Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ И

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Профиль 00-1 «Управление государственными и

Муниципальными учреждениями»

Программа практик по направлению магистратуры

 

Чебоксары

2017


 

ББК      У050.2р30(2)                                      Составители:

УДК 342.553(075.8)                                        Н.В. Тумаланов,

                       Е.А. Антоновская,

                       С.В. Петрова,

                       Н.В. Сергеева,

                       И.Н. Урусова.

                          

 

Государственное и муниципальное управление: программа практик по направлению магистратуры / сост. Н.В. Тумаланов, Е.А. Антоновская, С.В. Петрова и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. – 82 с.

 

Программа содержит методические указания к организационно-управленческой практике, производственной практике (технология управления государственными и муниципальными учреждениями), научно-педагогической практике, консалтинговой практике, научно-исследовательской работе, преддипломной практике.

Для студентов магистрантов по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Ответственный редактор д-р экон. наук, профессор Тумаланов Н.В.

 

Утверждено Учебно-методическим советом университета

 


 





Общие положения

 

Подготовка специалистов экономического и управленческого профиля невозможна без взаимосвязи с практической деятельностью будущего специалиста. Получаемые в ходе теоретического обучения знания должны постоянно подкрепляться соответствующими навыками и умения, что возможно только в процессе прохождения различного рода практик. В ходе прохождения практики студенты приобретают такие навыки работы, как управленческие, организационные, экономические, планово-финансовые, информационно-аналитические и др.

Практика студентов образовательных учреждений высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования и играет важную роль в подготовке магистров.

Настоящая программа практики составлена на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) студентов магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», Устава ЧГУ, учебных планов, специализаций.

Практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов.

Целью проведения практики является закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе учебных занятий по общепрофессиональным дисциплинам и предметам специализации, а также формирование у них основ практических профессиональных умений и навыков управления на основе анализа опыта организации управления государственными, муниципальными структурами и организациями или отдельными их структурными подразделениями.

Непосредственно практика организуется на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, настоящей программы и индивидуального задания, выдаваемого студенту руководителем практики от университета. Программа практики конкретизируется с учетом выбранной специализации и специфики базы практики для каждого студента индивидуально.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время. Студенту, не посещавшему практику без уважительной причины, база практики повторно не предоставляется, студент организовывает прохождение практики самостоятельно. В данном случае университет ответственность за прохождение студентом практики не несет. Студентам дневного и заочного отделений может быть предоставлено право самостоятельно договориться о месте прохождения практики. Студент, получивший разрешение на прохождение практики по собственной договоренности с организацией, оформляет соответствующие документы в деканате о разрешении, получает задание и представляет отчет о прохождении практики на общих основаниях.

Сроки прохождения практики

 

Внутривузовскими документами, определяющими порядок, виды и сроки прохождения практики, выступают Положение о порядке проведения практики студентов в ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», учебный план, график учебного процесса, а также соответствующие приказы ректора и решения кафедры государственного и муниципального управления (табл. 1).

 

Таблица 1. - График прохождения практики по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

Вид Наименование Семестр Число недель
Учебная Организационно-управленческая 1 2
Производственная Научно-исследовательская работа 1 2

 

Продолжение таблицы 1

Вид Наименование Семестр Число недель
Учебная Организационно-управленческая 1 2
Производственная Научно-исследовательская работа 1 2
Производственная Технология управления государственным и муниципальным учреждением 2 2
Производственная Научно-исследовательская работа 2 2
Производственная Консалтинговая по профилю «Управление государственными и муниципальными учреждениями» 3 2
Производственная Научно-педагогическая 3 2
Производственная Научно-исследовательская работа 3 2
Производственная Научно-исследовательская работа 4 1
Производственная Преддипломная 4 6

Базы практики и рабочие места

 

В соответствии с поставленными задачами базами практики в зависимости от специализации и вида практики являются органы государственной и муниципальной власти и органы местного самоуправления.

При выборе рабочего места студентам необходимо руководствоваться прежде всего моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению государственными, муниципальными структурами и организациями или отдельными их структурными подразделениями.

На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.

В период прохождения практики практиканты могут быть назначены на соответствующие должности приказом по органу власти с возложением ответственности за организацию практики на их руководителей.

