «Дядя Стёпа». Первая публикация состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год. Михалков «дописывал» «Дядю Стёпу» почти десять лет, С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

1954 г. -«Дядя Стёпа — милиционер».

1968 г. -«Дядя Стёпа и Егор»,

1981 г. -«Дядя Стёпа — ветеран».

И так - с 1935, года «рождения» дяди Стёпы, эти поэмы и сегодня, триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому. Корней Иванович Чуковский, выдающийся поэт и писатель, тонкий знаток детской души, не побоялся назвать поэму о дяде Стёпе бессмертной. Лирический герой детских стихов Сергея Михалкова не пример для подражания, у него те же недостатки, что у его сверстников: это и лень («Чудесные таблетки»), и изнеженность («Про мимозу»), и грубость («Лапуся»), и желание прогулять уроки («Тридцать шесть и пять»), и упрямство («Бараны», «Не спать»), и неуважение к старшим («Одна рифма»). Поэт вместе с ребятами над этими недостатками смеется — и побеждает «врага» на его собственной территории. Многие строки из детских стихов Михалкова разошлись на пословицы и поговорки С.В. Михалков написал для малышей и ребят школьного возраста стихи: "Быль для детей", "Пионерская посылка", "Карта", "Мать" и др. Поэзии Сергея Михалкова военных лет часто сродни народной солдатской песне. Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза. В конце 1944, Алексей Николаевич Толстый предложил поэту испытать себя в сатире для взрослых, попробовать свои силы в жанре притчи, в жанре басни. Вскоре две первые басни, «Заяц во хмелю» и «Лиса и Бобер», одна за другой появились на страницах «Правды». Самые известные басни, - «Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи», "Две подруги", "Текущий ремонт" и множество других. Сергей Михалков написал 36 пьес для детей и взрослых: для детского театра: "Том Кэнти" (1938), "Особое задание" (1945), "Красный галстук" (1946), "Я хочу домой!" (1949), "Зайка-зазнайка" (1951), "Сомбреро" (1957), "Дорогой мальчик" (1971) и др.; Великолепно чувствуя детскую психологию, Сергей Владимирович в течение нескольких лет вынашивал мечту сочинить такую сказку, которая была бы интересна и понятна всем детям на Земле, независимо от того, на каком континенте они живут. И мечта сбылась! В 1971г выходит повесть - сказка "Праздник Непослушания". А до «Праздника непослушания» (1983) были у Михалкова другие сказки и повести, в том числе знаменитые «Три поросенка». С 1962 Михалков - организатор и главный редактор сатирического киножурнала "Фитиль". Размышлениям о воспитании подрастающего поколения посвящена книга педагогических статей и заметок Михалкова. "Всё начинается с детства" (1968). Произведения Михалкова переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. В 2003г. общий тираж произведений Михалкова в два раза превышает население России - он был равен 300 млн. экземпляров.

 

46. Детская литература 1960-1990 годов. Проза.

