Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практики: организационный аспект (примеры)




Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРАКТИКУМ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ

Для студентов дневного и заочного отделения

специальности “Социальная работа”

Новосибирск

2001

Составитель И.А. Скалабан

 

 

Рецензент

 

 

Работа подготовлена на кафедре социологии

 

 

ÓНовосибирский государственный

технический университет, 2001

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый тематический план носит рекомендательный характер и может быть изменен, поэтому методические рекомендации даются ко всем темам вне заисимости от того, лекция или семинар.

Требования стандарта

- знать специфику преодоления конфликтов в различной среде

- владеть элементарными навыками анализа конфликтных ситуаций;

- уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой - между различными общественными и государственными структурами;

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем

Кол-во часов

Всего Часов
  лек. сем.  
Вводное занятие: Конфликтология как наука. 2   2
Часть 1. Конфликт как социальный феномен      
Тема 1. Формирование современных парадигм о природе социального конфликта. 4 2 6
Тема 2. Понятие и виды социальных конфликтов   2 2
Тема 3 Особенности конфликтов в России и их влияние на социальную работу. 2   2
Тема 4. Структурная модель описания социального конфликта 2 4 6
Тема 5. Динамическая модель описания социального конфликта. 4 6 10
Тема 6. Диагностика и разрешение конфликта: стратегии и технологии. 4 4 8
Тема 7. Переговоры и посредничество в конфликте как форма деятельности социального работника. 2 4 6
Тема 8. Управление и профилактика конфликтов. 2 4 6
Часть 2. Основные сферы развертывания конфликтов.      
Тема 9. Конфликты больших социальных групп и их влияние на систему социальной работы. 4   4
Тема 10. Конфликты в социально-трудовой сфере и их урегулирование в социальной работе. Забастовка как форма конфликта. 4 4 8
Тема 11. Конфликты в сфере управления. 2   2
Тема 13. Конфликты в семье.   2 2
Итого по курсу 32 32 64

 

Вводное занятие.

Конфликтология как наука.

 

1. Конфликтология как наука о социальных конфликтах, ее объект, предмет, категориальный аппарат.

2. Становление конфликтологии как науки.

3. Место конфликтологической проблематики в теории и практике социальной работы.

 

Рекомендуемая литература:

 

*Гостев А. А. и др. На путях становления отечественной конфликтологии/ Гостев А.А.,Соснин В.А.,Степанов Е.И. //Психол.журн.-1996.-Т.17,N 2.-С.110-128.

*Зеркин [1] Д.П. Основы конфликтологии (курс лекций). Ростов-на-Дону. 1998. С. 10-38.

*Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – Гл. 1-3.

*Козырев Г.И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни.// Социально-гуманитарные знания 1999. № 1. С. 103-121.

*Конфликтология. Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.- 10-27.

*Теория социальной работы: Учебное пособие. Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – Ч.2., гл.4. С.48-60.

 

Методические рекомендации к подготовке вопросов:

Цель темы: дать общее представление о конфликтологии и ее месте в теории и практике социальной работы.

Основная сложность в изложении первого вопроса связана с крайне неоднозначной трактовкой в современной литературе статуса и содержания конфликтологии, что подтверждают приведенные ниже определения. Опираясь на них попробуйте дать собственное обоснованное определение конфликтологии ее описать ее проблемное поле и категориальный аппарат.

При ответе на второй вопрос, рекомендуется сосредоточится на причинах возникновения конфликтологии, выделить основные этапы ее формирования. Особое внимание необходимо уделить проблемам становления конфликтологии в России. Почему у нас она стала развиваться так поздно? Каковы особенности становления кофликтологии в нашей стране в настоящее время?

При ответе на третий вопрос необходимо опираться не столько на конфликтологическую литературу, где эта проблема слабо разработана, сколько на теорию и практику социальной работы. Какое место занимает конфликт и его последствия в социальной работе? Какие знания, умения и навыки необходимы социальному работнику при работе с конфликтом? В какой мере конфликтология способна ими обеспечить?

 

q Прочитайте и сравните приведенные ниже определения:

«Конфликтологиянаука о противостоянии социальных групп, слоев, индивидов.» (В.Кудрявцев, С.5)

«Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.» (С.М. Емельянов, С.12..)

«Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической работы по урегулированию конфликтов.» (А.С.Кармин, С.22)

Конфликтологиякомплексная наука, изучающая три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты и объеденяющая в единую систему не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, С.82, 87).

«В практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтологии. Конфликтолог – это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах…» (Здравомыслов А.Г. С.77..)

? Чем вызвано такое различие в подходах к определению конфликтологии в настоящее время?

Чем принципиально отличаются данные определения?

Какое из определений вам представляется наиболее убедительным? Аргументируйте свой ответ.

Объект конфликтологии –конфликт, конфликтное взаимодействие

Предмет конфликтологии –общие закономерности зарождения, развития и завершения конфликта.

 

 

Основные категории конфликтологии:

конфликт, конфликтная ситуация, противоречие, консенсус, агрессия, насилие, переговоры и т.д..

 

Функции конфликтологии:

· Объяснительная (выявляет общие закономерности развития и завершения конфликта и форм конфликтного взаимодействия)

· Конструктивная (прикладная) (предлагает надлежащие меры по преобразованию и оптимизации конфликтной ситуации)

· Прогностическая (вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития конфликтов в рамках той или иной социальной группы)

· Гуманистическая (способствует совершенствованию социа-льных отношений путем содействия формированию общественного консенсуса, обеспечения надежного и эффективного контроля за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций)

· ...?

? Подумайте, какие еще функции конфликтологии могут быть актуальны в современном обществе?

 Какие функции конфликтологии должны быть, в первую очередь, реализованы в теории и практике социальной работы?

Формирование инфраструктуры конфликтологической

практики: организационный аспект (примеры)

30-е гг. США – Федеральное агентство по посредничеству и услугам примирения;

50-60-е гг.США – Служба общинных отношений;

70-е гг. США – Академия мира и разрешения конфликтов

70-е гг.Северная Ирландия – группы национального примирения, миротворческие общины;

сер. 80-е гг. – «Международная тревога» – международная неправительственная организация, занятая «наведением мостов» между враждующими общностями.

кон. 80-х гг. – «Партнеры в демократических преобразованиях» – обучение практическим методам урегулирования конфликтов в странах Центральной, Восточной Европы и России.

? Какие закономерности можно выделить в возникновении тех или иных организаций ориентированных на разрешение конфликтов?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 508.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...