Руководитель практики от организации знакомит студента с правилами внутреннего распорядка и правилами охраны труда, действующими в организации, в которой планируется прохождение практики. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

При прохождении практики для студентов в возрасте от     18 лет продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 ч в неделю в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

 

Организация практики

 

Общее руководство и организацию прохождения всех видов практики осуществляет деканат экономического факультета ЧГУ, который анализирует и подводит итоги прохождения практики в целом. Непосредственно организуют и осуществляют контроль за практикантами заведующий кафедрой и назначенные преподаватели. Заведующий кафедрой оказывает помощь студентам в определении места прохождения практики. Студент сам может выбрать место прохождения практики, согласовав этот вопрос с заведующим кафедрой.

Для прохождения практики студенты направляются в органы власти, на предприятия, в учреждения и организации в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями. Перед началом практики руководитель практики от университета проводит собеседование, на котором знакомит студентов с целями, задачами практики, ее содержанием и организацией.

Университет при необходимости обращается к органу власти с дополнительной просьбой о предоставлении студентам возможности пользоваться бухгалтерскими и финансовыми документами, статистическими отчетами, документацией и литературой, не относящимися к конфиденциальным материалам, для оформления отчета по практике.

Орган власти, принявшей студента на практику, выделяет руководителя практики в том подразделении, в котором сосредоточена основная информация, соответствующая индивидуальному заданию студента. Руководитель практики от органа власти в период ее прохождения помогает студенту в сборе информации по программе практики, знакомит его с организацией, по мере возможности оказывает помощь в устройстве на рабочем месте по специальности или организовывает выполнение им нескольких функций в качестве стажера, дублера или временного совместительства, проводит инструктаж по технике безопасности.

Магистрант при прохождении практики обязан:

- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальное задание;

- выполнять действующие в органе власти правила внутреннего распорядка;

- пройти инструктаж и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- посещать собрания, проводимые в организации;

- выполнять и нести ответственность за выполненную работу в организации по поручению руководителя практики наравне со штатными сотрудниками;

- вести дневник практики по этапам;

- представить на кафедру письменный отчет о выполнении практики и индивидуального задания вместе с отзывом, подписанным руководителем практики от органа власти;

- защитить основные положения, отраженные в отчете.

В ходе прохождения практики магистрант должен научиться:

- осуществлять подготовку управленческих решений;

- решать организационные задачи;

-использовать современные информационные технологии;

- осуществлять функции управления.

Содержание практики предусматривает наряду с приобретением практических навыков организационно-управленческой деятельности углубленное изучение области деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления, организации труда руководителя.

Местом прохождения практик могут являться:

- органы государственной власти (законодательные, представительные), исполнительные, судебные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

- иные государственные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные государственные органы субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы, военные организации;

- муниципальные органы – органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления;

- государственные и муниципальные учреждения и фонды.

Магистранты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки, направляются для прохождения практики в распоряжение направляющей организации.

Деканат экономического факультета:

- предлагает места прохождения практики;

- готовит проект приказа о прохождении практик;

-выдает направление на практику и проводит инструктаж студентов.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Цели и задачи практики

Основными целями практики являются:

- ознакомление с деятельностью конкретного элемента системы государственного и муниципального управления – органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации;

- закрепление и расширение знаний, умений и навыков работы государственного (муниципального) служащего (работника организации);

- сбор первичного материала об организации и функционировании органа государственной власти (местного самоуправления, организации), кадровом и документационном обеспечении деятельности, организации процесса принятия решений для последующего использования в учебном процессе, а также научно-исследовательской работе (под руководством преподавателя).

Задачами практики в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» являются:

в части ознакомления с деятельностью органа:

- изучение студентом нормативных правовых актов, определяющих правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации), административных и должностных регламентов органа;

- ознакомление с организационной структурой органа, организацией его деятельности, порядком взаимодействия с другими органами, гражданами и организациями;

- изучение системы кадрового обеспечения и организации кадровой работы;

- изучение системы документационного обеспечения деятельности органа;

- ознакомление с общими закономерностями принятия управленческих решений;

в части усвоения и закрепления знаний, умений и навыков:

- выявление основных требований к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации);

- выполнение отдельных поручений руководителя практики по месту ее прохождения;

- изучение основных параметров профессиональной служебной деятельности в рамках должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации);

в части обеспечения последующего учебного процесса:

- сбор материалов для подготовки отчета о прохождении учебно-ознакомительной практики;

- сбор материалов для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Управление персоналом», «Методы принятия управленческих решений», а также иных работ по другим дисциплинам учебного плана, для научно-исследовательской работы (под руководством преподавателя).