Сергей Петрович Алексеев: царствование Ивана Грозного («Суровый век»), восстание Степана Разина («Грозный всадник»), реформы Петра Первого («Небывалое бывает») и военные походы Суворова («Рассказы о Суворове и русских солдатах»), наполеоновское нашествие и битва под Бородино («Птица-слава»), деятельность декабристов («Декабристы»), Октябрьская революция и Гражданская война («Октябрь шагает по стране», «На той далекой, на Гражданской»); история Великой Отечественной войны («Богатырские фамилии», «Идет война народная», «Ради жизни на земле»).О великих людях русской истории, рядом с которыми действуют дети. Учитывает особенности детского восприятия: четкость и определенность нравственной позиции, характер героев(прямота, чувство товарищества, благородный патриотизм, храбрость). Особенность – связь времен: экскурсы в прошлое, исторические параллели, скрытые реминисценции из произведений русских писателей. Формирует у читателя чувство живой исторической памяти, воспитывает патриотизм и расширяет культурный кругозор. Сергей Алексеевич Баруздин:просторы родины («Страна, где мы живем»), героическая история комсомола («Страна комсомолия») и Советской Армии («Шел по улице солдат»);гражданственность и публицистичность (сборник «Большая Светлана»: «Про Светлану», «Светлана-пионерка», «Светлана - наша Сейдеш»: связь взросления героини с приобщением к миру взрослых, через них - к жизни всей страны). Евгений Андреевич Пермяк: тема труда (сказки «Памятные узелки», «Бабушкины кружева»; научно-популярные книги «Сказ про газ», «От костра до котла», рассказы-притчи). Юрий Иосифович Коваль: рассказ «Алый», книги «Картофельная собака», «Заячьи тропы», «Белозубка», «Журавли», «Самая легкая лодка в мире». Герои – романтики, мечтатели, общение с природой - возможность преодолеть одиночество.Юрия Вячеславовича Сотника:(«Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда»), ситуация «дети в отсутствие взрослых», вывод - творческое начало, изобретательность, любопытство детей разрушают стабильный мир взрослых; дети не соотносят свои фантазии и стремления с ограниченными в силу возраста, тогда на помощь приходят взрослые.Александр Борисович Раскин: книга «Как папа был маленьким», рассказы-притчи (назидательность, нравственный дидактизм): «Как папа бросил хлеб», «Как папа учился музыке», «Как папа выбирал профессию». Виктор Владимирович Голявкин показывает жизнь своих героев через их диалоги друг с другом и со взрослыми. Доказывают самоценность жизни детей, выявляют законы, по которым живут дети, («Кто такой Алян?», «Один, два, три...», «Боба и Бобоша»). Владислав Петрович Крапивин («Валысины друзья и паруса», «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Журавленок и молнии», «Острова и капитаны»), знание детской психологии, опыт работы педагогом и журналистом - нравственную проблематику книг. Передает героям романтический максимализм, неприятие лжи и фальши, стремление к самостоятельности и честности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Разрабатывал жанр «школьной повести». Виктор Юзефович Драгунский:книга «Денискины рассказы» («Девочка на шаре»,«Заколдованнаябуква»,«Другдетства»,«Похитительсобак»,«Двадцать лет под кроватью»,«Волшебная сила искусства», «Красный шарик в синем небе»,«Разноцветныерассказы»,«Приключение»). Писал фельетоны и юморески, придумывал интермедии, сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Валерий Владимирович Медведев:«Баранкин, будь человеком!» - поучительный сюжет: устав от нравоучений, герои решают превратиться в птиц.

 

 

49. Произведения для детей конца 20 – начала 21 века. Игра и юмор в современной детской поэзии. Современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений. Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох (Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении). Каких же авторов выбирают современные дети себе в друзья и собеседники? Среди читаемых современных авторов можно назвать Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я - то кто же?!». А. Веселов в своих повестях показывает, как общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим «дозорам». Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты». Очень популярны стали книги серий: "Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), "Школа в ласковой долине" Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в шк олу!», «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Облачный полк» Э. Веркина, "Призрак сети", "Телепат", "Потапов, к доске!", «Костя+Ника=», «Узник зеркала» Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др. Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др. Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др. И только малыши по-прежнему читают А. Пушкина, А. Волкова, Г. Остера, Э. Успенского и др. Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Поэтому все чаще современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет», на которых выросло несколько поколений. По русским народным сказкам и сказкам Пушкина, стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского учились жить, думать, фантазировать.

 

50. Гарри Поттер- это НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КАТЕГОРИЮ ДЕТСТВА. Дети предстают здесь не как образцы идеальности и невинности. Детство в Г.П. не волшебный мир,в который взрослым хочется вернуться, а трудный с массой своих проблем период жизни человека. Детские характеры в Г.П. поражают своей сложностью. Книга Г.П. не просто позволяет детям оказаться в волшебном мире, быть наблюдателем волшебных приключений, но всем своим содержанием повествует о перепетиях и сложностях их детского мира, особенностяхдетской субкультуры. Дж. Роулинг показала становление сильного характера и яркой лисности 11-летнего мальчика. Наивность,доброта,человеколюбие и мужество умещаются в маленьком ребенке. Он стойко сносит все оскорбления Дурслей( опекунов),не жалуется на жизнь и радуется любой счастливой минуте(здесь автор показывает, что Г. П. это в первую очередь ребенок,а не боред со злом). Эта книга стирает границы между возрастами и становится особой философией.
В отличие от укоренившейся ТРАДИЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ противопоставляя мир взрослых и детей Дж. Роулинг делает взрослых полноправными участниками волшебных приключений,но лишь тех взрослых,которые способны верить в чудеса и использовать их в повседневной жизни.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...