Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рабочее время как единица измерения педагогического труда




Единицей измерения труда педагогических работников выступает рабочее время.

С юридической точки зрения, рабочее время — это часть суток, в течение которых человек работает на предприятии, в организации или учреждении.

С экономической точки зрения, рабочее время — это время, в течение которых работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

По действующему в настоящее время трудовому законодательству различаются три вида рабочего времени: нормальное, сокращенное и неполное. Продолжительность ежедневной рабочей смены в любом случае определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиком (расписанием) работы (сменности), утвержденным администрацией учреждения с учетом специфики работы, соблюдением установленной законодательством продолжительности рабочей недели.

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. При этом статьей 92 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что можно установить сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий работников.

Поэтому в соответствии с Трудовым кодексом (ст. 333) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 55) для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

Следует отличать понятие сокращенное рабочее время» от неполного рабочего времени. Разница заключается в том, что при работе на условиях неполного рабочего времени труд работника оплачивается пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ, а при сокращенном — в полном объеме.

Рабочее время (количество рабочих дней и часов) в каждом году может отличаться друг от друга. Такое отличие продолжительности рабочего времени обусловлено тем, что в разные годы праздничные дни могут приходиться как на рабочие дни, так и на выходные. Когда праздник приходится на рабочий день (кроме понедельника), то продолжительность работы накануне праздничного дня в соответствии со статьей 95 Трудового кодекса РФ сокращается на один час.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждении с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, также минимальной продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (устав образовательного учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, трудовой договор).

Например, 18 часов в неделю продолжительность рабочего времени у учителей 5—11 классов образовательных учреждений, учителей-дефектологов и логопедов учреждений здравоохранения и сои- защиты, педагогов дополнительного образования; 20 часов в неделю — у учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных учреждений; 25 часов в неделю — у воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений; 36 часов в неделю — у старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов и др.

Согласно статье 251 Трудового Кодекса РФ особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Поэтому Трудовой кодекс содержит специальную главу 52 (статьи 331—336), устанавливающую особенности регулирования труда педагогических работников.

Рабочее время педагогического работника складывается из объема учебной нагрузки (объема педагогической работы), которая устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, а также времени, которое затрачивается на иную педагогическую работу (проверку тетрадей, классное руководство).

Под учебной нагрузкой учителей и преподавателей образовательных учреждений понимается общее количество часов оплачиваемой преподавательской работы в неделю, которую они выполняют в одном или нескольких образовательных учреждениях.

• Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах, В рабочее время учителя (преподавателя) при этом включаются короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями, лекциями). К рабочему же времени относится и занятость педагогических работников на заседаниях педагогических советов, методических объединениях. При этом продолжительность урока, занятия может быть как45 минут, так и менее 40 и даже 30 минут. Продолжительность урока устанавливается для детей и в их интересах, а короткие перерывы между уроками также входят в рабочее время. Таким образом, одним часом педагогической нагрузки (академическим часом) может быть и 45 минут астрономического времени, и 30 минут. Увеличения числа проводимых уроков, занятий при этом не происходит.

Периоды школьных каникул, если они не совпадают с очередным отпуском работника, являются для него обычными рабочими днями, во время которых он может выполнять организационную работу, подготовку к учебному процессу, оформление кабинета в пределах той учебной нагрузки, которая была установлена ему до начала каникул.

За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчета получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.

Трудовой кодекс выделяет два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

• по инициативе работника — совместительство;

• по инициативе работодателя — сверхурочная работа.

В случае совместительства по заявлению работника администрация имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в том же образовательном учреждении по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. Не разрешается внутреннее совместительство в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Однако это ограничение не распространяется на педагогических работников. Статьей 333 Трудового кодекса прямо предусмотрено, что педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.

Кроме того, работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства. Для этого не требуется разрешения администрации по основному месту работы.

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю.

Режим рабочего времени образовательного учреждения это распределение работы в течение конкретного календарного периода (дня, недели, месяца). Статья 100 Трудового кодекса определяет в качестве элементов режима рабочего времени количество рабочих дней в неделю или другой период, продолжительность ежедневной работы (смены), число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. К элементам режима рабочего времени можно также отнести время начала и окончания работы, время и продолжительность перерывов и другие показатели.

Рабочая неделя может быть 5-дневной с двумя выходными днями, 6-дневной с одним выходным днем; выходные дни могут предоставляться по скользящему графику. Кроме того, возможна работа на условиях ненормированного рабочего дня для отдельных категорий работников, на условиях гибкого рабочего времени.

Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Согласно данному режиму рабочего времени в случаях производственной необходимости допускается работа по распоряжению работодателя без какой-либо дополнительной оплаты за переработку Такая переработка не считается сверхурочной работой. При этом перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Особенность данного режима состоит также в том, что работники либо сами распределяют свое рабочее время, либо, подчиняясь режиму организации, в отдельных случаях для выполнения своих служебных обязанностей могут задерживаться на работе сверх обычной рабочей смены или вызываться на работу в более раннее время, чем предусмотрено графиком или правилами внутреннего трудового распорядка. Ненормированный рабочий день устанавливается для отдельных категорий руководящих работников образовательных учреждений или их структурных подразделений и определенных категорий специалистов (например, директор образовательного учреждения, главный бухгалтер, юрисконсульт), потому что они работают в условиях, когда время их трудовой деятельности не подлежит точному учету. Также ненормированный рабочий день устанавливается для технического и хозяйственного персонала; для работников, распределяющих время работы по собственному усмотрению; для работников, рабочее время которых по характеру работы дробится на части неопределенной длительности, а также для других работников, труд которых не поддается учету во времени.

Существует также отраслевой перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Такой перечень утвержден Министром просвещения СССР 17.04.1968 г. с изменениями и дополнениями. Учитывается рабочее время с помощью табеля учета использования рабочего времени — основного документа для начисления заработной платы в целом за месяц.

В отличие от других категорий работников у педагогов граница между рабочим и внерабочим временем очень подвижна.

С экономичёской точки зрения, внерабочее время включает в себя следующие периоды:

• время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, обеденный перерыв);

• время на домашний труд и другие бытовые потребности (уборка по дому, приготовление пищи, уход за детьми и др.);

• время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой);

• свободное время человека (активный отдых, чтение литературы и др.) [44, 202].

Как показывает практика, у педагогических работников подобные периоды стерты. Рациональное использование рабочего и вне- рабочего времени требует научной организации педагогического труда. Это позволит сократить нерациональные затраты времени педагогов на бумажную работу, различные заседания и собрания, дежурства, освободить время для досуга, активного отдыха или самообразования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...