Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИСтр 1 из 19Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Профиль 00-1 «Управление государственными и Муниципальными учреждениями» Программа практик по направлению магистратуры
Чебоксары 2017
ББК У050.2р30(2) Составители: УДК 342.553(075.8) Н.В. Тумаланов, Е.А. Антоновская, С.В. Петрова, Н.В. Сергеева, И.Н. Урусова.
Государственное и муниципальное управление: программа практик по направлению магистратуры / сост. Н.В. Тумаланов, Е.А. Антоновская, С.В. Петрова и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 82 с.
Программа содержит методические указания к организационно-управленческой практике, производственной практике (технология управления государственными и муниципальными учреждениями), научно-педагогической практике, консалтинговой практике, научно-исследовательской работе, преддипломной практике. Для студентов магистрантов по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Ответственный редактор д-р экон. наук, профессор Тумаланов Н.В.
Утверждено Учебно-методическим советом университета
Общие положения
Подготовка специалистов экономического и управленческого профиля невозможна без взаимосвязи с практической деятельностью будущего специалиста. Получаемые в ходе теоретического обучения знания должны постоянно подкрепляться соответствующими навыками и умения, что возможно только в процессе прохождения различного рода практик. В ходе прохождения практики студенты приобретают такие навыки работы, как управленческие, организационные, экономические, планово-финансовые, информационно-аналитические и др. Практика студентов образовательных учреждений высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования и играет важную роль в подготовке магистров. Настоящая программа практики составлена на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) студентов магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», Устава ЧГУ, учебных планов, специализаций. Практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Целью проведения практики является закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебных занятий по общепрофессиональным дисциплинам и предметам специализации, а также формирование у них основ практических профессиональных умений и навыков управления на основе анализа опыта организации управления государственными, муниципальными структурами и организациями или отдельными их структурными подразделениями. Непосредственно практика организуется на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, настоящей программы и индивидуального задания, выдаваемого студенту руководителем практики от университета. Программа практики конкретизируется с учетом выбранной специализации и специфики базы практики для каждого студента индивидуально. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время. Студенту, не посещавшему практику без уважительной причины, база практики повторно не предоставляется, студент организовывает прохождение практики самостоятельно. В данном случае университет ответственность за прохождение студентом практики не несет. Студентам дневного и заочного отделений может быть предоставлено право самостоятельно договориться о месте прохождения практики. Студент, получивший разрешение на прохождение практики по собственной договоренности с организацией, оформляет соответствующие документы в деканате о разрешении, получает задание и представляет отчет о прохождении практики на общих основаниях. Сроки прохождения практики
Внутривузовскими документами, определяющими порядок, виды и сроки прохождения практики, выступают Положение о порядке проведения практики студентов в ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», учебный план, график учебного процесса, а также соответствующие приказы ректора и решения кафедры государственного и муниципального управления (табл. 1).
Таблица 1. - График прохождения практики по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
Продолжение таблицы 1
Базы практики и рабочие места
В соответствии с поставленными задачами базами практики в зависимости от специализации и вида практики являются органы государственной и муниципальной власти и органы местного самоуправления. При выборе рабочего места студентам необходимо руководствоваться прежде всего моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению государственными, муниципальными структурами и организациями или отдельными их структурными подразделениями. На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики. В период прохождения практики практиканты могут быть назначены на соответствующие должности приказом по органу власти с возложением ответственности за организацию практики на их руководителей. Руководитель практики от организации знакомит студента с правилами внутреннего распорядка и правилами охраны труда, действующими в организации, в которой планируется прохождение практики. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке. При прохождении практики для студентов в возрасте от 18 лет продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 ч в неделю в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Организация практики
