Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие личности в психологии.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Краткая история развития психологической науки. Истоки психологического знания лежат в античной философии. Этапы развития психологии как науки: 1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель) 2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.). В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650) 3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920). Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания. Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура. Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Задачи психологии: -качественное изучение психических явлений; -анализ формирования и развития психических явлений; -изучение физиологических механизмов психических явлений; -содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей. Принципы: -детерминизм; -единство сознания и деятельности; -развитие психики. Структура: -социально психологическая; -возрастная психология; -психология управления; -инженерная психология (человек и техника); -психология труда; -конфликтология. Понятие о психике и сознании. Структура сознания. Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности. Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание. Основные функции: -отражение; -управление и регуляции поведением и деятельностью. Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности). Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые. Методы исследования в современной психологии. Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений : -Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук). -Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы. -Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ). -Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности). Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления. Эксперимент — вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Понятие личности в психологии. Личность-это иерархическая структура собственных взглядов и отношений к внешнему виду, и собственных требований к себе, оценок и самооценок в стабильных свойствах и отношениях, делающих ее относительно устойчивой и независимой от воздействия среды, чуждых собственных моральных норм и убеждений. Формирование личности – процесс и результат развития под влиянием врожденных особенностей, социальных условий, в зависимости от своего отношения к этим условиям и от самого себя. Личность-это человек взятый в системе таких характеристик которые социально-обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки имеющие существенное значение для самого себя и для окружающих. Личность – это индивид обладающий развитым самосознанием и включенный в общественный процесс. Сущ-ют 2 критерия формирования личности: -если способен преодолевать побуждения; -если сформирована способность сознательного руководства своими действиями и поступками. Стадии социализации: 1) Первичная (от рождения до подросткового возраста); 2)Стадии индивидуализации; 3)Интеграция; 4)Трудовая; 5)Послетрудовая. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homosapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |