Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология нарушенного развития.
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: 1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении), 2) их этиологию, 3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия, 4) степень нарушения межфункциональных связей. В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека: ретардация (задержанное развитие) - запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов; дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды; поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга; асинхрония (искаженное развитие) - диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития). Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания: Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения: – поврежденное развитие (органическая деменция), – дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний). Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений1: – искаженное развитие (ранний детский аутизм), – дисгармоническое развитие (психопатии).
1. Недоразвитие - общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Наиболее характерным примером является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения. 2. Задержанное развитие - замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга парциального характера или длительных и тяжелых соматических заболеваний. 3. Поврежденное психическое развитие— нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Пример - органическая деменция. 4. Дефицитарное психическое развитие- нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы 5. Искаженное психическое развитие — разные варианты сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами являются некоторые процессуальные наследственные заболевания ( шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов). Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. 6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания. Основные принципы и правила проведения ППк Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагностики школьников. Выделяют консилиумы плановые и внеплановые. В задачи планового консилиума могут входить: — определение путей психолого-педагогического сопровождения ребенка; — выработка согласованных решений по определению образовательной коррекционно-развивающей траектории развития личности ученика; — динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; — решение вопроса об изменении содержания коррекционно-развивающей работы по завершении обучения (учебного года). Плановые консилиумы рекомендуется проводить 1 раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу родителей, администрации образовательного учреждения, специалистов, педагогов или воспитателей. Внеплановый консилиум предполагает решение следующих задач: — анализ внезапно возникших психолого-педагогических задач и принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; — обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы и при необходимости (если эффективность такой работы невысока) — изменение ее направления в изменившейся ситуации. Ключевые принципы работы ППК: МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРИНЦИП – заключается в реализации комплексного подхода в оценке развития ребёнка, что предусматривает необходимость равноправного учёта данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до социальных работников и воспитателей). В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребёнка.
2) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРИНЦИП деятельности специалистов при оценке психического развития ребёнка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и изменения (в некоторых случаях серьёзной коррекции) мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ПМПК(к). На основе целостного видения проблемы участники консилиума разрабатывают общую псих пед стратегию работы с ребенком, которая отображается в его индивидуальном образовательном плане. Этапы работы консилиума: -диагностика (с родителями!!!) -коллегиальное обсуждение -выработка решения ППк -оформление заключения -ознакомление родителей с итогами консилиума (без ребенка!!!) -разработка индивидуального образовательного плана -реализация специальных образовательных условий -динамический консилиум (внеплановый) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |