Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Память и представления в деятельности человека. Развитие памяти.




Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности

Представление — это воспроизведенные образы предметов и явлений, воспринимавшихся человеком в его прошлом опыте. В представлениях отражаются предметы и явления, которые ранее воспринимались человеком, но в данный момент времени уже на него не действуют.

Существуют следующие тории:

Ассоциативная тория памяти,

Физиологическая теория,

Биохимическая.

Виды и закономерности

Существует множество классификаций памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

-По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

-По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную;

-По продолжительности сохранения информации (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на: мгновенную, кратковременную, долговременную и буферную (оперативную).

-Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению.

-Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется.

-Буферная (оперативная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью.

-Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации.

Процессы памяти включают:

запечатление, хранение и извлечение. Формально сюда можно отнести также и забывание (забвение).

-Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

-Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти.

-Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

-Забывание (очистка) – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения.

Чтобы облегчить запоминание, можно прибегнуть к мнемотехническим приемам.

Среди них:

-Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

-Ритмизация — перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

-Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).

-Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Метод визуализации: образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию.

-Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».

При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:

-выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе;

-«метод зацепок» — замена цифр образами.

-Замена словами: 0 – Л (иЛ)-

Характеристика мышления. Логические формы и виды мыслительного процесса. Техническое мышление.

Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс обобщенного отражения действительности, познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Виды мышления:

-Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;

-Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан.

-Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

-Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий.

Формы мышления:

-Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

-Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях.

-Техническое мышление- один из видов мышления, различаемых по

признакам предметной области деятельности . Выделяют в связи с тем, что задачи, возникающие перед людьми, занятыми в области техники (ее проектирования, изготовления, обслуживания, ремонта и др.) имеют некоторую специфику по сравнению сзадачами, решаемыми в др. сферах деятель

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...