Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПД.13                     Экономика образовательного учреждения




основы организации экономической деятельности образовательных учреждений; хозяйственный механизм; сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов на образовательное учреждение; смета расходов как финансовый план образовательного учреждения; внебюджетные средства образовательного учреждения; виды внебюджетных средств; организация труда и заработной платы в образовательном учреждении; единая тарифная сетка; предпринимательство в образовании; сущность и формы организации предпринимательской деятельности; бизнес-план

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускник педагогического колледжа по специальностям: 0312 Преподавание в начальных классах, 0313 дошкольное образование, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании должен знать основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.

Экономика образовательного учреждения входит в федеральный компонент содержания среднего профессионального образования — блок общепрофессиональных дисциплин, и это вполне оправданно. Сегодня профессиональная подготовка педагогических работников немыслима без знания экономических основ деятельности образовательного учреждения в условиях рыночных отношений. Ведь специалист в области образования (воспитатель, учитель)

должен уметь ясно и четко анализировать экономическую эффективность своей деятельности, ее результативность, уметь адекватно оценивать происходящие экономические процессы в своей отрасли, уметь эффективно заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

                                                  Основные задачи курса:

• Изучение сущности и содержания, методов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в современных условия5с.

• Систематизация знаний студентов о современной многоканальной системе финансирования сферы образования и внедрения нового хозяйственного механизма.

• Расширение представлений студентов об основах предпринимательства в сфере образования и особенностях предпринимательства в своей профессиональной деятельности.

• Развитие у студентов самостоятельности и независимости суждений, когнитивных и аналитико-прогностических умений, необходимых для успешного овладения курса в целом.

данный курс органически связан с общей социально-экономической дисциплиной «Основы экономики», с общепрофессиональными дисциплинами: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности> и «Менеджмент>.

       По окончании курса студенты педагогического колледжа должны знать:

• основные принципы рыночной экономики, аспекты экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;

• законодательные и нормативные акты, документы Российской федерации и органов управления образованием, регламентирующие организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;

• хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;

• состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения; • виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;

• основы бизнес-планирования;

• особенности организации труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку.

                Студенты педагогического колледжа должны уметь:

· применять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательный учреждений соответствующего типа и вида;

· планировать и организовывать предпринимательскую деятельность в соответствии со своей квалификацией;

· организовывать платные дополнительные образовательные услуги в образовательном учреждении в соответствии с областью своей профессиональной деятельности;

· разрешать практические задачи и ситуации, связанные с организацией финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Предполагаемый объем знаний и умений может быть усвоен на различных учебных занятиях: по изучению нового материала, комбинированного типа, практических уроках. В соответствии с ГОС СПО на изучение данной дисциплины отводится 32 часа. Предполагаемая форма контроля по курсу — зачет, который может проходить в виде защиты студентами рефератов, в форме итоговой контрольной работы.

                       КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

«Зачтено» — студент владеет основными понятиями курса, точно их использует, его ответ логически выстроен, материал развернут полностью, выдвигаемые положения аргументированы и подтверждаются практическими примерами. Студент демонстрирует самостоятельность суждений при раскрытии проблемных вопросов курса делает логически грамотные выводы.

«Не зачтено» — студент владеет основными понятиями курса на бытовом уровне либо не владеет совсем, в ответе на предлагаемый вопрос отсутствует логика, материал не раскрыт или раскрыт бессистемно, выдвигаемые положения не подтверждаются практическими примерами.

                                              СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

                    1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

                                        СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Введение в курс. Образование как сложный социально-экономический организм. Законодательные основы функционирования сферы образования Российской Федерации. Направления развития законодательной базы сферы образования. Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации. Экономическая функция образования: влияние на развитие производительных сил страны, повышение эффективности общественного труда, воспроизводство специалистов в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Понятие некоммерческой организации и ее отличительные черты. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации. Автономия образовательных учреждений: понятие, экономическое содержание.

               2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ

Основы построения системы управления образованием. Основные направления становления нового управленческого механизма:

централизация, демонополизация, демократизация и усиление экономических рычагов управления. Структура управления образованием: федеральный, региональный и муниципальный уровни. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.

                        3. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОЙ

                                            СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие финансов и финансового механизма. Принципы государственного финансирования образовательных учреждений: плановость, целевая направленность, безвозвратность. Источники финансирования образовательного учреждения: вчера и сегодня.

Схема бюджетного финансирования образования. Основные 4ункции участников финансирования образования на федеральном, региональном и местном уровнях.

Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Смета как основной финансовый документа. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России.

                            4. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

                                            СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие внебюджетной деятельности. Норм.- правовые акты, регулирование, привлечение внебюджетных средств. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов.

Сущность и виды платных дополнительных образовательных услуг в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Отличие платных дополнительных образовательных услуг от предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Благотворительность в сфере образования.

Понятие индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности.

                           

                       5 . ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

                                    В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Общие положения. Объекты налогообложения в сфере образования. Налоговые льготы для образовательных учреждений.

                                 6. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

                                     В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Приватизация в системе образования. Формы собственности в системе образования. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.

                          8. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

                                          В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие педагогического труда, его особенности. Определение рабочего времени педагога, его количественные границы.

Определение внерабочего времени, его составляющие. Нерациональность организации работы педагога. Материальные и моральные стимулы педагогического труда.

Основные Экономические функции зарплаты: воспроизводящая и стимулирующая. Критерии установления размеров зарплаты в сфере образования.

Единая тарифная сетка, ее показатели.

                     7. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

                           ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Понятие и функции бизнес-планирования. Роль бизнес-плана в управлении организацией. Структура, функции и создание разделов бизнес-плана. Виды и формы планирования.

                   9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО

     ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость реформирования системы образования. Основные подходы к реформированию систем образования в мире.

Основные направления реформирования организационно-экономического механизма общего образования. Основные направления реформирования организационно-экономического механизма профессионального образования.

                        Литература основная к учебной программе курса

1. Закон РФ Об образованию. — М., 2005. 48 с.

2. ВифлеемскийА.Б. Экономика образования: учеб. пособие: в2 кн. — М., 2003.

3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб, пособие / под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никодинова. — Н. Новгород: НИМБ, 2004. 526 с.

4. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя / под ред. В.И. Ерошина. — М., 1997.

5. Щетинин В.П., Хроменков НА. Экономика образования, м., 1998.

                                                                                                                              Приложение 2

                          Тематика рефератов по дисциплине

1. Правовые аспекты модернизации экономики образования.

2. Альтернативные бюджетному формы финансирования образовательных учреждений.

3. Опыт распределени5грасходов на содержание образовательных учреждений между бюджетом и родителями.

4. Зарубежный опыт финансирования общего образования (на примере отдельных стран).

5. Нормативно-правовая база деятельности образовательного учреждения.

6. дополнительные платные образовательные услуги в образовательном учреждении.

7. Налогообложение деятельности образовательных учреждений.

8. Образовательная услуга как экономическая категория.

9. Противоречия регионализации системы образования в России.

10. Рыночные отношения в системе образования.

11. Система образования в условиях социально-экономического кризиса.

12. Перераспределение финансовой ответственности в системе образования.

13. Перспективы развития предпринимательской деятельности образовательных учреждений в современных условиях.

14. Социально-экономическая эффективность системы образования.

15. Защита прав потребителей образовательных услуг в рыночных условиях.

16. Социальные льготы педагогическим работникам образовательных учреждений.

17. Кредитование российского образования как новый финансовый механизм.

18. Рынок образовательных услуг в России.

19. Ценообразование во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

20. Система дошкольного образования в условиях социально- экономического кризиса.

                                                                                                                        Приложение 3

                          Проблемно-ситуационные задачи по дисциплине

                              «Экономика образовательного учреждения»

 

Задача № 1

 

Для реализации Федеральной программы развития образования России в 2006—20 10 году в сфере общего и высшего профессионального образования были выделены следующие финансовые средства. Для общего образования всего 38,85 трлн. руб., в том числе из федерального бюджета — 1,8 трлн. руб., местных бюджетов — 36,8 и внебюджетных средств — Ю, 25 трлн. руб.

Для высшего образования всего — 18,6 трлн. руб. и соответственно 16,6 трлн. руб., 1,2 и 0,8 трлн. руб.

