Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура, функции и содержание




Вопросы для контроля

1; Каковы конституционные гарантии человека в области образования, которые конкретизированы в Федеральном законе РФ «0б образовании»?

2. Каковы основные элементы системы образования в соответствии с действующим законодательством? Дайте их характеристику.

3. Каковы особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации?

4. В чем проявляется экономический аспект автономии образовательных

учреждений в современных условиях?

                                                    

                                                   Глава 2

                                 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

                       СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

                                    

                                      2.1. Понятие финансирования

                               финансово-хозяйственного механизма

 

Хозяйственный механизм означает определенный способ организации и функционирования экономической жизнедеятельности страны, отрасли, предприятия, учебного заведения. Хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

По своему составу хозяйственный механизм сложен и образует единство таких взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), как экономический, правовой и организационный. В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование и прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчет и т.д.

К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложении и другие нормативные акты и постановления правительственных учреждений и местных органов управления. Немаловажна также роль организационной подсистемы:

структуры управления, аппарата управления и контроля за хозяйственной деятельностью во всех звеньях экономики страны.

Исторически сложились два полярных типа хозяйственного механизма управления экономикой: административно-командный и рыночный. Но в чистом виде ни в одной стране не встречается ни тот, ни другой тип. Для различных стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и нерыночных форм хозяйствования.

Движущей силой развития образования способен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран. При отсутствии такого соответствия хозмеханизм сдерживает, тормозит развитие системы образования. И его следует обновить и реформировать. Именно поэтому одним из направлений совершенствования финансовой системы образования является поиск нового финансового механизма как элемента хозмеханизм отрасли в целом.

Финансирование образования определяется в первую очередь конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. На них базируется построение системы финансирования образования.

Понятно, что бесплатным образование является только для учащихся и их семей, но не для государства, так как работникам образовательных учреждений необходимо: платить заработную плату; обслуживать, ремонтировать учебные помещения, обеспечивать теплом, энергией; приобретать учебные пособия, приборы, оборудование и т. п. Все это требует определенных денежных средств.

Рассмотрим необходимые определения, на которые будем опираться при рассмотрении вопросов, связанных с финансированием образования.

В дословном переводе с французского финансы означают «денежные средства». С точки зрения экономики — это система экономических отношений, обеспечивающих создание, распределение и использование денежных средств в процессе перераспределения национального дохода страны[44].

По мнению большинства отечественных специалистов, финансы выполняют две взаимосвязанные функции: распределительную и контрольную.

Распределение денежных средств в стране между различными потребителями этих средств влечет за собой определенные экономические отношения, обязательства перед государством, обществом. Использование денежных средств предполагает осуществление контроля за их движением, целесообразным вложением и потреблением с учетом экономического роста страны.

для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм.

Специфика этого механизма связана с особенностями формирования и использования денежных средств в сфере образования.

Система образования потребляет выделяемые ей обществом ресурсы. Причем основным видом этих ресурсов являются средства бюджетов различных уровней. В частности, в настоящее время большая часть расходов на образование поступает из бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов. Например, по данным Министерства финансов РФ, в последние годы расходы муниципальных бюджетов на образование составляют в среднем около 40% общего числа текущих расходов местных бюджетов.

Финансовый механизм — это совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами управления образованием в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования

Финансирование — это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определенной деятельности.

В нашем случае — на осуществление образовательного процесса, т. е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.

 

Финансирование предполагает:

• целевое использование средств — расходование средств на установленные заранее цели;

• безвозвратность — предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.

В связи с тем что образовательные учреждения в большинстве своем — это бюджетные учреждения, то необходимо уточнить понятие финансирования. Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: сметное финансирование, нормативное финансирование и бюджетное финансирование, основанное на дифференцированной грантовой поддержке

Исторически так сложилось, что для нашей страны типичной моделью является сметное финансирование — предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов [41].

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов.

Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

                                                     

                                                       2.2. Основные функции

                                         участников финансирования образования

Опираясь на определение финансирования и сметного финансирования, следует еще раз уточнить, что финансирование учреждения, в том числе образовательного, осуществляется на таких принципах, как:

• плановость — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

• целевая направленность — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

• безвозвратность — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

• выделение средств по мере их расходования;

• экономия — правильное и рациональное расходование средств.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный, региональный или муниципальный), то и финансирование образования определяется:

• схемой бюджетного финансирования образования в РФ;

• распределением функций между органами, участвующими в финансировании образования.