Общее руководство и организацию прохождения всех видов практики осуществляет деканат экономического факультета ЧГУ, который анализирует и подводит итоги прохождения практики в целом. Непосредственно организуют и осуществляют контроль за практикантами заведующий кафедрой и назначенные преподаватели. Заведующий кафедрой оказывает помощь студентам в определении места прохождения практики. Студент сам может выбрать место прохождения практики, согласовав этот вопрос с заведующим кафедрой. Для прохождения практики студенты направляются в органы власти, на предприятия, в учреждения и организации в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Перед началом практики руководитель практики от университета проводит собеседование, на котором знакомит студентов с целями, задачами практики, ее содержанием и организацией. Университет при необходимости обращается к органу власти с дополнительной просьбой о предоставлении студентам возможности пользоваться бухгалтерскими и финансовыми документами, статистическими отчетами, документацией и литературой, не относящимися к конфиденциальным материалам, для оформления отчета по практике. Орган власти, принявшей студента на практику, выделяет руководителя практики в том подразделении, в котором сосредоточена основная информация, соответствующая индивидуальному заданию студента. Руководитель практики от органа власти в период ее прохождения помогает студенту в сборе информации по программе практики, знакомит его с организацией, по мере возможности оказывает помощь в устройстве на рабочем месте по специальности или организовывает выполнение им нескольких функций в качестве стажера, дублера или временного совместительства, проводит инструктаж по технике безопасности. Магистрант при прохождении практики обязан: - полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальное задание; - выполнять действующие в органе власти правила внутреннего распорядка; - пройти инструктаж и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; - посещать собрания, проводимые в организации; - выполнять и нести ответственность за выполненную работу в организации по поручению руководителя практики наравне со штатными сотрудниками; - вести дневник практики по этапам; - представить на кафедру письменный отчет о выполнении практики и индивидуального задания вместе с отзывом, подписанным руководителем практики от органа власти; - защитить основные положения, отраженные в отчете. В ходе прохождения практики магистрант должен научиться: - осуществлять подготовку управленческих решений; - решать организационные задачи; -использовать современные информационные технологии; - осуществлять функции управления. Содержание практики предусматривает наряду с приобретением практических навыков организационно-управленческой деятельности углубленное изучение области деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления, организации труда руководителя. Местом прохождения практик могут являться: - органы государственной власти (законодательные, представительные), исполнительные, судебные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации; - иные государственные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные государственные органы субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы, военные организации; - муниципальные органы – органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления; - государственные и муниципальные учреждения и фонды. Магистранты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки, направляются для прохождения практики в распоряжение направляющей организации. Деканат экономического факультета: - предлагает места прохождения практики; - готовит проект приказа о прохождении практик; -выдает направление на практику и проводит инструктаж студентов.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ Цели и задачи практики Основными целями практики являются: - ознакомление с деятельностью конкретного элемента системы государственного и муниципального управления – органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации; - закрепление и расширение знаний, умений и навыков работы государственного (муниципального) служащего (работника организации); - сбор первичного материала об организации и функционировании органа государственной власти (местного самоуправления, организации), кадровом и документационном обеспечении деятельности, организации процесса принятия решений для последующего использования в учебном процессе, а также научно-исследовательской работе (под руководством преподавателя). Задачами практики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» являются: в части ознакомления с деятельностью органа: - изучение студентом нормативных правовых актов, определяющих правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации), административных и должностных регламентов органа; - ознакомление с организационной структурой органа, организацией его деятельности, порядком взаимодействия с другими органами, гражданами и организациями; - изучение системы кадрового обеспечения и организации кадровой работы; - изучение системы документационного обеспечения деятельности органа; - ознакомление с общими закономерностями принятия управленческих решений; в части усвоения и закрепления знаний, умений и навыков: - выявление основных требований к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации); - выполнение отдельных поручений руководителя практики по месту ее прохождения; - изучение основных параметров профессиональной служебной деятельности в рамках должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации); в части обеспечения последующего учебного процесса: - сбор материалов для подготовки отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики; - сбор материалов для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Управление персоналом», «Методы принятия управленческих решений», а также иных работ по другим дисциплинам учебного плана, для научно-исследовательской работы (под руководством преподавателя). Содержание практики В процессе прохождения практики студент обязательно должен изучить следующий комплекс практических вопросов государственного и муниципального управления (общее задание на учебно-ознакомительную практику): 1. Изучить нормативные правовые акты, определяющие правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации) – федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления. 