Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности




К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся: 1) залог имущества; 2) поручительство; 3) пеня; 4) приоста-новление операций по счетам в банке; 5) наложение ареста на имущество налогоплательщика. Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате нало-гов и сборов, последние два – к административно-правовым. Закреплен-ный в ст. 72 НК РФ перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях не могут применяться иные меры обеспечения, преду-смотренные, в частности, ст. 329 ГК РФ – неустойка, удержание, задаток, банковская гарантия и др. Все способы обеспечения в налоговом праве но-сят исключительно имущественный характер.

Статья 329 ГК РФ прямо называет залог и поручительство в числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. НК РФ уста-навливает, что к правоотношениям, возникающим при установлении зало-га и поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанно-стей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательст-вом (п. 7 ст. 73, п. 6 ст. 74 НК РФ). Таким образом, нормы гражданского законодательства, регулирующие институты залога и поручительства, вы-

190


ступают здесь в качестве общих норм, а соответствующие нормы НК РФ – специальных. Поэтому и соотносятся они следующим образом: примени-тельно к залогу и поручительству в налоговых правоотношениях приме-няться должны соответствующие нормы ГК РФ, если иное не установлено налогово-правовыми нормами. То есть действует принцип lex specialis derogat generali – приоритет специальной нормы перед общей.

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения огра-ничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанно-сти, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осу-ществить принудительное взыскание налога.

Способы обеспечения можно классифицировать по функционально-целевому критерию на способы обеспечения добровольной уплаты налогов (залог имущества, поручительство и пеня) и способы обеспечения прину-дительного взыскания налогов (приостановление операций по счетам в банке и арест имущества).

Залог как способ обеспечения налоговой обязанности представляет собой соглашение между залогодателем и налоговым органом (залого-держатель), в силу которого последний имеет право в случае неисполне-ния налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисленных пеней осуществить исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогода-телем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

Предметом залога по договору между налоговым органом и залогода-телем выступает любое имущество, в отношении которого может быть ус-тановлен залог по гражданскому законодательству, за исключением иму-щества, выступающего предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.

Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем (ст. 73 НК РФ).

Поручительство обязательство третьего лица перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причи-тающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, где поручителем могут выступать как юридические, так и физические лица. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

191


При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности пору-читель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Это оз-начает, что налоговые органы вправе направить требование об уплате не-посредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручи-теля производится налоговым органом в судебном порядке. После испол-нения поручителем взятых на себя обязательств к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнени-ем обязанности налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).

Пеня денежная сумма, которую налогоплательщик или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством. Сумма пеней уплачивается помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также мер ответст-венности за налоговые правонарушения.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем, установлен-ным для уплаты налога. Таким образом, уплату пеней законодатель связы-вает не с налоговым или отчетным периодом, а со сроком уплаты налога. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или же на имущество наложен арест. Взыскание пеней с организаций производится в бесспорном поряд-ке, с физических лиц – в судебном (ст. 75 НК РФ).

Следует отметить, что правовая природа пени в гражданском и нало-говом законодательстве кардинально различается и поэтому нормы граж-данского законодательства, регулирующие институт пени, в налоговых правоотношениях применяться не могут1.

Гражданско-правовая доктрина и законодательство определяют пеню как вид неустойки, то есть меру ответственности, взыскиваемую в су-дебном порядке. Таким образом, пеня в гражданских правоотношениях выполняет карательно-штрафную функцию и представляет собой санкцию, при наложении которой учитывается принцип однократности наказания. Пеня как налогово-правовая категория выступает в качестве меры обеспе-чительного характера, взыскиваемой наряду с недоимкой. Таким образом, пеня в налоговых правоотношениях не является мерой ответственности, ее функция – компенсационно-восстановительная. Как видим, ситуация с пе-ней лишний раз подтверждает правило, что содержание любого отраслево-

1 В данном случае речь идет исключительно о пенях как способах обеспечения исполнения налоговой обязанности, установленной ст. 75 НК РФ. Налоговое законодательство использует пеню и в качестве штрафных санкций, налагаемых согласно ст.ст. 133 и 135 НК РФ за нарушения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

192


го термина должно определяться лишь применительно к конкретным пра-воотношениям.

«По смыслу ст. 57 Конституции РФ – отметил КС РФ – налоговое обя-зательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определен-ный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате не-своевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесен-ного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнитель-ный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в ре-зультате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщи-ков вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона и не противоречит Конституции РФ. С другой стороны, налоговые санкции в виде штрафов по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а каратель-ный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, со-вершенное умышленно либо по неосторожности» (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П). Таким образом, КС РФ приравнял пеню в сфере нало-гообложения к недоимке, то есть к «основному долгу» налогоплательщика перед государством.

В другом постановлении КС РФ подчеркнул, что «в целях обеспече-ния выполнения публичной обязанности каждого платить законно уста-новленные налоги и сборы, а также возмещения ущерба, понесенного каз-ной в результате неисполнения этой обязанности, законодатель вправе ус-танавливать меры налогового принуждения в связи с несоблюдением за-конных требований государства. Эти меры могут быть как правовосстано-вительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его кон-ституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания)» (Постановление КС РФ от 15.07.99 № 11-П).

Таким образом, меры налогового принуждения налоговыми санкция-ми не исчерпываются. На наш взгляд, предусмотренные налоговым зако-нодательством меры налогового принуждения включают как минимум три разновидности: 1) меры пресечения (арест имущества, изъятие вещей и до-кументов, приостановление операций по банковским счетам и др.); 2) меры восстановительного характера (взыскание недоимки и пени); 3) меры от-ветственности (взыскание налоговых санкций).

Специфика пени как меры восстановительного характера в отличие от налоговой санкции, с одной стороны, и пени как формы неустойки в граж-данском законодательстве – с другой, состоит в следующем:

193


Во-первых, отсутствует причинно-следственная связь между начисле-нием пени и налоговым правонарушением, выступающим единственным законным основанием налоговой ответственности. То есть пеня не являет-ся налоговой санкцией. Действительно, налоговая санкция всегда пред-ставляет собой ответ государства на налоговое правонарушение, каратель-ная функция налоговой ответственности предполагает возмездие. Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Нет правонарушения – нет и от-ветственности. Как видим, налоговое правонарушение и налоговая санкция имманентно связаны между собой как причина и следствие, где первое вы-ступает необходимой предпосылкой и основанием второго.

В то же время основанием для взыскания пени выступает не правона-рушение, а недоимка – несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога. Нередки ситуации, когда пеня взыскивается без привлечения лица к налоговой ответственности, то есть мы имеем дело с объективно-противоправными деяниями. Следовательно, взыскание пени обусловлено исключительно просрочкой исполнения налоговой обязанности, независи-мо от того, является просрочка результатом правонарушения или нет.

Во-вторых, для начисления пени не имеет значения виновность нало-гоплательщика. В п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» специально подчеркивается, что в силу ст.ст. 106, 108, 109 НК РФ вина является обяза-тельным условием привлечения лица к ответственности за налоговое пра-вонарушение. В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штра-фов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответ-ственности (ст.ст. 72 и 75 НК РФ).

В-третьих, в то время как налоговые санкции выполняют карательно-штрафные и превентивно-воспитательные функции, функционально-целевое назначение пени несколько иное: компенсировать потери государ-ственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в слу-чае задержки уплаты налога. Главная задача пени состоит в том, чтобы добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать нарушителя. Как верно замечает В.Д. Ардашкин, назначение восстанови-тельных мер принуждения состоит в том, чтобы «восстановить нормаль-ные правовые связи и отношения путем понуждения субъекта к исполне-нию ранее возложенной, но не выполненной юридической обязанности»1.

В-четвертых, санкции – это всегда дополнительное обременение для нарушителя, в то время как применение восстановительных мер означает лишь принудительное исполнение основной обязанности. Взыскание пени не выходит за рамки налогового обязательства как такового, то есть у пени

1 Ардашкин В.Д. О принуждении по советскому праву // Сов. государство и право. – 1970. – № 7. – С. 37.

194


и недоимки одна правовая природа. Условно говоря, пеня – это и есть не-доимка, «возросшая» за время просрочки по уплате налога (точнее, пеня представляет собой этот «прирост» недоимки).

«Восстановление нарушенного права предполагает достижение опре-деленной эквивалентности, то есть предоставление потерпевшему субъек-ту объема прав, который он потерял в результате правонарушения. Однако это не является ответственностью, поскольку здесь нет дополнительных обременений для правонарушителя, помимо исполнения им обязанности, существовавшей до правонарушения»1.

В отличие от пени, налоговые санкции по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового; они носят не восстанови-тельный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое пра-вонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное винов-ное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (Постанов-ление КС РФ от 17.12.96 № 20-П).

В-пятых, размер пени как формы неустойки нормативно не лимити-рован и устанавливается договором, стороны которого могут определить размер пени достаточно произвольно, не привязывая его к каким-либо объективным показателям (ставка рефинансирования, уровень инфляции и т.д.). Размер пени как меры обеспечения налоговой обязанности устанав-ливается императивно законом и принимается равной 1/300 действующей во время просрочки уплаты налога ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). При этом в отличие от применения налоговых санкций раз-мер пеней не увязывается с наличием объективных или иных причин, в том числе и форс-мажорных. Уменьшение размера начисленных пеней вследствие явной несоразмерности их общей сумме недоимки не допуска-ется.

