Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 5. Элементы теории вероятностей и математической статистики




Случайные события и их вероятности.

Математическая статистика.

Применение комбинаторики к подсчету вероятности.

Пример 1:

В партии из N деталей имеется n бракованных. Какова вероятность того, что среди наудачу отобранных k деталей окажется s бракованных?

Решение.

Количество всех элементарных исходов равно . Для подсчета числа благоприятных случаев рассуждаем так: из n бракованных можно выбрать s деталей способами, а из N – nнебракованных можно выбрать

k – s небракованных деталей способами; по правилу произведения число благоприятных случаев равно . Искомая вероятность равна:

 

p =    (1)

 

Замечание:

Всякое k-членное подмножество n-членного множества называется сочетанием из n элементов по k.

Число различных сочетаний из n элементов по k обозначается .

Справедлива формула

 =  ,  (2)

n! =1 2 3 4 n

 

Пример 2:

В партии из 12 деталей имеется 7 стандартных. Найти вероятность того, что среди шести взятых наугад деталей 4 стандартных.

Решение.

Искомую вероятность найдем по формуле (1) для случая

N =12, n =7, k = 6, s = 4.

p =  =  =  = .  

Пример 3:

Имеется набор разноцветных шариков, среди которых 5 синих, 3 красных и 2 зеленых. Наугад извлекают 4 шарика. Найти вероятность того, что среди извлеченных шариков 2 синих, 1 красный и 1 зеленый.

Решение

 Для определения вероятности случайного события будем использовать классическую формулу , в которой n – число всех возможных исходов, m- число исходов, благоприятных появлению события. В задаче значения этих величин следует находить при помощи сочетаний.

Пример 4:

Из карточек разрезной азбуки составлено слово «панорама». Карточки перемешали и наудачу по одной извлекают 5 карточек, выкладывая их в порядке извлечения. Найти вероятность того, что окажется составленным слово «роман».

 

Решение

В этой задаче можно воспользоваться произведением зависимых случайных событий

А – получение слова «роман»; В1 – извлечение первой карточки с буквой «р»;

В2 – извлечение второй карточки с буквой «о»; и т.д. Тогда А=В1 . В2 . В3 . В4 . В5

 Р(А)=Р(В1) . Р(В2) . Р(В3) . Р(В4) . Р(В5)=

 

Пример 5:

В трех ящиках имеется по 6 одинаковых изделий, среди которых соответственно 2,  

1, 3 бракованных. Наугад из каждого ящика извлекают по одному изделию. Найти вероятность того, что среди них окажутся два качественных и одно бракованное изделия.    

 Решение

Для решения задачи рассмотрим события: А – извлечение двух качественных и одного бракованного изделий, В1 – извлечение качественного изделия из первого ящика;

В2 – извлечение качественного изделия из второго ящика; В3– извлечение качественного изделия из третьего ящика; извлечение бракованного изделия для каждого ящика является событиями Составим событие А и вычислим его вероятность

   

 

Пример 6:

Вычислить математическое ожидание и дисперсию случайной величины, составить функцию распределения, начертить многоугольник распределения и график функции распределения. Имеется заданный ряд распределения дискретной случайной величины

             

хi -1 2 6
pi 0,5 0,3 0,2

 

Для вычисления математического ожидания воспользуемся формулой   

Получим M(X)=(-1).0,5+2.0,3+6.0,2=1,3

Для вычисления дисперсии воспользуемся двумя соотношениями, одно из которых соответствует определению дисперсии, другое – ее свойству.

В примере получим: D(X)=(-1-1,3)2 . 0,5+(2-1,3)2 .  0,3+(6-1,3)2 . 0,2=7,21

M(X2)=(-1)2 . 0,5+22 . 0,3+62 . 0,2=8,9

D(X)= 8,9 – 1,32 =7,21 (значения должны совпадать)

Для построения многоугольника распределения нужно на координатной плоскости построить точки (xi ;pi) и последовательно их соединить отрезками.

Для построения функции распределения воспользуемся схемой:

              

В примере получим

Используя значения заданного примера получим графики:

                  

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание №1.

Номер варианта Задание: Найти произведение матриц АВ = С, если А, В даны:
1 А = , В =
2 А = , В =
3 А = , В =
4 А = , В =
5 А = , В =
6 А = , В =
7 А = , В =
8 А = , В =
9 А = , В =
10 А = , В =

 

Задание №2.

Номер варианта Задание: Вычислить предел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Задание №3.

