Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системные, факторно-аналитические модели СПО (Пермская научная школа психологов)




а) Модель СПО по Анат.Александр. Коротаеву и Тамаре.Степ. Тамбовцевой (1991)

 

СПО рассматривается авторами как многоуровневая система, включающая в себя как различные операции пед общения, так и обуславливающие их выбор св-ва ИИ.

С пом. разработанного авторами вопросника выделено более 40 операций пед/общения (напр., обращение на Вы, соблюдение дистанции в общении, избегание конфликтов, преобладание похвалы или наказания и т.д.)

Среди свойств ИИ были диагностированы: сила и лабильность НС, экстраверсия, нейротизм и экстрапунитивность при фрустрации (св-ва темперамента); свойства личности по Р.Кеттеллу.

В экспериментах участвовало до 50-ти учителей-мастеров своего дела (по эксперт/оценкам).

В итоге на основе ФА было выделено 3 наиболее значимых фактора, кот. интерпретируются авторами как СПО. Два из них близки по содержанию к авторитарному и демократическому стилям, выделенным впервые К.Левином.

I. Мягкий стиль. С положительным знаком и высокой нагрузкой в составе ф-ра – лабильность НС, э/версия и нейротизм, интрапунитивность при фрустрации, а из св-в личности – ф-р А(открытость, доброжелат-ть), G (добросовестность, ответственность) и О (чувство вины). Из операций пед/общения – ласковый тон общения, преопочтение мягой критики, позвалы, избегания конфликтов и обращения на Ты. В оппозиции этому системокомплексу показателей - повелительный тон в общении, строгость в обращении, использование угроз, холодность и дистанция. В целом данный стиль характеризует преобладание установок педагога на построение глубоких личностных взаимоотношений.

II. Жесткий стиль. Во многом противоположен предыдущему. Здесь с положительным знаком в составе ф-ра доминируют сила НС, эм/стабильность, интроверсия, из свойств личности – фактор Е (склонность к доминированию, уверенность в себе). Из операций общения – установка на замечания в жесткой форме, повелительный тон, скупость в похвале, обращение на Вы и частое использование иронии. С противоположным знаком в составе ф-ра – «мягкие» операции пед/общения. В данном стиле преобладает установка на деловые отношения.

III.Гибкий стиль. Здесь в составе фактора – противоречивое сочетание авторитарных и демократических установок в пед/общении на основе выраженной экстраверсии.

Авторы дают подробную качественную характеристику наиболее типичным представителям каждого стиля, включающую отзывы выпускников этих педагогов.

Следует обратить внимание на то, что данное исследование в определенной мере разрушает стереотип представлений о том, что мастер педагогического труда непременно должен обладать только демократическим (в терминологии К.Левина) стилем общения. Как видим, к успеху в пед/д-ти могут привести различные СПО.

б) Стили ПО в концепции Асии Гарафовны Исмагиловой (2002)

Автор использует полисистемный подход в изучении СПО.

СПО определяется как полисистемное образование, обеспечивающее взаимод-ие индивидуальности воспитателя с детьми как системами и подсистемами его метаиндивидуального мира.

Т.е., с одной стороны, ИИ воспитателя является воздействующей системой по отношению к ИИ его воспитанников (они в этом случае – подсистемы в его системе). С другой стороны, его ИИ – подсистема по отношению к воздействующим системам, которыми в этом случае являются ИИ детей. В данном случае используется принцип двойственности качественной определенности полисистем, предложенный Л.Я.Дорфманом.

 

Автор выделяет 2 СПО воспитателей ДОУ:

Линии сравнения Организационный СПО Развивающий СПО
Преобладающие цели Организация детей, жесткая ориентация на нормативы Дидактические и воспитательные цели, ориентация на инд/особенности
Отношение к ребенку Объект! Ребенок – «недоразвитый взрослый», кот.скорее надо довести до взрослых стандартов Субъект сотрудничества. Развитие его активности, самост, иниц. Ребенок, его индивид-ть и детство в целом - высокая ценность.
Доминирующие ком/действия - Организация - контроль - коррекция - оценивание - контроль - стимулирование, фасилитация
Способы воздействия Прямые (поучение, угроза, внушение) Косвенные
Ос-ти оценивания Преобладают негативные оценки Преобладает похвала
Типологическая обусловленность Преобладает сильная, лабильная, подвижная НС, а также нейротизм и экстраверсия. Сочетание сильной, инертной НС и эм/стабильности.

 

Помимо стилей ПО, автор выделяет также и 2 основные модели развития СПО у воспитателя ДОУ, которые характеризуются следующими ос-ми:

Адаптивная модель развития СПО Развивающая модель развития СПО
Инд/ос-ти воспитателя слабо учитывают ос-ти ситуаций общения, эти ос-ти способны подавлять инд/ос-ти детей.   Модель обусловлена выраженной направленностью педагога на проф/Деят-ть и на воспитанников как на средство самоутверждения. Максимальное и гибкое использование своих и детей инд/ос-й в различных ситуациях общения. Способность раскрыть субъектные характеристики с обеих сторон. Модель обусловлена направленностью педагога на проф/Деят-ть и на детей как на важную часть смысла жизни.


Психологические факторы профессионального развития учителя (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная гибкость).

 

Интегральные характеристики личности как факторы профессионального развития учителя

Л.М. Митина (1998) – Многочисленные исследования свидетельствуют о 3 таких х-х:

· Проф/направленность;

· Проф/компетентность;

· Эм/гибкость (как противоречивое единство эм.стабильности и эм.сензитивности).

