Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 9. Выполните практикум по нормам русского языка.




1.Расставьте ударение в словах.

Свёкла, добрала, сверлишь, центнер, сироты, довезённый, снята, убыстрить, (она) сера, углубить, цемент, цепочка,челюстей, сняла, дефис, сверлит,убрала, диспансер, добела, сливовый, добралась, укрепит, доверху.

2.Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу.

Список рекомендуемой литературы:

 

1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов-на-Дону, 2004.

2.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб.  - М., 2010.

3.Маслов В.Г. Культура русской речи / В.Г. Маслов. – М., 2010.

4.Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культуры речи: учебное пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. – М., 2001.

5.Прияткина А.Ф. Русский язык и культура речи / А.Ф. Прияткина.–Владивосток, 2005.

6.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М., 2001.

7.Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2013.

8.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.

9.Шупенина В.И. Культура речи: учебное пособие / В.И. Шупенина– Омск, 2005.

 



Тема 12. Научный стиль и его особенности

Цель:сформировать знания о научном стиле речи, его языковых особенностях.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание о научном стиле речи и его характеристиках; знание о подстилях и жанрах научного языка; формирование умения использовать языковые средства, присущие научному стилю речи, в соответствии с ситуацией общения; формирование умения составлять аннотации, писать рефераты; тренировка навыков конспектирования.

Актуальность темы заключается в том, что уровень владения человеком научным стилем речи в своей сфере деятельности определяет степень его профессиональной пригодности. Поэтому ознакомление студентов-нефилологов с языковыми особенностями текстов нефтегазовой отрасли и научного стиля языка в целом необходимо.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Научный стиль речииспользуется в сфере науки и техники. Его главная задача – сообщить и логически доказать истинность сообщаемого (информационно-аргументативная функция). Стилистические особенности научного стиля речи – точность, абстрактность, объективность, отстраненность авторской позиции, обобщенность, логичность и последовательность изложения; преобладает монологическая речь; стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи.

В рамках научного стиля речи выделяются подстили (Рисунок 12.1.):

Подстили научного стиля
научно-учебныйподстиль(допускается употребление экспрессивно окрашенных и образных языковых средств; отличается большей системностью изложения, что связано с его основной задачей – научить основам определенной дисциплины)  
собственно научный (академический) подстильявляется ядром научного стиля. Ему присущи такие черты как точность, ответственность, обобщенность, логичность. На академическом подстиле пишутся научные монографии, статьи, диссертации, ведутся дискуссии между учеными.
научно-популярныйподстиль (его задача заключается в том, чтобы заинтересовать массового читателя, побудить его к повышению своего культурного уровня, уровня знаний).    
научно-технический подстильупотребляется в производственной сфере. В меньшей степени свойственна отвлеченность, в силу необходимости конкретного описания производственных процессов. Вданномотношении сближается с языком документов, официально-деловым стилем.

 

 


Рисунок 12.1.Подстили научного стиля

Научный стиль речи имеет характерные языковые особенности (Рисунок 12.2):

Языковые особенности научного стиля речи
Синтаксические особенности:  Прямой порядок слов, использование словосочетаний «существительное + существительноевродительном падеже» преобладание простых распространенных и сложноподчиненных предложений; широкое использование пассивных, неопределенно-личных, безличных конструкций;вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов, наличие графической информации: формул, таблиц, графиков и т. п.  
Морфологические особенности: Явное преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значениемпризнака, действия,состояния, Частотностьформ родительногопадежа, употребление единственного числа взначении множественного, глагольных форм во вневременном значении, широкое употребление формы несовершенного вида, преобладание местоимений 3-го лица, кратких прилагательных и др.  
Лексические особенности: Однозначность слова, научая терминология, общенаучная и книжная лексика, явное преобладание абстрактной лексики над конкретной, употребление общеупотребительных слов в номинативном значении, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики, сочетания терминологического характера, речевые клише.  

 

 


Рисунок 12.2. Языковые особенности научного стиля

 

Широко известными жанрами научного стиля являются статья, монография, диссертация, доклад, лекция, рецензия, отзыв, резюме, реферат, аннотация, курсовая (дипломная) работа, учебник, учебно-методическое пособие и др.