Номер варианта

Задание:

Выполнить действия

1 (1+3i)+(-3+i) (5-3i)×(2-5i) (5+4i)-(-3+4i) (2+3i)/(2-3i)
2 (-4+3i)+(4-3i) (3+5i)×(2+3i) (4+2i)-(-1+2i) (5-4i)/(-3+2i)
3 (-2+5i)+(2-5i) (3-4i)×( -7+3i) (7-2i)-( -4+3i) (-5+2i)/(6-7i)
4 (3-4i)+(-3+4i) (6+7i)×(-5+2i) (-9+4i)-( 3+5i) (1+8i)/( -3+i)
5 (7-2i)+(-7+3i) (1+8i)×(-9+4i) (2+3i)-(-3+i) (-8+i)/(7-2i)
6 (-5+2i)+(5-2i) (3+4i)×( -8+i) (-3+4i)-(6+7i) (6-7i)/( -1+2i)
7 (-6+7i)+(6-7i) (7-2i)×( -3+i) (3+5i)-(-9+4i) (3+4i)/( -5+2i)
8 (1+8i)+(-8+i) (2+3i)×(6-7i) (-5+2i)-(3+4i) (-9+4i)/(5-7i)
9 (-9+4i)+(9-4i) (-5+2i)×( 7-2i) (-4+3i)-( 2+3i) (6+7i)/( 1+8i)
10 (8-5i)+(-8+5i) (-1+2i)×(6+7i) (7-5i)-(-8+i) (3+5i)/(-4+3i)

 

Задание  № 4.

№ варианта Задание: Исследовать свойства функции и построить её график
1 y =
2 y =
3 y =
4 y =
5 y =
6 y =
7 y =
8 y =
9 y =
10 y =

Задание № 5.

Номер варианта

Задание:

Найти интегралы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Задание № 6.

Номер варианта Задание: Решить задачу
1 В партии из 8 деталей имеется 6 стандартных. Найти вероятность того, что среди пяти взятых наугад деталей ровно три стандартных.
2 В цехе работают 6 мужчин и 4 женщины. По табельным номерам наудачу отобраны 7 человек. Найти вероятность того, что среди отобранных лиц окажутся 3 женщины.
3 В группе 12 студентов, среди которых 8 отличников. По списку отобраны 9 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов пять отличников.
4 В урне 5 белых и 4 черных шаров. Из урны наугад вынимают 3 шара. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров будет 2 белых.
5 В партии из 10 деталей имеется 8 стандартных. Найти вероятность того, что среди 6 взятых наугад деталей ровно 4 стандартных.
6 В группе 16 студентов, среди которых 10 отличников. По списку отобраны 12 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов 6 отличников
7 В цехе работают 7 мужчин и 5 женщин. По табельным номерам наудачу отобраны семь8 человек. Найти вероятность того, что среди отобранных лиц окажутся 4 женщины.
8 В урне 7 белых и 5 черных шаров. Из урны наугад вынимают 6 шаров. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров будет 4 белых.
9 В партии из 12 деталей имеется 8 стандартных. Найти вероятность того, что среди 7 взятых наугад деталей ровно 5 стандартных.
10 В группе 14 студентов, среди которых 9 отличников. По списку отобраны 11 студентов. Найти вероятность того, что среди отобранных студентов 5 отличников

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1. Математика: учебник. А.А. Дадаян. – М. : ФОРУМ, 2008

2. «Общий курс высш. математики» под ред. Ермакова Е.И. М., ИНФРА-М,2004

3. Математика: учебник для студ. сред. проф. учреждений; С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; - М.: Издательский центр «Академия», 2010

4. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник Е.С. Кочетков, С.О. Смерчинская, В.В. Соколов; – М. - ФОРУМ, 2008

5.  Дискретная математика – учебное пособие. Макоха А.Н., Сахнюк П.А., Червяков Н.И.: учеб. Пособие – М. : ФИЗМАТЛИТ, 2005

6. Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.-256 с.

7. Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990-576 с.

8. Пехлецкиий И.Д. Математика: учебник.- М., 2003.

 

Дополнительные источники:

1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. -11-е изд.,стер. –М.: Мнемозина, 2010.-399 с.

2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича.-10-е изд., стер.-М.: Мнемозина,2009.-239 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ

 

 

 

                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ТАБЛИЦА ПЕРВООБРАЗНЫХ

 (НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ ИНТЕГРАЛ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...