На федеральном уровне в процессе финансирования участвуют:

• Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);

• Федеральное Собрание РФ и Государственная Дума (законодательные органы);

• Правительство Российской Федерации;

• Министерство финансов Российской федерации; включая систему федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов РФ;

федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

.уполномоченные банки как проводники денежных средств;

собственно образовательные учреждения федерального ведения (учреждения профессионального образования).

На уровне субъектов Российской Федерации:

• президент, глава администрации, губернатор (высшее должностное лицо);

• законодательные органы субъектов Российской Федерации;

• правительства субъектов Федерации;

• министерства (управления) финансов, включая казначейства субъектов РФ;

• министерства и ведомства субъектов РФ (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, науке и образованию и т. д.);

• территориальные (внутри субъекта Федерации) управления образованием;

• уполномоченные банки;

• образовательные учреждения ведения субъектов РФ (учреждения начального и среднего профессионального образования, учреждения послевузовского образования взрослых).

На муниципальном уровне:

• законодательные органы муниципального уровня;

• финансовые отделы;

• городские и районные отделы образования;

• банки, отделения банков;

• муниципальные образовательные учреждения (дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования).

- схеме 1 наглядно представлено бюджетное финансирование образования.

Схема выглядит, с одной стороны, достаточно сложной, с другой — несколько упрощенной.

Основные функции участников процесса бюджетного финансирования можно описать следующим образом:

Схема 1. Общая схема бюджетного финансирования образования

 

1. Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, а на завершающем этапе подписывает закон о федеральном бюджете на очередной год, после чего тот вступает в силу.

2. Законодательные органы власти (Федеральное Собрание Российской Федерации и Государственная дума) ежегодно обсуждают и принимают федеральный бюджет.

3. Правительство России на основании содержания Бюджетного послания Президента РФ дает указание Министерству финансов РФ на разработку проекта бюджета. На последующих этапах оно рассматривает проект федерального бюджета и представляет его на утверждение в законодательные органы; принимает постановление о порядке исполнения федерального бюджета на соответствующий год.

4. Министерство финансов РФ является главным звеном бюджетного финансирования. Задачи и функции Министерства финансов чрезвычайно широки, поэтому в части бюджетного финансирования образования могут быть подразделены на три основные группы:

1) осуществление собственно бюджетного процесса, понимаемою как прогнозирование и составление бюджета, организация его исполнения и контроль его исполнения; подготовка отчетов об исполнении федерального и консолидированного бюджетов;

2) создание и законодательное, в том числе инструктивно-информационное, оформление бюджетного процесса;

З) непосредственное исполнение бюджета, включающее обеспечение прямого финансирования бюджетных высших и средних профессиональных учебных заведений.

В ходе конкретной реализации указанных задач Министерство финансов РФ:

• организует работу по составлению проекта бюджета;

• формирует проект бюджета РФ и представляет его в правительство;

• сообщает отраслевым министерствам (в нашем случае Министерству образования и науки) и ведомствам лимиты бюджетного финансирования;

• осуществляет через систему казначейства бюджетное финансирование расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств;

• контролирует целевой характер использования бюджетных средств.

5. Министерство образования и науки организует и проводит в отрасли работу по составлению проекта бюджета, т. е. дает указание региональным органам управления образованием представить свои предложения по финансовому обеспечению системы образования в регионе. На основе сообщаемых Минфином РФ лимитов — контрольных цифр финансирования — министерство составляет и направляет реестры в казначейство для осуществления бюджетных расходов, составляет и утверждает сметы для подведомственных учебных заведений. Министерство образования и науки рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, т.е. годовой план финансирования с разбивкой по кварталам. Впоследствии эти сметы учреждения представляют в отделения казначейства по месту своего нахождения.

6. Банки также участвуют в бюджетном процессе, поскольку в них находятся бюджетные счета, с которых казначейства (федеральное и региональные) осуществляют расходование бюджетных средств.

7. Образовательные учреждения представляют в казначейства документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств, т.е. осуществляют расходование бюджетных средств, потребляют выделенные им ресурсы (ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление

средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи и т. п.). Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание бюджетных средств с бюджетного счета в пользу физических и/или юридических лиц.

Следует знать, что бюджетный счет — это единственный для бюджета счет, на который зачисляются доходы бюджета и с которого списываются расходы бюджета. Для каждого образовательного учреждения открыт отдельный лицевой счет для учета расходов.