Содержание практики

В процессе прохождения практики студент обязательно должен изучить следующий комплекс практических вопросов государственного и муниципального управления (общее задание на учебно-ознакомительную практику):

1. Изучить нормативные правовые акты, определяющие правовой статус органа государственной власти (государственного органа, органа местного самоуправления, государственной и муниципальной организации) – федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления.

2. Изучить административный регламент органа (устав, положение), административные регламенты структурного подразделения органа (положение о структурном подразделении), в котором непосредственно осуществлялась практика.

3. Ознакомиться со структурой органа, системой взаимодействия органа с другими органами, гражданами и организациями.

4. Изучить должностной регламент (должностную инструкцию) служащего (работника).

5. Изучить организацию работы по подготовке и принятию решений в органе, организацию исполнения и контроля принятых решений.

6. Изучить особенности организации документационного обеспечения деятельности органа (организации), ознакомиться с номенклатурой дел структурного подразделения, требованиями к оформлению нормативных и распорядительных актов.

7. Исполнять отдельные поручения руководителя практики по месту ее прохождения. Исполнение поручений не должно ограничивать выполнение студентом других видов работ в рамках учебно-ознакомительной практики. Самостоятельное исполнение полномочий по должности не допускается.

8. Изучить характер и содержание должностных обязанностей, прав и ответственности служащего (работника), перечни вопросов, по которым служащий принимает самостоятельные решения или участвует в принятии решений, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего.

9. Обобщить и проанализировать основные требования к должности государственной гражданской службы (муниципальной должности муниципальной службы, должности в организации) – квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу службы и стажу (опыту) работы по специальности.

10. Осуществить сбор материалов для написания отчета о прохождении практики, а также для написания курсовых и контрольных работ, выполнения научной работы. Объем и состав информационных материалов для написания отчета о прохождении практики определяется руководителем практики - преподавателем.

Примерный перечень материалов, необходимых для написания отчета о прохождении практики:

- нормативные правовые акты (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные акты);

- распорядительные акты и иные решения государственных органов или должностных лиц;

- данные статистической отчетности;

- публикации и иные информационные материалы средств массовой информации, в том числе материалы информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

- доступные рабочие материалы органа, за исключением материалов, содержащих государственную и иную, охраняемую законом, тайну;

- архивные материалы.

Индивидуальное задание может включать элементы научно-исследовательской работы. Отчет в данном случае должен содержать рабочие и итоговые (предварительные) материалы исследования.

Организация практики

Организация практики осуществляется отделом организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками, деканатом факультета государственного и муниципального управления, кафедрой государственного и муниципального управления.

Нормативная продолжительность учебно-ознакомительной практики – 3 недели.

Учебно-ознакомительная практика организуется на основе договоров, заключаемых ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с органами государственной власти и местного самоуправления.

Местом прохождения практики могут являться:

- органы государственной власти (законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации);

- иные государственные органы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные государственные органы субъекта Российской Федерации, правоохранительные органы, военные организации;

- муниципальные органы – органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные акционерные общества;

- государственные и муниципальные учреждения и фонды;

- общественные организации (объединения), в том числе политические партии и религиозные организации.

Студенты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки, направляются для прохождения практики в распоряжение направляющей организации.

Прохождение практики в иных организациях (коммерческих и некоммерческих) допускается в исключительном случае деканом факультета государственного и муниципального управления с согласия заведующего кафедрой государственного и муниципального управления.

Отдел организации практики студентов, трудоустройства и связям с выпускниками предлагает места прохождения практики, обеспечивает заключение договоров об организации практики с государственными органами и органами местного самоуправления.

Кафедра государственного и муниципального управления как выпускающая кафедра по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»:

- назначает руководителя учебно-ознакомительной практики. Руководителем может быть преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»;

- контролирует качество прохождения практики.

Руководитель - преподаватель:

- выдает индивидуальное задание на практику и контролирует его выполнение студентом;

- консультирует студента в период прохождения практики;

- принимает отчет о практике.

Руководитель практики по месту ее прохождения:

- создает условия для прохождения учебно-ознакомительной практики и обеспечивает предоставление необходимой для подготовки отчета о прохождении практики информации, а также оказывает содействие в поиске информации для выполнения курсовых и контрольных работ;

- знакомит студента с правилами внутреннего служебного распорядка и контролирует их исполнение;

- знакомит студентов с работой государственного органа (органа местного самоуправления, организации), его структурного подразделения;

- привлекает к участию в проведении мероприятий, совещаний, разработке документов, выполнению других операций, связанных с деятельностью соответствующего подразделения государственного органа (органа местного самоуправления, организации).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...