Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самостоятельная работа студента (5 часов) (подготовка к семинару, написание доклада для выступления на семинаре)




 

Вопросы для подготовки:

1. Условия и предпосылки формирования Российского централизованного государства.

2. Борьба альтернативных путей социально-политического развития России в ХVI в. Цели проведения опричной политики.

3. Результаты внутренней и внешней политики     Ивана Грозного.

Литература основная:

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная:

1.Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 99 – 151. // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/

2.Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964 // medievalrus.csu.ru/bible/Zimin_1964.shtml

3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. М., 2007. С. 13–73. ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1980 // www.libok.net/writer/7585/kniga/24966/skryinnikov_ruslan_grigorevich/ivan_groznyiy

5. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. Исследование социально-политической истории времён Ивана Грозного. М., 1996.

 

Раздел 2. История России в XVII в.

2 часа лекций, 2 часа семинаров, 4 часа самостоятельной работы (подготовка к семинарскому занятию)

 

 

Тема 6. Россия на пороге Нового времени ­ХVII в. (2 часа)

Экономическое и социально-политическое развитие России а ХVII в. Усиление центральной власти и возрастание роли государства – одна из ведущих тенденций мирового развития. Характерные особенности данного процесса в России.

Соборное Уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьянства. Изменения в составе правящей элиты России. Структура и компетенция Думы. Судьба Земских соборов. Социально-политические конфликты в России, их характер и направленность.

Мировая тенденция к территориальному расширению государств и её проявление в России. Политика территориальной экспансии России на западе и востоке. Борьба за выход к морям. Война с Польшей. Включение Левобережной Украины и Сибири в состав России.

Реформы Никона (1653-1656гг.) и политические последствия раскола. Социокультурная альтернатива: Никон и Аввакум. Грекофильство как духовная основа прозападных преобразований в России. Изменение отношений церкви и государства. Культурная традиция старообрядчества, её влияние на формирование культуры русского предпринимательства.

Семинар- дискуссия 3.

Зарождение абсолютизма в России (ХVII в.)(2 часа)

Самостоятельная работа студента (4 часа) (подготовка к семинару, написание доклада для выступления на семинаре, подготовка к оппонированию)

Вопросы для подготовки:

1. Характер русского общества в XVII в.: социальная структура, экономика и культура.

2. Цезарепапизм или папоцезаризм? Каковы причины раскола русской православной церкви.

3. В чём выразилось усиление абсолютистских тенденций в России?

4.Как проявилась в России мировая тенденция к территориальному расширению государств?

 

Литература основная:

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная:

1. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989 // www.twirpx.com/file/1611676/

2. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. М., 2007. С. 170–239 // ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/

3. Ключевский В.О. Курс русской истории // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ или любое издание.

4. Скрынников Р.Г. Иван Грозный; Борис Годунов. Василий Шуйский. М.,2005//http://www.libok.net/writer/7585/kniga/24966/skryinnikov_ruslan_grigorevich/ivan_groznyiy

 

Источники:

1. Котошихин Гр. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000.

2. Крижанич Ю. Политика. М., 2003.

3. ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)

4. www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)

5. www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)

6. www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.

 

 

Раздел 3. История России в новое время (XVIII - начало XX в.)

18 часов лекций, 8 часов семинарских занятий, 20 часов самостоятельной работы (подготовка к семинарам и контрольной работе)

 

Тема 7.Реформы Петра I и европейские модели модернизации. (2 часа)

Абсолютизм и национальные государства в Европе. Проявление абсолютистских тенденций в России во второй половине ХVII – ХVIII вв. и споры вокруг определения сущности политического строя страны. Цивилизационная ориентация петровских преобразований и степень их обусловленности предшествующим развитием страны. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.

Северная война – повод к реформам Петра. Военные реформы. Реформы центральных и местных государственных органов. Экономическая политика Петра I. Налоговая политика. Денежная реформа. Социальная политика Петра I. Преобразования быта и культуры. Развитие светского образования.

Методы осуществления реформирования общества и государства и проблема его цены. Проблема цивилизационного раскола общества в петровскую эпоху и его влияние на последующее развитие.

Оценки деятельности Петра I в исторической науке.

Тема 8.

Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. (2 часа)

Политическое наследие Петра при его преемниках. Предпосылки дворцовых переворотов.Борьба за власть после смерти Петра I . «Затейка верховников». Первые попытки создания «конституционно-аристократической монархии». Анна Иоанновна и первое послепетровское «успокоенное» десятилетие. Бироновщина. Дело А.П. Волынского.

Елизавета Петровна и усиление крепостничества. Борьба за «австрийское наследство» и блистательные победы русского оружия. Пётр III – «дважды наследник». Роль гвардии в политической жизни страны.

Тема 9.

 

Эпоха Просвещения в России и Западной Европе: концепция и её реализация. (2 часа)

Европейское просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. Идеи просветителей в деятельности европейских монархов, преобразовательной практике американской и французской революций. Великая Французская революция и Россия: освоение европейского опыта или консервация отсталости? Фридрих II и Екатерина II: совместимы ли абсолютная власть и рационализм эпохи Посвещения?

«Эпоха Просвещения» в России: особенности, содержание, противоречия. Екатерина II и «Золотой век» российской государственности. Расширение прав и привилегий дворянства и укрепление сословного строя в ХVIII в. Усиление крепостничества и рост феодальных повинностей крестьянства. Уложенная комиссия. «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам».

Имперская внешняя политика Екатерины II. Разделы Польши. «Непросвещённый абсолютизм» Павла I.

 

 

 Семинар –дискуссия № 4. (2 часа)

Россия императорская (ХVIII в.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...