Так в целом выглядит процесс расходования бюджетных средств.

 

 

                    2.3. Бюджетная смета как основной финансовый

                                документ образовательного учреждения

Смета бюджетного учреждения — основной плановый документ, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения [41, 128]

Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с государственным или муниципальным бюджетом учреждений, состоящих на сметном финансировании.

Существует также смета затрат на производство (строительство объекта, отдельное мероприятие, оказание определенной услуги и т. д.), которая также представляет собой план затрат на производство (в целом или на отдельный вид производства).

Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать как:

• финансовый плановый документ;

• свод затрат на определенный вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

• документ, который составляется на определенный, временной период (год, месяц, время производства, время проведения мероприятия и т. п.);

• смета не определяет источники погашения планируемых затрат.

Действующее законодательство, используя понятие сметы, также исходит из того, что смета отражает плановую величину затрат на осуществление определенной деятельности.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса — документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения; но и получаемые им доходы: «Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет» (статья 43) [2].

Это же положение подкрепляется законодательством о некоммерческих организациях: «Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 3) [11]. Отсюда следует, что баланс и смета являются взаимозаменяемыми документами, т. е. в определенном смысле эквивалентны друг другу

Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:

1) численность учащихся (по соответствующим уровням обучения);

2) сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);

3) материальная база обучения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчетности. Так, нормативы численности обучающихся (воспитанников) в группе, классе указаны в соответствующих типовых положениях образовательных учреждений. Государственные образовательные стандарты определяют сроки и условия обучения учащихся на каждом уровне образования.

Ежегодно органы управления образованием собирают статистические данные о контингенте обучающихся по типам и видам образовательных учреждений и уровням образования. Естественно, что для обучения разного количества учащихся требуются соответственно и разные затраты, как и для обучения одного и того же количества учащихся, но с разным сроком обучения и разным набором дисциплин.

Материальная база обучения является элементом относительно постоянным. В определенной мере она зависит от контингента обучающихся. Количество учебных площадей, оборудования в школе должно соответствовать численности учащихся и условиям их обучения. При этом здание дошкольного учреждения, школы используется одинаково для учебных целей независимо от количества воспитанников, учащихся.

Рассчитать потребность в бюджетных средствах можно двумя

способами [17].

1. Первый способ основан на том, что расчет потребности в бюджетных средствах проводится непосредственно образовательным учреждением (см. схему 2). Для этого на уровне дошкольного учреждения, школы или другого типа учреждения необходимо, пользуясь общей схемой расчета потребности в средствах, просчитать общую сумму затрат учреждения на год.

Процесс достаточно трудоемкий, требует большой работы по сбору и обработке экономической информации. Эта работа часто приводит к большому количеству ошибок, необходимости дополнительных уточнений, согласований и т. п.

В практической работе он применяется при стабильных сроках и условиях, процедуре составления проекта бюджета и при наличии достаточного ресурса времени у руководства образовательного учреждения. Использовался такой способ в нашей стране в условиях плановой экономики, а также применяется сейчас в качестве элемента сбора экономической информации на уровне органов управления образованием.

2. Второй способ предполагает, что расчет потребности в средствах проводится органом управления образованием соответствующего уровня. Условием проведения такого расчета является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. То и другое в необходимых объемах в органах управления образованием имеется, может уточняться в течение подготовительного периода.

Данный подход отличается большей оперативностью, возможностью проведения расчетов в любой момент при выдаче исходных финансовых показателей Министерством финансов РФ, единым подходом к совокупности образовательных учреждений. В связи с этим этот способ отличается «усредненностью», т. е. меньшей индивидуализацией расчетов для каждого образовательного учреждения, В свою очередь, это также может потребовать ввода значительного количества поправок.

Данный способ расчета используется в настоящее время Министерством образования и науки РФ.

Оба способа требуют методической основы расчета потребности в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения, либо министерства. Расчет на уровне образовательного учреждёния более точен, но в масштабах всей страны требует значительных затрат времени и средств. Расчет на уровне органов управления образованием более оперативен в условиях нестабильной рыночной экономики, но и более унифицирован для образовательных учреждений.

Данная схема наглядно показывает, насколько это трудоемкий

процесс, насколько важно грамотно рассчитать все показатели.