Исчисление пени можно представить формулой П = Н х Р/300 х Т,где П – размер пени, Н – сумма недоимки, Р – ставка рефинансирования, Т – период просрочки. Если в период просрочки ставка рефинансирования из-меняется, то данный период разбивается на части и пеня рассчитывается отдельно по каждой из них.

В-шестых, взыскание штрафных санкций (включая пеню в как меру гражданско-правовой ответственности) возможно только в судебном по-рядке; в налоговой праве применяется упрощенный порядок взыскания пени, применяемый при взыскании недоимки. В частности, пеня с налого-плательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей взы-скивается в бесспорном порядке. Кроме того, трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) установлен только в отношении налоговых санкций, поэтому не может применяться к отношениям по взысканию недоимки и пени. Истечение срока давности исключает возможность привлечения нарушителя к налоговой ответствен-

1 Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. – М., 1998. – С. 18-19.

195


ности, но не освобождает его от обязанности уплатить недоимку и пени. Таким образом, обязанность по уплате пени носит бессрочный характер.

В-седьмых, при применении пени как санкции должен учитываться принцип однократности наказания: за одно и то же нарушение не может применяться двойная ответственность, то есть две меры гражданско-правовой ответственности1. Одновременное же наложение налоговой санкции и пени не нарушает принципа однократности наказания, посколь-ку в таком случае применяются не две санкции, а санкция и восстанови-тельная мера, обеспечивающая исполнение налоговой обязанности.

Приостановление операций по счетам в банке представляет собой прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщи-ка или налогового агента. Эта мера применяется для обеспечения испол-нения решения о принудительном взыскании налога.

Согласно ст. 76 НК РФ операции по счетам налогоплательщика могут быть приостановлены в трех случаях: 1) организация своевременно не вы-полняет требование налогового органа об уплате налогов; 2) организация или индивидуальный предприниматель не представляют налоговую декла-рацию в налоговый орган в течение двух недель по истечении установлен-ного срока; 3) организация или индивидуальный предприниматель отказы-ваются представить налоговые декларации. В последних двух случаях приостановление операций по счетам отменяется не позднее одного опера-ционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиками налоговой декларации.

Таким образом, в отношении индивидуального предпринимателя при-остановление операций по его счетам в банке может быть применено толь-ко в случае непредставления или отказа от представления в налоговый ор-ган налоговой декларации, в отношении же организации эта мера приме-няется также и в целях обеспечения исполнения решения о взыскании не-доимки и пеней. Поскольку ст. 76 НК РФ не содержит специальных правил о порядке применения указанной меры к налогоплательщикам - индивиду-альным предпринимателям, при разрешении споров, связанных с приоста-новлением операций по их банковским счетам, судам необходимо руково-дствоваться положениями НК РФ, регламентирующими порядок приоста-новления операций по банковским счетам налогоплательщиков-организаций2.

Решение о приостановлении операций должно быть доведено до све-дения налогоплательщика - под расписку или иным способом, свидетель-ствующим о дате получения решения. Приостановление операций налого-плательщика-организации по счетам в банке действует с момента получе-ния банком соответствующего решения и до его отмены. Приостановление

1 Данное положение выработано судебно-арбитражной практикой и носит характер важнейшего судеб-
ного прецедента (См.:, в частности, Постановления Президиума ВАС РФ от 16.09.97 № 3077/97, от
10.03.98 № 5002/97, от 20.04.99 № 7222/98 и др.).

2 См.: п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения час-
ти первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 7.

196


операций по счетам отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, под-тверждающих выполнение лицом решения о взыскании налога.

Банк не отвечает за убытки, понесенные организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Арест имущества - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности на-логоплательщика (налогового агента) в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества применяется только к организациям при одновременном наличии двух ус-ловий: 1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в уста-новленный срок обязанности по уплате налога; 2) достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество1.

Арест имущества может быть полным или частичным. Полный арест имущества предполагает такое ограничение прав налогоплательщика в от-ношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться аресто-ванным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуще-ствляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) орга-на. Частичный арест - ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа.

Арест применяется только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика и может быть наложен на все его имущест-во. При этом должен соблюдаться принцип необходимой достаточности, то есть стоимость арестованного имущества должна быть обоснованной -необходимой и достаточной для исполнения налоговой обязанности. Та-ким образом, аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.

Арест имущества производится с санкции прокурора при обязатель-ном участии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при аре-сте имущества лично либо в лице своего представителя. В ночное время проведение ареста не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. В протоколе об аресте имущества либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных призна-ков предметов, а при возможности - их стоимости. Налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, но сама по себе подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

1 Приказом МНС РФ от 31.07.2002 № БГ-3-29/404 утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.

197


Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допуска-ются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основани-ем для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ.

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должно-стным лицом налогового (таможенного) органа при прекращении обязан-ности по уплате налога.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...