Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационные потоки в логистике




 

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, используемой в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления логистическими операциями. Информационный поток обслуживает материальный и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

· горизонтальный и вертикальный;

· внешний и внутренний;

· входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением движения потока, скоростью передачи и приема, интенсивностью потока и другими показателями.

Пример логистической оптимизации материального потока

    

Логистический подход к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т.е. субъектов с различными экономическими интересами.

В качестве примера логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим процесс доведения, например, лакокрасочных изделий от завода-изготовителя до строящегося объекта. На рис. 1 изображены три категории участников этого процесса: завод, посредник или ПКБ и сеть строительных объектов.

 

 


     Завод                         Посредник                          Объект

 

 

                                                                    материалопотоки

 

 

Рис. 1. Участники логистического процесса

                                                   

 Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты на доставку материалов на объект. Результат достигается за счет осуществления различных мероприятий, таких как выбор поставщика, транспортной схемы, вида транспорта и многих других. Рассмотрим, что необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации расфасовки, приготовления  колора, его упаковки и доставки.

Как правило, при производстве, например, красок, используемых на строительной площадке, применяются емкости по 200 кг или другая аналогичная по объему тара. Логистически не оптимизированный материальный поток будет представлять собой движение краски в этих емкостях на протяжении всей цепи до строительного объекта.

Логистическая оптимизация процесса доведения данного материала до стройплощадки предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистического процесса, работу на так называемый общий результат.

В связи с этим очевидно, что единый собственник всех указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку и приготовление необходимого колора на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как правило, принадлежат разным собственникам. Причем проигрывают, как правило, все: завод-изготовитель и посредники - от оптового сбыта продукции, а строительная фирма - от лишних трудозатрат и потерь на объекте. Поэтому необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников, чтобы они не упускали часть возможной прибыли. Для этого необходимо совместно решить следующие задачи:

· определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных и других необходимых работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т.е. решить экономическую задачу;

· выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованной краски до строительной площадки. Сюда входят тара и оборудование;

· определить специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов тары, оборудования;

· определить средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

· договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока;

· решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например задачу оптимизации запасов на участках движения;

· решить задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий.

В результате решения вышеперечисленных задач может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком.


Этапы развития логистики

 

Сравнительно недавно началось использование принципов логистики в экономике. Примерно до начала 60-х годов производители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. В 60-х и начале 70-х годов в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без особых дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что стоимость продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенная нереализованная возможность снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности. Энергетический кризис 70-х активизировал исследования в этом направлении [1].

Главные причины, по которым с 60-х годов в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к идее логистики, заключаются в следующем:

· обеспечении конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;

· энергетическом кризисе;

· научно-техническом прогрессе и компьютеризации управления;

· переходе от рынка продавца к рынку покупателя.

Область управления материальными потоками осваивалась не сразу. Выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап - 60-е годы - характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта.

Второй этап - середина 80-х годов. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап происходит в настоящее время. Совокупность материа-лопроводящих звеньев, включающих в себя материально-техническое обеспечение производства, планирование самого производства и распределение готовой продукции, приобретает целостностный характер.

Логистика строительства развивалась несколько иначе, чем промышленная логистика. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов в нашей стране решались задачи оптимизации мощных грузовых потоков. Для решения этих задач часто разрабатывался уникальный методический аппарат. Однако эти, по существу логистические, задачи решались, прежде всего, для потоков продукции производственно-технического назначения. В конце 70-х - 80-х годах успешно решались задачи материально-технического обеспечения строящихся объектов, включая оптимизацию транспортного потока, перемещение материалов внутри строительной организации, переработку и доведение до строительной готовности [5]. В начале 90-х годов проблемой логистического подхода занимаются ученые [8,9].

 

Функции логистики

 

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

· транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

· предприятия оптовой торговли;

· коммерческо-посреднические организации;

· предприятия-изготовители,

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В табл. 2 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между  различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

 - все перечисленные функции взаимоувязаны и направлены на управление материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинен единой цели;

 - носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности.

 

Таблица 2

Основные логистические функции

Название функции

Участники логистического процесса

транспорт оптовая торговля посредники склады предприятий
1. Формирование хозяйственных связей 2. Определение объемов материалопотоков 3. Управление запасами 4. Управление перевозками +   +   + + +   +     + +   +   + +     +   + +

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...