 

                        2.4. Основные направления совершенствования

                       бюджетного финансирования образования в России

 

Современное состояние бюджетного финансирования образования характеризуется чаще всего с отрицательной стороны. Основная проблема, затрагивающая практически каждого в нашей стране, — недостаток выделяемых бюджетных средств для нормального функционирования образовательного учреждения. В последние годы финансирование данной отрасли строится по приоритетным статьям: оплата труда персонала учреждения; стипендия в профессиональных учебных заведениях; оплата коммунальных услуг. Остальные виды расходов образовательного учреждения финансируются по мере возможности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. определены пути формирования эффективных экономических отношений в сфере образования [4]. В частности, там сказано, что государство будет последовательно наращивать финансовую поддержку образования до необходимой потребности.

Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

• введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования;

• разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования;

                                      Схема 2. Общая схема расчета

                               потребности в бюджетных средствах

• создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий;

•выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

• достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

• развитие механизмов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

• обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

• стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

• нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе увеличение разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

• последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

• обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

е создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечению -дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. -

                                         

                                        Вопросы для контроля

1. Каковы особенности финансово-хозяйственного механизма в сфере

образования?

2. Как распределяются функции между участниками бюджетного финансирования в соответствии со схемой финансирования?

3. Каковы основные характеристики сметы как основного финансового документа образовательного учреждения?

4. дайте сравнительный анализ путей совершенствования бюджетного

финансирования образования в России.

.

                                                                    Глава 3

                                     ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

                                              СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

                            3.1. Понятие внебюджетной деятельности

Необходимость привлечения дополнительных средств в сферу образования в значительной мере обусловлена недостатком бюджетных средств, которые не обеспечивают потребности учреждения в устойчивом функционировании и развитии. Поэтому эффективность привлечения дополнительных источников, их использования каждым образовательным учреждением является важным элементом стратегического развития системы образования в целом.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, являются, разумеется, внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность’> к источнику поступления, те. к бюджету. данная классификация всех средств учреждения прочно вошла в обиход.

Внебюджетное финансирование — это расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Поэтому внебюджетное финансирование следует понимать как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности,

которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими привлечение внебюджетных средств образовательным учреждением, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 50).

2. Закон РФ «Об образованию» (статья 43).

3. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г. К 1239 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1001»(п. 3)..

4. Приказ Министерства финансов РФ от 21июня 2001 г. «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов».

5. Инструктивные рекомендации Министерства образования и науки РФ (Инструктивное письмо о внебюджетных средствах образовательных учреждений от 15 декабря 1998г. № 57).

Кроме того, для успешного осуществления в образовательном учреждении возможностей привлечения и использования внебюджетных средств необходимо внутри учреждения принять следующие локальные акты: Положение о внебюджетных источниках финансирования; Положение о Попечительском совете [36].

                                               

                                               3.2. Основные направления и виды

                                                  внебюджетной деятельности

 

Теперь следует более основательно рассмотреть источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение. Можно назвать основные три:

1) доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

2) доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;

3) добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности конкретных образовательных учреждений в разной степени. Привлечение внебюджетных средств влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Законодательство подходит к классификации приносящей доходы деятельности с позиции соответствия этой деятельности тем задачам, которые решаются образовательными учреждениями, и тем целям, ради достижения которых они созданы. Поэтому на первом месте стоит платная система образования.

Статьей 48 Закона «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления штатной образовательной деятельности: «Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц»

В условиях реформирования образования и поиска новых способов финансирования образовательных учреждений нормативно- правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений по оказанию штатных дополнительных образовательных услуг активно формируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также непосредственно в образовательном учреждении в виде устава учреждения и локальных нормативных актов.

В числе законодательных документов Российской Федерации, регулирующих платную образовательную деятельность на федеральном уровне, основными являются следующие:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

4. Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Основными документами, регулирующими правила оказания платных дополнительных образовательных услуг дошкольным и общеобразовательным образовательным учреждением, являются следующие:

1. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г.).

2. Инструкция «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями» (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 16 июня 1998 г.).

3. О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ (письмо Министерства образования РФ от 16 декабря 1998 г).

4. «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений дошкольного и общего образования в части предоставления ими платных дополнительных образовательных услуг» (письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2001 г.).

5. «О соблюдении законодательства РФ в области образования при предоставлении штатных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования РФ от 23 декабря 2000 г.).

В указанных документах определена правовая основа, регламентируется порядок организации штатных образовательных услуг.

Во-первых, следует отметить, что правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

Во-вторых, деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Право выдачи лицензии на образовательную деятельность предоставляется в зависимости от типа образовательных программ либо ведомственным органам федерального уровня (высшее, послевузовское профессиональное образование и дополнительное образование соответствующего уровня), либо органам исполнительной власти субъектов РФ (начальное, основное и среднее общее образование; начальное, среднее профессиональное образование и дополнительное образование соответствующего уровня). Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

В-третьих, в уставе образовательного учреждения необходимо указать перечень дополнительных образовательных услуг. В случае, если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале необходимо внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке: Если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, ему необходимо пройти процедуру аттестации и получить свидетельство.

По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

В-четвертых, дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятель 1ности, финансируемой из средств бюджета (государственного

и/или муниципального).

В-пятых, доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

В организации платных образовательных услуг не всегда просто разграничить основные образовательные программы, финансируемые из бюджета, и программы дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых. Основным критерием здесь является объем учебных часов, финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого государственным образоватёльным стандартом.

Министерство образования РФ дополнило и конкретизировало приведенный в Законе «Об образовании» перечень дополнительных образовательных услуг.

1. Образовательные и развивающие услуги:

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

в) различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);

- г) различные кружки;

д) создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, т. е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т. д.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями согласно действующему законодательству, не могут относиться:

• снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

• реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

• факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

• психологическое сопровождение образовательного процесса;

• проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Законом определено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Права и обязанности потребителей платных образовательных услуг в настоящее время четко определены действующим законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей», и оставляют. образовательному учреждению достаточно мало правового поля для каких-либо инноваций в этой сфере [121.

Как известно, система образования велика и многообразна, а ее потенциал не является только образовательным. Система обладает материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами. Их тоже можно использовать для получения дополнительных доходов. Поэтому законодательством предоставлено право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, т. е. деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

В Гражданском кодексе РФ понятие предпринимательской деятельности относится к типу деятельности, а понятие коммерческой — к типу организации.

Статья 47 Закона РФ «Об образовании» указывает на право образовательного учреждения на предпринимательскую деятельность:

«Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом».

- К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся

• реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

• торговля покупными товарами, оборудованием;

• оказание посреднических услуг;

•долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

• приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

• ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. Например, изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг осуществление издательской деятельности и многое другое [2].

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную штату) в данном образовательном учреждении [2].

данное положение важно учитывать при прогнозировании налоговых отношений образовательного учреждения с государством.

Ведь в своей предпринимательской деятельности образовательное

учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, как любое другое юридическое лицо.

Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного

учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу [2].

Таким образом, законодательство предоставляет образовательным учреждениям право осуществлять практически любую деятельность. Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются 1—2 видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным является сдача в аренду помещений или транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов вне- бюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. Практически на каждом совещании представителей глав администраций можно услышать призывы «плотнее работать со спонсором, активнее привлекать благотворительные пожертвования». Это понятно, в странах Запада благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий.

В современной России традиции благотворительности и спонсорства были почти полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность — это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, финансовой, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство [29].

Основным документом, регулирующим в настоящее время благотворительную деятельность, является Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. Закон определяет понятия субъектов благотворительной деятельности: благотворителей и благополучателей, а также статус некоммерческих благотворительных организаций.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно (или на льготных условиях) использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительноё’ш4 и т. д.

Формы благотворительной помощи многочисленны и разнообразны, так же как многочисленны и разнообразны нужды образовательных учреждений.

Традиционно под понятием «меценатство» понимается абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Меценат, как правило, действует из соображений милосердия и не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку. Им движут в первую очередь собственные эмоции и мировоззрение, поэтому работа с меценатом имеет свою определенную специфику.

В настоящее время гораздо более распространены отношения «спонсорства».

Спонсорство — добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица (учреждения) с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т. д. Спонсор в отличие от благотворителя оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека.

«Социальная ответственность бизнеса» стала сегодня одним из основных лозунгов. Многие представители российского бизнеса осознают необходимость социальной активности компании, формирования положительного общественного мнения о фирме как необходимого условия успешной работы. Демонстрация социальной ответственности, стремление помогать нуждающимся и готовность «делиться» — основной мотив деятельности спонсора.

Учитывая, что понятия «благотворительность» и «спонсорство» в сознании большинства участников финансово-хозяйственных отношений в современном российском обществе не разделены, также будут употребляться оба эти термина.