 

П/направленность как психологический фактор развития учителя и эффективности пед/труда

 

Именно п/н-ть определяет ориентацию учителя на объектные или субъектные взаимоотношения. Это было замечено еще в первой трети 20 в. Например, Викт.Ник.Сорока-Росинский (ВИКНИКСОР – ШКИД) учителей классифицировал на 2 группы:

§ «Предметоцентристы», (нередко хорошие методисты, но с преобладанием объектной ориентации);

§ «Детоцентристы»

 

П/н-ть – система отношений л-ти, определяющая стр-ру доминирующих мотивов в ПД и побуждающая учителя к самореализации в ПД и ПО.

Включает в себя 3 основных компонента:

1) Н-ть на ученика – Отношение к ученику, классу, студентам и т.п. (ключевые характеристики – интерес, любовь, забота, содействие развитию личности, фасилитация, т.е. создание условий для саморазвития субъекта);

2) Н-ть на предмет – Отношение к своему предмету (ключевая характеристика – интерес к предмету, постоянное углубление в сочетании с опытом и авторской позицией);

3) Н-ть на себя как профессионала – Отношение к себе в рамках данной профессии (ключевые ориентиры - потребность в самосовершенствовании, самореализации в ПД, сочетание ответственности и дисциплинированности с творческим подходом.

 

Основные (наиболее типичные) тенденции развития П/н-ти:

+ вариант: На предмет --- на себя в данной профессии --- на учащегося и профессиональное взаимодействие с ним в рамках данной предметности.

 

П/компетентность

Виды компетентности: Деятельностная Коммуникативная
Что дает? Знание предмета и методики Коммуникативная культура в деловом общении
Какие качества развивает (критерии эффективности) Способность ориентироваться в потоке информации Способность ориентироваться в общении с инакомыслящими, прислушиваться к другим, умея оставаться самим собой.
Кто изучает? Педагогика Психология

 

Ком/к-ть – из чего складывается?

1. – Общительность педагога как психологическая готовность к коммуникативному взаимодействию.
Многое зависит от индивидуально-психологических х-к, особенно от св-т Т (экстраверсия – интроверсия, а в терминах концепции Русалова – от социальной эргичности (потребность в общении), социального темпа. Понятно, что экстраверт больше ориентирован на взаимодействие. С другой стороны, учитель-интроверт способен в большей мере на глубокое взаимодействие. Ряд исследований показывает, что интроверты способны в большей мере способствовать самораскрытию собеседника, вызывать его на откровенность.

Общительность складывается из

а) коммуникабельности (Спос-ти получать удовольствие от общения (К.Калик – 93 из 100 ушедших из школы в первые 3 г. учителей – не коммуникабельны);

б) высокой потребности в общеии (эргичность);

в) способности удерживать высокий эм/тонус, стабильность на протяжении всего общения, несмотря на усталость и фрустрации;

2. Вербальная компетентность;

3. Культура невербального поведения (конгруэнтность самовыражения как гармония … в этом случае…);

4. Конфликтная комп-ть – осведомленность о диапазоне конструктивных стратегий поведения в конфликтах и умение их реализовывать (Хасан, Анцупов, Митина, Марголина и др.)

Как известно, конфликты имеют как + так и потенциал развития личности

Конструктивные выходы из конфликта – способны развивать личность;


По Л.М.Митиной (2001) учительская профессия связана с улаживанием конфликтов примерно в такой же степени, как и у менеджеров 1-го уровня (директора предприятий и т.п.), у которых до 80-ти % времени приходится именно на улаживание и предотвращение конфликтов.

Неконструктивные конфликтные стратегии(подавление, игнорирование, запрет, обида, «застревание» на стрессоре и т.д.)

 

ДИНАМИКА П/КОМПЕТЕНТНОСТИ

 

Позитивный в-т динамики П/компетентности:

От репродуктивной – к творческой комп-ти, связанной с выработкой ИСД и ИСОбщения

От акцента на деятельностную комп-ть к гармонии деятельностной и коммуникативной к-ти.

 

 



Эм/гибкость учителя

Гармония эмоциональной устойчивости и эм/экспрессивности (Л.М.Митина).

 

Эм/уст-ть – способность успешно осуществлять ПД в сложных эм/условиях. Связано с эмоциональной стабильностью (в противоположность нейротизму) и фрустрационной толерантностью. Последняя рассматривается как важнейшая составляющая саморегуляции человека в социальных взаимодействиях и как компонент социального, а в особенности эмоционального интеллекта. Именно эта характеристика во многом обеспечивает успешность человека в профессиональной самореализации, в ос.в профессиях типа Ч-Ч.

 

Эм/экспрессия – спос-ть различными средствами выражать свои мысли, переживания, отношения. Во многом противоположное эм/устойчивости качество. Связано с эм/импровизациями.

 

Учитель обучает эм/культуре. При этом также необходима определенная гармония, поскольку эта культура предполагает не только культуру позитивных эмоций, радости, но и (может, даже особенно!) эм/культуру в ситуациях фрустрации, неопределенности, когнитивного диссонанса, потери и т.д.

(+) эмоции – Радость, интерес, удивление

 

Но и (–) эмоции – гнев, презрение, страх, стыд и т.д.

 

В ходе косвенных методов наиболее успешно идет интериоризация эмоциональной культуры, ее усвоение.

 

Таким образом, среди основных факторов успешности профессионального развития воспитателя, учителя, преподавателя – проф.направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость. Конечно, при этом также необходим определенный уровень способностей – общепедагогических и специальных предметных (по Т.М.Хрусталевой). Однако это уже отдельный вопрос.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...