Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности диагностики детей с РАС.




Основой для построения коррекционной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра является психолого-педагогическая диагностика.

Сложность обследования заключается в том, что трудности в установлении контакта с ребенком, особенно на начальном этапе, не позволяют использовать привычные традиционные приемы диагностики.

 

Поэтому, чтобы результаты диагностики стали информативными, рекомендуется соблюдать ряд определенных требований.

1. До начала обследования необходимо провести беседу с родителями. При этом специалист получает информацию о предшествующем развитии ребенка, об особенностях его поведения в повседневной жизни: собирает анамнез, выясняет, что в развитии ребенка беспокоит родителей. Для сбора данных некоторые специалисты используют различные опросники, анкеты для родителей

2. При диагностике в качестве основного метода необходимо использовать наблюдение за спонтанным поведением ребенка, т.к. оно не требуют непосредственного контакта ребенка с педагогом. При этом должны быть созданы специальные условия: в комнате, где проводится обследование, необходимо разместить различные предметы, игрушки, которые бы находились в зоне доступа ребенка и могли бы привлечь его внимание.

    3.В ходе наблюдения за спонтанным поведением ребенка рекомендуется фиксировать следующие параметры:

  • особенности коммуникации (привязанность к родителям, возможность устанавливать глазной контакт, реакция на приближение взрослого, реакция на тактильный контакт, спонтанные формы взаимодействия);
  • перемещения в пространстве;
  • особенности двигательной сферы (общая и тонкая моторика, зрительно-моторная координация, функциональность движений);
  • привлекательные предметы, виды деятельности;
  • непроизвольное внимание (на каких предметах фиксирует; пресыщение);
  • особенности эмоциональной сферы;
  • особенности речевого развития (спонтанные вокализации, слова, высказывания, понимание речи в спонтанной ситуации);
  • проблемы поведения.
  1. Направленное психолого-педагогическое обследование ребенка необходимо организовать на первых диагностических занятиях. При этом предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно. Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого. Например, если в процессе наблюдения за поведением ребенок сам брал карандаш и рисовал на бумаге, то в качестве первого задания можно попросить ребенка нарисовать что-нибудь.

 

В ходе диагностических занятий важно выяснить следующее:

    • следует ли ребенок простым инструкциям («иди сюда», «садись», «подними» и т.п.);
    • как реагирует на ситуацию предъявляемого требования (выполняет, игнорирует, смотрит на Вас, негативная эмоциональная реакция, уход, усиление стереотипии, агрессия и т.п.);
    • подражает ли Вашим движениям (спонтанно, в игре или по инструкции «делай так» или «делай, как я»);
    • выполняет ли инструкции в контексте спонтанной деятельности (например, если играет с посудой, а Вы в это время говорите ему: «Открой кастрюлю»);
    • может ли подобрать одинаковый предмет к образцу;
    • может ли находить предмет по инструкции («Дай », «Покажи», «Найди» и т.п.);
    • подражает ли вербально (спонтанно или по инструкции);
    • как реагирует, если не дают желаемый предмет или как реагирует на запрет.

Кроме этого необходимо определить особенности познавательной сферы, время, в течение которого ребенок удерживается в учебной ситуации; чем можно привлечь его к выполнению задания.

По окончании диагностического этапа следует дать родителям рекомендации по обучению и воспитанию ребенка и разработать индивидуальную коррекционную программу, где указываются основные направления работы, способы реализации программы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...