Практически каждая фирма имеет специальный бюджет на спонсорство, поэтому надо только своевременно обратиться, убедить спонсора в необходимости поддержки образовательного учреждения и доказать лицу, ответственному за распределение средств,

что помощь именно вашему учреждению сможет обеспечить достойную рекламу фирмы.

Разумеется, согласно Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», бескорыстие — обязательная черта благотворительных отношений, и никто не может обязать руководителя учреждения, получившего благотворительный

взнос, как-либо «отблагодарить» своего благодетеля. Однако это вовсе не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, которая, в свою очередь, вполне может быть высказана и публично, в том числе через средства массовой информации. -

 

                              3.3. Классификация внебюджетных доходов

Классификация внебюджетных доходов образовательного учреждения является основой для:

• определения направлений внебюджетной активности учебных заведений. Анализ активности позволяет оценивать направление развития, коммерциализации как отдельного образовательного учреждения, так и всей системы образования;

• организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности учреждения;

• определения налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Классифицировать внебюджетные доходы можно разными способами, но основными элементами классификации могут быть избраны две группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия:

1. Основная деятельность, т. е. связанная с реализацией образовательного процесса.

2. Прочая, т. е. разрешенная образовательным учреждениям, деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности [171.

Рассмотрим данную классификацию более детально.

К первой группе будут относиться:

1. доходы от реализации образовательных услуг:

• обучение российских и иностранных учащихся, студентов;

• обучение на подготовительных курсах;

• тестирование школьников;

• консультирование по учебным дисциплинам;

• репетиторство;

• переподготовка и повышение квалификации;

• углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

• дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы; коллективы и др.;

• обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

• прочие образовательные услуги.

2. Доходы от научной деятельности:

• создание и передача научной продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

• оказание услуг научного характера — консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

• выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

З. Доходы от деятельности учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

• учебно-производственная деятельность (производственная практика), реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями;

• работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

е деятельность по обеспечению учащихся (воспитанников) питанием, проживанием, медицинским и культурным обслуживанием;

• деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

е предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

е предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

е другие услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

Ко второй группе следует отнести:

1. Доходы от работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):

е создание автомобильных стоянок и гаражей;

• изготовление товаров народного потребления;

• ремонт бытовой и иной техники;

е оказание бытовых услуг;

е оказание посреднических услуг;

е проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий, выставок. .. -

2. Нереализационные доходы:

е долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

• приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов й пр.);

е вложение денежных средств на депозитные счета;

е предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду;

• получение финансовых санкций — штрафов, пеней, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.

З. Доходы от иных поступлений:

е взносы юридических и физических лиц, в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.;

е реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов.

                               

                                3.4. Основные факторы, определяющие

                               эффективность внебюджетной деятельности

 

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности — учебной, научной, хозяйственной и иной.

Развертывая ту или иную деятельность, по возможности следует оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. Особенно это важно сделать, если имеются несколько вариантов использования имеющихся ресурсов. Разумеется, возможности, например, дошкольного образовательного учреждения, средней школы и других видов образовательных учреждений ограниченны. Тем не менее даже ограниченные возможности следует использовать эффективно.

В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий.

На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал образовательного учреждения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности.

На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточным, а оценку факторов проводили люди, глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким факторам можно отнести (31, 41—50]:

1. Наличие лицензии, аккредитации, сертификации и т.д. Наличие лицензий (аккредитации, сертификатов и др.) является необходимым условием для осуществления большинства видов вне- бюджетной деятельности.

2. Регион расположения. Определяет внешние условия расположения образовательного учреждения — демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структуру образования в регионе, социальную мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих учебных заведений.

3. Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

4. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка, своего рода корпоративный, предпринимательский климат, сформулированных и объявлены принципы политики в этой области.

5. Научный потенциал. Влияет на привлечение договоров на выполнение НИР, грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов. -

б. Кадры. Наличие достаточного количества профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема обучающихся, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектра специальностей и направлений подготовки.

7. Информационные ресурсы. Создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, баз данных, информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

8. Методическая база. Является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможности расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

9. Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10. Помещения, оборудование. Создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации иной приносящей доходы деятельности (например, предоставление гостиничных услуг, создание предприятий бытового обслуживания и др.).

Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования и разработки, предоставления широкого спектра различных услуг, товаров, работ, сдачи оборудования в аренду.