Вопрос:

Рассчитайте структуру финансовых ресурсов (в %), необходимых для реализации Федеральной программы развития образования России в 2010 г.

Сопоставьте характер финансовых поступлений для общего и высшего образования. Почему такая противоположная картина?

Задача № 2

В дошкольном образовательном учреждении 50 педагогов и 10 сотрудников учебно-вспомогательного комплекса. Предположим, что средняя зарплата педагогов 1060 руб., а у сотрудников 540 руб.

На хозяйственные нужды в текущем году у дошкольного образовательного учреждения ушло 5560 руб., социальные расходы составили 52 480 руб., на поддержание и развитие материальной базы — 23160руб.

Всего в учреждении в 14 группах обучается 360 детей. Амортизационный фонд в последний год составляет 125 000 руб., а капитальные вложения — 29 000 руб. в год.

Вопрос:

Рассчитайте основные показатели затрат на одного воспитанника, используя соответствующие формулы.

Задача № З

По решению родительского комитета подготовительной группы в одном из дошкольных учреждений г. Орла с родителей собираются деньги на различные мероприятия. Собранные деньги хранятся у председателя родительского комитета группы, расходуют их сами родители, за что соответственно отчитываются.

Вопрос:

По вашему мнению, насколько правомочны такие действия родителей?

Как более корректно с юридической точки зрения оформить оказываемую родителями дошкольному учреждению финансовую помощь?

Задача № 4

Папа одного из учеников школы является руководителем крупной фирмы в городе. Зная о трудностях, которые существуют в финансовом обеспечении учебно-воспитательного процесса в школе, он как юридическое лицо готов предоставить спонсорские деньги для развития школы.

Вопрос:

По вашему мнению, каким образом возможно документально оформить благотворительный взнос родителя?

Можно ли пре доставляемые папой средства рассматривать как внебюджетный источник финансирования школы? Если да, то каким образом?

Задача № 5

В одном из негосударственных образовательных учреждений г. Орла с учениками, отстающими по основным (обязательным) учебным предметам проводятся дополнительные занятия. За это с каждого ученика за каждое такое занятие взимается соответствующая дополнительная плата. Собираемые деньги оформляются в качестве внебюджетных средств, поступаемых в негосударственное образовательное учреждение за оказание дополнительных образовательных услуг.

Вопрос:

Можно ли в данном случае оказываемую образовательную услугу считать дополнительной либо рассматривать как репетиторство? Почему?

Имеет ли право негосударственное образовательное учреждение взимать плату за данные дополнительные занятия? Почему?

Задача № 6

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение сдает в аренду часть своего недвижимого имущества, которое закреплено за ним учредителем на правах оперативного управления. Средства, поступающие от сдачи аренды, оформляются как внебюджетные и расходуются на усмотрение администрации дошкольного учреждения.

Вопрос:

Имеет ли право дошкольное образовательное учреждение сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним учредителем? Если да, то при каком условии?

Как называется данный внебюджетный источник финансирования ДОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании»?

Задача № 7

Учитель одного из образовательных учреждений занимается репетиторством с учащимися данного учреждения и в стенах данного учреждения. За каждое занятие учителем была установлена плата в размере 50 руб.! ч. Оплата производилась родителями учащихся наличными из рук в руки. директор учреждения, узнав об этом, объявил выговор учителю и запретил ему заниматься данным видом деятельности в стенах учреждения.

Вопрос:

Насколько правомочны действия учителя в данной ситуации? Прав ли был директор учреждения, запретив ему заниматься репетиторством? Почему?

Изменилась ли ситуация в правовом плане в лучшую сторону, если бы учитель занимался репетиторством в данном учреждении с учащимися других учреждений? А если бы он делал это у себя дома?

Предложите учителю юридически грамотный способ оформления и организации репетиторства.

.

Задача 10

Общий объем финансирования Федеральной целевой программы развития образования России на 2006—2010гг. составляет 61 952,35 млн руб. Из них средства федерального бюджета составляют 45 335,02 млн руб., средства субъектов РФ — 12 501,74 и вне- бюджетные средства — 4115,58 млн руб.

Вопрос:

Рассчитайте структуру финансовых ресурсов (в %), необходимых для реализации Федеральной программы развития России до 2010г. Объясните такое соотношение финансовых поступлений

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...