Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпоха «застоя» (1965-1984гг.) (2 часа)




Социально-экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики.

Неудача хозяйственной реформы 1965-1967-х гг. Усиление централизованного руководства экономикой. Нарастание застойных явлений в жизни общества: отставание сельского хозяйства, увеличение экспорта энергоносителей, падение темпов развития. Продовольственная программа. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. Дальнейшее сращивание партийного и государственного аппарата. Номенклатура. Правозащитная деятельность и диссидентское движение. Третья волна эмиграции из СССР. Наращивание военно-политической мощи СССР. Военно-политический паритет с США и поворот к разрядке международной напряжённости. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Политические декларации и реальные результаты «разрядки». Война в Афганистане. Ю.В. Андропов: попытка реформы на основе жёстких идейно-политических установок. К.У. Черненко: возвращение к брежневскому курсу. Необходимость и неизбежность реформ.

Семинар 13.

Брежневский «развитой социализм»: теория и реальность.

Самостоятельная работа студента (3 часа) (подготовка к семинару, написание доклада для выступления на семинаре, подготовка к оппонированию доклада)

1. Хозяйственная реформа 1965-1967-х гг., содержание, итоги. Нарастание застойных явлений в жизни общества:

2. Диссидентское движение в СССР и третья волна эмиграции.

3. Внешняя политика СССР брежневского периода. Разрядка международной напряжённости.

Литература обязательная:

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная:

1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006.С.358-376.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 2004.. С. 432-455.// http://www.twirpx.com/file/1097615/

3.Восленский М. Номенклатура. М., 1991.

4.Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999 Ч.III. Разд. 1,4. // http://nashol.com/2011091960245/kurs-sovetskoi-istorii-1941-1991-sokolov-a-k-tyajelnikova-v-s.html

5.  Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945-1991. М., 1998 // http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4018533

6. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008.

 

Источники:

1. Буковский В. И возвращается ветер… Париж, 1978 // http://www.vehi.net/samizdat/bukovsky.html

2. Буковский В. Московский процесс. Париж – Москва, 1996. // http://thelib.ru/books/bukovskiy_vladimir/moskovskiy_process_chast_1-read.html

3. Зиновьев А. Исповедь отщепенца. М, 2005.

4. Новодворская В. Над пропастью во лжи. http://www.ds.ru/books/lie.htm

5.  Подрабинек А. Диссиденты http://magazines.russ.ru/znamia/2013/11/7p.html

Тема 16.

Перестройка: СССР в 1985-1991.(4 часа)

Поиск путей модернизации страны. Апрельский (1985г.) Пленум ЦК КПСС. Новый политический курс М.С. Горбачёва. Стратегия ускорения хозяйственного развития (апрель 1985- апрель 1987гг.) и политика гласности как основа демократизации политического режима.Антиалкогольная кампания (май 1985г.)

«Перестройка». Основные направления экономической реформы 1987г. Борьба консервативной и радикальной тенденций. Статья Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами» (март 1988г.). ХIХ Всесоюзная партконференция (июнь 1988г.)

М. Горбачёв – первый президент СССР (III Cъезд Народных депутатов, март 1990г.)

Закон об общественных объединениях (1990), возрождение многопартийности. Отказ ЦК КПСС от роли партии как ядра политической системы общества, отмена 6-й Статьи Конституции СССР. Экономический кризис в стране в конце 80-х гг. Нарастание социальной напряженности в обществе. «Утечка мозгов». «Новые русские» и новые бедные.

Межнациональные конфликты. Усиление сепаратистских тенденций и «Парад суверенитетов». Августовский путч 1991г.: причины и последствия. «Беловежское соглашение». Распад СССР. Провозглашение СНГ (декабрь 1991г.)

 

Семинар 14. (2 часа)

Перестройка (1985-1991 гг.): попытка модернизации страны.

Самостоятельная работа студента (5 часов) (подготовка к семинару, написание доклада для выступления на семинаре, подготовка к оппонированию доклада и к написанию контрольной работы)

1. От командной экономики к рынку: экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг.

2. Реформирование политической системы СССР в годы перестройки: замыслы и реальность.

3.  Обострение межнациональных отношений в годы перестройки. Распад СССР.

Литература основная

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная

1. Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003 // http://www.twirpx.com/file/1097615/

2. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999 // http://nashol.com/2011091960245/kurs-sovetskoi-istorii-1941-1991-sokolov-a-k-tyajelnikova-v-s.html

3. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России. Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008.

 

Раздел 5. Современная Россия

(2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий,4 часа самостоятельной работы (подготовка к семинару) и 10 часов подготовка к экзамену.

 

Тема 17. (2 часа)

Россия постсоветская (1991-2000)

Оформление новой российской государственности

Политический курс Б.Н. Ельцина Становление рыночной экономики. Либерализация цен. Приватизация. «Шоковая терапия» и её последствия. Аграрная реформа. Кризис двоевластия 1992-1993 гг. Конституционный кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ (1993 г.) Изменения в политической системе. Федерализм и угроза распада России. Первая чеченская война 1994-1996 гг. Итоги парламенских выборов 1995 г. и президентских выборов 1996 г. Продолжение экономических реформ и их результаты. Правительственные кризисы 1998 г. Дефолт 1998 г. Попытка импичмента президента (1998). Парламентские выборы 1999 г. и добровольная отставка президента.

Семинар 15. (2 часа).

Российская Федерация на современном этапе (1991-2000)

Самостоятельная работа студента (4 часа) (подготовка к семинару, написание доклада для выступления на семинаре, подготовка к оппонированию доклада)

1.Радикальная социально-экономическая трансформация страны и её издержки.

2. Политические процессы и борьба за власть и собственность в постсоветской России.

3.Социальная, культурная и духовные сферы современного российского общества. Современная Россия в зеркале общественного мнения.

 

Основная литература:

1.Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2006. С. 493-528.

2.Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М., 2011.

 

Дополнительная литература:

1.Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: курс лекций/ Под ред. В. Никонова М., 2003.

2.Образы российской власти: от Ельцина до Путина. Под ред. Е.Б.Шестопал. М., 2008.

3.Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. М., 2007.

4. Согрин А. Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачёва до Путина. М., 2001.

 

Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме лекционных и семинарских занятий. Занятия строятся в диалоговой форме, в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, обсуждают ее в аудитории, выступают с докладами, выполняют контрольные работы.

 

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 518.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...