2. Изучить административный регламент органа (устав, положение), административные регламенты структурного подразделения органа (положение о структурном подразделении), в котором непосредственно осуществлялась практика. 3. Ознакомиться со структурой органа, системой взаимодействия органа с другими органами, гражданами и организациями. 4. Изучить должностной регламент (должностную инструкцию) служащего (работника). 5. Изучить организацию работы по подготовке и принятию решений в органе, организацию исполнения и контроля принятых решений. 6. Изучить особенности организации документационного обеспечения деятельности органа (организации), ознакомиться с номенклатурой дел структурного подразделения, требованиями к оформлению нормативных и распорядительных актов. 7. Исполнять отдельные поручения руководителя практики по месту ее прохождения. Исполнение поручений не должно ограничивать выполнение студентом других видов работ в рамках учебно-ознакомительной практики. Самостоятельное исполнение полномочий по должности не допускается. 8. Изучить характер и содержание должностных обязанностей, прав и ответственности служащего (работника), перечни вопросов, по которым служащий принимает самостоятельные решения или участвует в принятии решений, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего. 9. Обобщить и проанализировать основные требования к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации) – квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу службы и стажу (опыту) работы по специальности. 10. Осуществить сбор материалов для написания отчета о прохождении практики, а также для написания курсовых и контрольных работ, выполнения научной работы. Объем и состав информационных материалов для написания отчета о прохождении практики определяется руководителем практики - преподавателем. Примерный перечень материалов, необходимых для написания отчета о прохождении практики: - нормативные правовые акты (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты); - распорядительные акты и иные решения государственных органов или должностных лиц; - данные статистической отчетности; - публикации и иные информационные материалы средств массовой информации, в том числе материалы информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; - доступные рабочие материалы органа, за исключением материалов, содержащих государственную и иную, охраняемую законом, тайну; - архивные материалы. Индивидуальное задание может включать элементы научно-исследовательской работы. Отчет в данном случае должен содержать рабочие и итоговые (предварительные) материалы исследования. Организация практики Организация практики осуществляется отделом организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками, деканатом факультета государственного и муниципального управления, кафедрой государственного и муниципального управления. Нормативная продолжительность учебно-ознакомительной практики – 3 недели. Учебно-ознакомительная практика организуется на основе договоров, заключаемых ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с органами государственной власти и местного самоуправления. Местом прохождения практики могут являться: - органы государственной власти (законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации); - иные государственные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные государственные органы субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы, военные организации; - муниципальные органы – органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления; - государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные акционерные общества; - государственные и муниципальные учреждения и фонды; - общественные организации (объединения), в том числе политические партии и религиозные организации. Студенты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки, направляются для прохождения практики в распоряжение направляющей организации. Прохождение практики в иных организациях (коммерческих и некоммерческих) допускается в исключительном случае деканом факультета государственного и муниципального управления с согласия заведующего кафедрой государственного и муниципального управления. Отдел организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками предлагает места прохождения практики, обеспечивает заключение договоров об организации практики с государственными органами и органами местного самоуправления. Кафедра государственного и муниципального управления как выпускающая кафедра по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»: - назначает руководителя учебно-ознакомительной практики. Руководителем может быть преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»; - контролирует качество прохождения практики. Руководитель - преподаватель: - выдает индивидуальное задание на практику и контролирует его выполнение студентом; - консультирует студента в период прохождения практики; - принимает отчет о практике. Руководитель практики по месту ее прохождения: - создает условия для прохождения учебно-ознакомительной практики и обеспечивает предоставление необходимой для подготовки отчета о прохождении практики информации, а также оказывает содействие в поиске информации для выполнения курсовых и контрольных работ; - знакомит студента с правилами внутреннего служебного распорядка и контролирует их исполнение; - знакомит студентов с работой государственного органа (органа местного самоуправления, организации), его структурного подразделения; - привлекает к участию в проведении мероприятий, совещаний, разработке документов, выполнению других операций, связанных с деятельностью соответствующего подразделения государственного органа (органа местного самоуправления, организации). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |