Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблематика и тематика творчества Б. Житкова.




Б. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он то преподавал детям химию и математику, то. изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов, то строил корабли, а затем плавал на них штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную дея­тельность — становится автором и редактором детских книг, сотрудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматургом Театра юного зрителя. Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б. С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой литературой, соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира».Рассказы первых сборников — «Злое море» (1924) и «Морские истории» — вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море зависим от капризной стихии, предельно напряжен и готов мужественно встретить любую неожиданность. В 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Книга «Что я видел», по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные «почему». Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, Красная Армия, аэропорт и зоосад. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. Сюжетом книги Житков сделал путешествие четырехлетнего Алеши. С мамой Алеша побывал в Москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, Кремль. Из Москвы он отправился на Украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в Харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал Алеша: «Почему?» Мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вешах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяснять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» — так даются первые «научные» сведения. И не только знания о вещах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людьми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя военный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно подчеркивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про волка», «Про слона», «Беспризорная кошка»). Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

Детская литература 40х-50х годов

В начале 1941 года в критике появилась тема военного и трудового воспитания детей. Многих писателей стали упрекать в том, что они склонны к романтике, т.е. пишут о дружбе, любви и красоте. Самой важной объявлялась романтика идейная (военные подвиги, самозабвенный труд, жертва воимя коллектива). Трудовое воспитание окончательно было признано как главные средства нравственного формирования человека. С началом войны детская литература использовала весь свой потенциал, чтобы рассказать о защитниках Отечества и о работе в тылу детей, которые заменяли ушедших на фронт взрослых.Немного позже появились произведения о непосредственном участии детей в военных действиях. Несмотря на тяжелейшее положение детские книги и периодические издания продолжали выходить. Особенно активно развивалась публицистика: очерки, фельитоны и агитационные стихи. В начале войны Сергей Михалков написал стихотворную книгу «Быль для детей», в которой объяснял детям смысл идущей войны и создал величественный образ народа, борющегося за правое дело.

В 1942 выходят стихи Михалкова «Стихи о десятилетнем человеке». В этом произведении рассказывается об осиротевшем мальчике, который преодолевая различные препятствия пробирается к «своим». Многие поэты этого времени создавали в своих стихах образы детей лишённых детства, погибающих от голода или обстрелов. В прозе и поэзии поздних военных лет возникает образ ребёнка-мстителя. Например стихотворение Зинаиды Александровой «Партизан», мальчик подобранный партизанами остаётся в их отряде чтобы отомстить за мать. В 1944 году выходит повесть Катаева «Сын Полка».Это произведение показано что дети на войне не беспомощны и могут оказаться ценными помощниками взрослых. Однако проблема участия ребёнка в войне решалась писателями неоднозначно. Напрмер в рассказе Платонова «Маленький Солдат» девятилетний мальчик участвует в войне наравне с отцом и матерью и когда мать решила отправить его в тыл мальчик отказался уходить т.к. втянулся в войну.

В 1958 выходит рассказ Богомолова «Иван», в котором тоже поднимается тема маленького солдата. По мнению Богомолова ребёнок и мститель – это несочетаемые понятия. В годы войны так же появился образ ребёнка-труженника: стихи Михалкова, Барто, проза Пантелеева, Льва Кассиля.

В военный и послевоенный период дети начинают изображаться как помошники в востановлении хозяйства разрушенного войной.

В конце 40х начинают создаваться произведения о реально существоваших юных участниках войны

Роман Фадеева – Молодая гвардия рассказывал о совсем ещё молодых участниках краснодонского подполья. Лев Кассиль и Паленовскиц. Написали произведение по название «Улица младшего сына». Главный герой реально существовашее лицо Володя Дубинин. Ильина создаёт роман «4я высота» о Гуле Королёвой, Журба – роман «Александр Матрос».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...