Аннотация (от лат. Annotatio–замечание, пометка) – краткая характеристика книги или статьи, она содержит перечень основных тем, разделов или вопросов, рассматриваемых в работе. Аннотация на книгу может включать также указание на специфику изложения материала и адресат, т.е. для кого она предназначена. В начале аннотации дается библиографическое описание работы. Аннотация дает возможность читателю определить, насколько книга может быть ему необходима. Кроме того, умение аннотировать литературу, которую прочитал студент, помогает овладеть навыком реферирования.



Образец аннотации

Справочное руководство по проектированию разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Добыча нефти/ Под ред. Ш.К. Гиматудинова. – М.: ООО ТИД «Альянс», 295. – 455с.

В справочном руководстве изложены основные данные по технологии добычи нефти и оборудованию скважин при различных способах эксплуатации нефтяных месторождений. Описаны основные методы воздействия на призабойную зону и нефтесодержащий пласт. Изложена методика выбора систем промыслового обустройства.

Первое издание было выпущено в 1983 году издательством «Недра».

Справочное руководство рассчитано на студентов нефтяных вузов и факультетов, а также инженерно-технических работников нефтяной промышленности.

Реферат (от лат. referre – «докладывать, сообщать») – краткое, обычно письменное, изложение научной работы (книги, статьи или нескольких научных работ). При изложении одной работы обычно указывается тема и композиция реферируемой работы, основные ее положения с приведением аргументов, иногда в реферате содержится описание методики, проведение эксперимента, результатов и выводов исследования. Данный тип реферата называется информационным.

Существуют и специальные реферативные журналы, которые содержат такие рефераты и знакомят тем самым читателей с новейшей литературой в различных областях научных знаний. Цель реферирования: создать «текст о тексте».

На общеинженерных кафедрах и кафедрах общественных дисциплин студенты обычно пишут рефераты на темы, которые им предлагаются. Для выполнения тематических рефератов необходимо привлечение нескольких источников, по крайней мере двух научных работ. Такой реферат является обзорным.

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта. К написанию реферата по специальности предъявляются определенные требования:он должен раскрыть основные положения и концепции текста-источника, их изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту. Избегайте связки типа: в 1 параграфе, во 2 абзаце и т.п. Рефератв отличие от аннотации, тезисов и конспекта представляет собой законченный текст. Это не конспект, разбавленный «скрепами» типа далее автор утверждает, рассматривает... Злоупотребление цитатами превращает реферат в конспект. Он может содержать оценку (согласие/несогласие) каких-либо положений автором реферируемой работы (нельзя не согласиться, ученый в выгодном свете иллюстрирует и др.).

В научном стиле речи часто используются цитаты. Бывают разные виды цитирования. Цитаты всегда ставятся в кавычки и оформляются следующим образом:

1.Цитата стоит после слов составителя реферата. Например: Автор статьи говорит: «В России произошел стремительный рост национального самосознания».

2.Цитата стоит перед словами составителя реферата. Например: «В России стремительный рост национального самосознания», – пишет автор статьи.

3.Слова составителя реферата стоят в середине цитаты. Например: «В России, – пишет автор статьи, – сейчас стремительный рост национального самосознания».

4.Цитата включается в слова составителя реферата. Например: Автор статьи утверждает, что «в России произошел стремительный рост национального самосознания».

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.В какой сфере используется научный стиль речи? Какова его главная задача?

2.Назовите стилистические особенности (черты) научного стиля?

3.Какие подстили научного стиля сформировались в русском языке? Охарактеризуйте их.

4.Какие языковые особенности имеет научный стиль на уровнях лексики, морфологии и синтаксиса?

5.Какие жанры научного стиля Вы знаете?

6.Что такое аннотация? Из чего она состоит?

7.Дайте определение реферату. Назовите виды рефератов.

8.Как правильно оформлять цитаты?

Задание 2.Объясните значение слов и словосочетаний научного стиля. Как называется данный тип слов? В чем их специфика? При необходимости используйте словарь, данный в списке литературы.

Материал шва, медио, обечайка, одоризация газа, опора крана, относительная деформация просадочности, патрубок, парк машин, погрузчик, гидравлическая подушка, помпаж, полипласт, резервуарный парк, сварочный ролик, свайный фундамнент.

Задание 3.Докажите, что представленные тексты относятся к научному стилю, определите их подстиль, жанр, назвав цель и средства речи. Уточните, к какой области знаний принадлежат тексты?

Текст 1

Двухшарошечные долота

Двухшарошечные долота выпускаются ОАО «Уралбурмаш» как с фрезерованными зубьями (Н93С-ЦВ, П112М-ЦВ, II112C- ЦВ-1, П132М-ЦВ), так и со вставными твердосплавными зубка­ми сферической формы (Н93К-ЦВ).

Для подачи бурового раствора на забой скважины в корпусе долот всех типов предусмотрено центральное отверстие круглого сечения.

5.1.3. ОДНОШАРОШЕЧНЫЕ ДОЛОТА

ОАО «Уралбурмаш» освоил производство одношарошечных долот I161C3-Hи долот диаметрами 139,7; 161; 190,5; 215,9 мм типа СЗ-АУ.

Долото I161M3-H(рис. 5.4) предназначено для бурения в аб­разивных породах средней твердости. Опора шарошек долота диаметром 161 мм типа СЗ состоит из трех подшипников сколь­жения и двух шариковых подшипников, один из которых замко­вый. Шарошка оснащена 64 твердосплавными зубками, которые расположены по двухзаходной спирали. Для подачи бурового раствора на забой в корпусе долота предусмотрено наклонное промывочное отверстие круглого сечения, а на корпусе шарошки выполнены дополнительные продольные пазы.


Долота И39.7СЗ-АУ, 1161СЗ-АУ, И90,5СЗ-АУ и 1215,9СЗ- АУ также предназначены для бурения абразивных пород средней твердости. Герметизированные маслонаполненные опоры этих долот состоят из трех подшипников скольжения и одного шари­кового (замкового) подшипника (рис. 5.5).

Текст 2

Классификация нефти

Нефть – сложное вещество. Основными химическими элементами, которые входят в состав нефти, являются углерод и водород.

Нефти в зависимости от места добычи различаются по составу и свойствам. Существует несколько вариантов классификации нефти.

По плотности нефть делится на лёгкую, утяжелённую и тяжёлую.

По химическому составу нефть можно разделить на парафиновую, нафтеновую и промежуточную (на нефть парафинового, нафтенового (беспарафинового) и промежуточного основания).

Текст 3

Что такое нефть?

Нефть известна человеку около 4 (четырёх) тысяч лет. В мире есть две жидкости: вода – основа жизни и всего живого и нефть (нефтепродукты) – основа «жизни» техники, машин, механизмов. Нефть называют «черным золотом», «кровью современной цивилизации».

Нефть представляет собой сложную смесь. В одной капли нефти содержится около 900 (девятисот) химических соединений, более половины химических элементов таблицы Менделеева.

Нефть относиться к горючим ископаемым. Она состоит в основном из улеводородов. Углерод и водород – это основные химические элементы, изкоторых состоит нефть. В нефти встречаются сера, кислород и азот.

Задание 4.К какому подстилю относится данный текст?Мотивируйте свой ответ. Произведите стилистический перевод текста с научно-популярного в академический.

Значение нефти и газа

Как вы знаете, нефть известна человеку около 4 (четырёх) тысяч лет. Не возможно себе представить жизнь современного человека без этого продукта. Топлива и смазочные материалы, мебель и одежда, автомобильные шины, посуда, краски, лаки и многие другие ежедневно используемые предметы связаны своим происхождением с нефтью и природным газом.

Нефть, в отличии от других горючих ископаемых, состоит в основном из углеводородов, которые содержат водород и поэтому выделяют значительное количество тепла при сгорании. Нефть – это основной источник энергии и тепла. С помощью 100 г нефти можно вскипятить 5-7 л воды.

Нефть – это своеобразный склад различных химических соединений. Нефть и газ широко используются для производства разнообразных органических химических продуктов. Отрасль химии, которая занимается производством продуктов из нефти, получила название «нефтехимия», или «нефтехимический синтез».

О нефти, нефтяной и газовой индустрии пишут учёные, инженеры, экономисты, журналисты и писатели, историки и политики. Только о теории происхождения нефти написано более 30 (тридцати) тысяч статей.

Чётко не определились три основных направления использования нефти:

− на энергетические нужды (например, на тепловых электростанциях в качестве топлива используют такой нефтепродукт, как мазут),

− в качестве сырья для производства нефтепродуктов (бензин, керосин, нефтяные масла и другие продукты, которые получают без химического воздействия),

− как сырьё для нефтехимического синтеза.

Задание 5. Составьте 3 аннотации на статью или книгу по своей специальности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...