Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Камеральные налоговые проверки




Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налого-вых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уп-латы налога, а также других документов о деятельности налогопла-тельщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка осуще-ствляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специаль-ного решения руководителя налогового органа.

НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесяч-ным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начи-нается со дня представления налоговой декларации и документов, служа-щих основанием для исчисления и уплаты налога. Проведение камераль-ной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока само по себе не

212


служит основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты не-доимки и пеней, то есть этот срок не является пресекательным.

Главным объектом камеральной проверки выступает налоговая декла-рация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и ис-численной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные сроки каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уп-лате. При этом налогоплательщик обязан представить налоговую деклара-цию вне зависимости от начисления налога по такой декларации, то есть обязанность по представлению налоговой декларации прямо не связана с наличием объекта налогообложения. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой деклара-ции по данному налоговому периоду, если иное не установлено налоговым законодательством1.

Характерен следующий прецедент: суд указал, что нормами НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности пред-ставлять в налоговый орган декларации по налогам, если налогоплатель-щик фактически не ведет хозяйственной деятельности и в связи с этим от-сутствует база для исчисления налогов2. Если налоговая декларация свое-временно не представлена, налоговый орган в соответствии со ст. 76 НК РФ вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогопла-тельщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтово-го отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии на-логовой декларации о принятии и дату ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика вклю-чения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и

1 См.: п. 7 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением отдель-
ных положений части первой НК РФ: Информ. Письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 // Вест-
ник ВАС РФ. – 2003. – № 5.

2 См.: Постановление ФАС Северо-западного округа от 23.07.02 № А26-1612/02-02-03/70 // Справочно-
правовая система «Консультант Плюс».

213


уплатой налогов. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении доку-ментов или противоречия между сведениями, содержащимися в представ-ленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требова-нием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При самостоятельном обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неточностей, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в декларацию необходимые дополнения и изменения. Статья 81 НК РФ ус-танавливает специальные правила внесения таких изменений и дополне-ний с целью стимулирования налогоплательщика действовать добросове-стно:

1) если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока ее подачи, налоговая декларация счита-ется поданной в день подачи заявления;

2) если такое заявление делается после истечения срока подачи нало-говой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогопла-тельщик освобождается от ответственности, если указанное заявление бы-ло сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом соответствующих нарушений, либо о назначении вы-ездной налоговой проверки;

3) если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уп-латы налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом соответствующих нарушений либо о назначении выездной налоговой проверки – при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Камеральная проверка складывается, прежде всего, из анализа полно-ты и своевременности представления налоговой отчетности, контроля за правильностью исчисления того или иного налога, проверки обоснованно-сти применения налоговых льгот. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и до-кументы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Большое значение имеют налоговые декларации и бухгал-терская отчетность, представленные налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды, а также информация, полученная от иных государст-венных органов. Для проверки отчетных данных активно используются разнообразные возможности и достижения компьютерной техники.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камераль-ной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответ-ствующей суммы налога и пени. Таким образом налогоплательщик ин-формируется о результатах камеральной проверки. В литературе справед-ливо отмечается, что процедура проведения камеральных налоговых про-верок прописана в законодательстве недостаточно четко. В частности, НК

214


РФ не устанавливает, каким документом должны оформляться результаты камеральной проверки – cоставление акта камеральной проверки законом не предусмотрено. Это вызывает многочисленные проблемы, в частности, по вопросу об исчислении сроков давности. В настоящее время результаты камеральных проверок оформляются докладными (служебными) записка-ми, составленными налоговыми инспекторами, проводившими проверку, на имя руководителя налогового органа. Поскольку докладная (служебная) записка – акт односторонний, ознакомление налогоплательщика с ее со-держанием не предполагается. Поэтому налогоплательщик узнает о ре-зультатах камеральной проверки только после решения руководителя на-логового органа о привлечении к ответственности.

Думается, законодателю и налоговым органам здесь следует исполь-зовать порядок, аналогичный тому, который установлен НК РФ в отноше-нии выездной налоговой проверки. Прежде всего, речь идет о составлении акта камеральной проверки, обязательном ознакомлении с ним налогопла-тельщика, наделении последнего правом представить свои письменные возражения. Учитывая большой объем работы налоговых органов, воз-можно использовать такой порядок по крайней мере в тех случаях, когда в ходе камеральной проверки обнаружены факты налоговых правонаруше-ний и речь идет о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Эта позиция находит поддержку и в судебной практике. Как указыва-ют суды, в соответствии с принципом всеобщности и равенства налогооб-ложения при осуществлении камеральной проверки и иных форм налого-вого контроля налоговым органам необходимо соблюдать процедуры про-изводства по делу о налоговом правонарушении, аналогичные установлен-ным НК РФ для выездных налоговых проверок. НК РФ не предусматрива-ет упрощенную процедуру привлечения к налоговой ответственности. На-логоплательщику во всяком случае должно гарантироваться право на представление своих интересов в налоговых правоотношениях и дачу по-яснений по вопросам исчисления и уплаты налогов. Поэтому при выявле-нии факта налогового правонарушения в ходе камеральной налоговой про-верки налоговый орган обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении, и предложить представить свои объяснения и возражения1.

Отдельные авторы считают, что привлечение к налоговой ответствен-ности по результатам камеральной налоговой проверки недопустимо, по-скольку прямо не предусмотрено нормами НК РФ; обнаружение в ходе камеральной проверки фактов налоговых правонарушений является лишь основанием для назначения и проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой и возможно привлечение к налоговой ответствен-ности. С таким мнением нельзя согласиться.

Нормы НК РФ определяют порядок производства по делу о налоговом правонарушении вне зависимости от того, было ли оно выявлено в резуль-

1 См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.02.01 № А05-6940/00-480/13, от 12.02.01 № А44-2014/00-С9 и др. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

215


тате камеральной или выездной налоговой проверки. Целый ряд правона-рушений – непредставление налоговой декларации, нарушение срока пред-ставления сведений об открытии и закрытии счета в банке – выявляются именно в ходе камеральных проверок. Откладывать возбуждение налого-вого производства по правонарушениям, выявленным в ходе камеральных проверок, вплоть до проведения выездной проверки крайне нецелесооб-разно. Разумеется, существует проблема правовой неопределенности в ре-гулировании отдельных аспектов организации и проведения камеральных налоговых проверок, которые должны быть решены законодателем в пер-воочередном порядке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...