11. Земля. Наличие участков для жилищного и иного строительства позволяет привлекать инвестиционные ресурсы; наличие участков для сдачи в аренду является необходимым условием получения соответствующих доходов, земли сельскохозяйственного назначения позволяют осуществлять производство продукции и т.д.

12. Имидж и сотрудничество .с выпускниками учебного заведения. Уровень общественного признания учебного заведения, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

Степень влияния указанных факторов на выбор направлений (оценку потенциальных возможностей) внебюджетной деятельности может быть оценена экспертно. В качестве экспертов можно привлечь, например, своих же преподавателей, родителей, даже учащихся. Несколько экспертов оценивают каждый фактор внебюджетной деятельности по степени его «разработанности, реализованности» в конкретном образовательном учреждении, определяют «узкие места» учреждения и конкурентные преимущества.

Вопросы для контроля

1. Каковы основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения?

2. Каковы возможности получения образовательным учреждением вне- бюджетных доходов от основной деятельности?

З. Проанализируйте формы организации предпринимательской деятельности образовательного учреждения в современных условиях.

4. докажите на примере влияние отдельных факторов на эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

                                                         ГЛАВА 4

            ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

                               

                                       4.1. Понятие и законодательная

                                              база налогообложения

 

В первоначальных редакциях Закона РФ «Об образовании» провозглашалось освобождение образовательных учреждений от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (утративший силу пункт З статьи 40).

действующий Налоговый кодекс Российской Федерации объявил приказы, инструкции и методические указания, издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов для своих подразделений по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах (статья 4) [5, 6].

Поэтому все вопросы, касающиеся возникновения налоговых отношений и их последствий, теперь решаются только в рамках Налогового кодекса РФ.

Разумеется, наше законодательство несовершенно, в нем много неясных мест и противоречий, законы иногда не сопрягаются друг с другом. Поэтому при рассмотрении проблем, связанных с уплатой налогов образовательными учреждениями, опираются в первую очередь на действующее налоговое законодательство. С учебных заведений законодательство не снимает обязанности по уплате налогов, а лишь дает некоторые послабления.

Налог — это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоги — это основной источник средств, поступающих в государственную казну, одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

По уровням взимания налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

- По виду объектов налогообложения налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с дохода, и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг.

По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. Взимаются налоги на всей территории Российской Федерации.

По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, конкретные ставки — законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами. Современная налоговая система Российской федерации включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

до сих пор образовательные учреждения испытывают трудности при исчислении и уплате налогов. Прежде всего это связано с тем, что нормативными актами налогового законодательства не установлен единый подход к налогообложению учреждений образования.

для избежания неоправданных рисков и дополнительных расходов проанализируем налоговое законодательство в части льготного налогообложения учреждений образования.

для того чтобы лучше понять, какие налоги связаны с деятельностью образовательного учреждения, разделим их условно на четыре группы.

В первую группу отнесем налоги, которые исчисляются с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц. Это налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН).

Во вторую группу включим налоги, связанные с имуществом. Это налог на имущество, земельный налог и налог с владельцев транспортных средств.

Первые две группы, несомненно, не имеют отношения к предпринимательской деятельности. Ведь обязательства по налогам, вытекающие из факта начисления заработной платы или наличия имущества, возникают независимо от того, за счет какого источника финансировались и покрывались (при отсутствии льгот) соответствующие расходы — за счет бюджетных, предпринимательских или целевых средств.

В третью группу войдут налоги, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Это налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на рекламу.

В четвертую группу отнесем прочие местные налоги (целевые сборы), зависящие от численности работников организации и минимальной месячной оплаты труда (например, целевые сборы на содержание детских учреждений и милиции).

                                             

                                      4.2. Объекты налогообложения

                                                       в сфере образования

 

Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:

• обороты (т. е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

• прибыль, т. е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

• объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

• другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на реклам например, на содержание жилищного фонда, на милицию).

Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется.

 

                                               4.3. Налоговые льготы

                                        для образовательных учреждений

 

Изменение режима налогообложения, т. е. установление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу (пункт 5 статьи 3) [5]. Поэтому мы охарактеризуем отдельные виды налогов.

 

                                   Единый социальный налог

 

Главой 24 Налогового кодекса РФ устанавливается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Налогоплательщиками признаются организации, производящие выплаты физическим лицам. ЕСН входит в группу федеральных налогов и сборов (ст. 13).

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные Вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...