Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Системные, факторно-аналитические модели СПО (Пермская научная школа психологов)⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
а) Модель СПО по Анат.Александр. Коротаеву и Тамаре.Степ. Тамбовцевой (1991)
СПО рассматривается авторами как многоуровневая система, включающая в себя как различные операции пед общения, так и обуславливающие их выбор св-ва ИИ. С пом. разработанного авторами вопросника выделено более 40 операций пед/общения (напр., обращение на Вы, соблюдение дистанции в общении, избегание конфликтов, преобладание похвалы или наказания и т.д.) Среди свойств ИИ были диагностированы: сила и лабильность НС, экстраверсия, нейротизм и экстрапунитивность при фрустрации (св-ва темперамента); свойства личности по Р.Кеттеллу. В экспериментах участвовало до 50-ти учителей-мастеров своего дела (по эксперт/оценкам). В итоге на основе ФА было выделено 3 наиболее значимых фактора, кот. интерпретируются авторами как СПО. Два из них близки по содержанию к авторитарному и демократическому стилям, выделенным впервые К.Левином. I. Мягкий стиль. С положительным знаком и высокой нагрузкой в составе ф-ра – лабильность НС, э/версия и нейротизм, интрапунитивность при фрустрации, а из св-в личности – ф-р А(открытость, доброжелат-ть), G (добросовестность, ответственность) и О (чувство вины). Из операций пед/общения – ласковый тон общения, преопочтение мягой критики, позвалы, избегания конфликтов и обращения на Ты. В оппозиции этому системокомплексу показателей - повелительный тон в общении, строгость в обращении, использование угроз, холодность и дистанция. В целом данный стиль характеризует преобладание установок педагога на построение глубоких личностных взаимоотношений. II. Жесткий стиль. Во многом противоположен предыдущему. Здесь с положительным знаком в составе ф-ра доминируют сила НС, эм/стабильность, интроверсия, из свойств личности – фактор Е (склонность к доминированию, уверенность в себе). Из операций общения – установка на замечания в жесткой форме, повелительный тон, скупость в похвале, обращение на Вы и частое использование иронии. С противоположным знаком в составе ф-ра – «мягкие» операции пед/общения. В данном стиле преобладает установка на деловые отношения. III.Гибкий стиль. Здесь в составе фактора – противоречивое сочетание авторитарных и демократических установок в пед/общении на основе выраженной экстраверсии. Авторы дают подробную качественную характеристику наиболее типичным представителям каждого стиля, включающую отзывы выпускников этих педагогов. Следует обратить внимание на то, что данное исследование в определенной мере разрушает стереотип представлений о том, что мастер педагогического труда непременно должен обладать только демократическим (в терминологии К.Левина) стилем общения. Как видим, к успеху в пед/д-ти могут привести различные СПО. б) Стили ПО в концепции Асии Гарафовны Исмагиловой (2002) Автор использует полисистемный подход в изучении СПО. СПО определяется как полисистемное образование, обеспечивающее взаимод-ие индивидуальности воспитателя с детьми как системами и подсистемами его метаиндивидуального мира. Т.е., с одной стороны, ИИ воспитателя является воздействующей системой по отношению к ИИ его воспитанников (они в этом случае – подсистемы в его системе). С другой стороны, его ИИ – подсистема по отношению к воздействующим системам, которыми в этом случае являются ИИ детей. В данном случае используется принцип двойственности качественной определенности полисистем, предложенный Л.Я.Дорфманом.
Автор выделяет 2 СПО воспитателей ДОУ:
Помимо стилей ПО, автор выделяет также и 2 основные модели развития СПО у воспитателя ДОУ, которые характеризуются следующими ос-ми:
Психологические факторы профессионального развития учителя (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная гибкость).
Интегральные характеристики личности как факторы профессионального развития учителя Л.М. Митина (1998) – Многочисленные исследования свидетельствуют о 3 таких х-х: · Проф/направленность; · Проф/компетентность; · Эм/гибкость (как противоречивое единство эм.стабильности и эм.сензитивности).
П/направленность как психологический фактор развития учителя и эффективности пед/труда
Именно п/н-ть определяет ориентацию учителя на объектные или субъектные взаимоотношения. Это было замечено еще в первой трети 20 в. Например, Викт.Ник.Сорока-Росинский (ВИКНИКСОР – ШКИД) учителей классифицировал на 2 группы: § «Предметоцентристы», (нередко хорошие методисты, но с преобладанием объектной ориентации); § «Детоцентристы»
П/н-ть – система отношений л-ти, определяющая стр-ру доминирующих мотивов в ПД и побуждающая учителя к самореализации в ПД и ПО. Включает в себя 3 основных компонента: 1) Н-ть на ученика – Отношение к ученику, классу, студентам и т.п. (ключевые характеристики – интерес, любовь, забота, содействие развитию личности, фасилитация, т.е. создание условий для саморазвития субъекта); 2) Н-ть на предмет – Отношение к своему предмету (ключевая характеристика – интерес к предмету, постоянное углубление в сочетании с опытом и авторской позицией); 3) Н-ть на себя как профессионала – Отношение к себе в рамках данной профессии (ключевые ориентиры - потребность в самосовершенствовании, самореализации в ПД, сочетание ответственности и дисциплинированности с творческим подходом.
Основные (наиболее типичные) тенденции развития П/н-ти: + вариант: На предмет --- на себя в данной профессии --- на учащегося и профессиональное взаимодействие с ним в рамках данной предметности.
П/компетентность
Ком/к-ть – из чего складывается? 1. – Общительность педагога как психологическая готовность к коммуникативному взаимодействию. Общительность складывается из а) коммуникабельности (Спос-ти получать удовольствие от общения (К.Калик – 93 из 100 ушедших из школы в первые 3 г. учителей – не коммуникабельны); б) высокой потребности в общеии (эргичность); в) способности удерживать высокий эм/тонус, стабильность на протяжении всего общения, несмотря на усталость и фрустрации; 2. Вербальная компетентность; 3. Культура невербального поведения (конгруэнтность самовыражения как гармония … в этом случае…); 4. Конфликтная комп-ть – осведомленность о диапазоне конструктивных стратегий поведения в конфликтах и умение их реализовывать (Хасан, Анцупов, Митина, Марголина и др.) Как известно, конфликты имеют как + так и – потенциал развития личности Конструктивные выходы из конфликта – способны развивать личность;
Неконструктивные конфликтные стратегии(подавление, игнорирование, запрет, обида, «застревание» на стрессоре и т.д.)
ДИНАМИКА П/КОМПЕТЕНТНОСТИ
Позитивный в-т динамики П/компетентности: От репродуктивной – к творческой комп-ти, связанной с выработкой ИСД и ИСОбщения От акцента на деятельностную комп-ть к гармонии деятельностной и коммуникативной к-ти.
Эм/гибкость учителя Гармония эмоциональной устойчивости и эм/экспрессивности (Л.М.Митина).
Эм/уст-ть – способность успешно осуществлять ПД в сложных эм/условиях. Связано с эмоциональной стабильностью (в противоположность нейротизму) и фрустрационной толерантностью. Последняя рассматривается как важнейшая составляющая саморегуляции человека в социальных взаимодействиях и как компонент социального, а в особенности эмоционального интеллекта. Именно эта характеристика во многом обеспечивает успешность человека в профессиональной самореализации, в ос.в профессиях типа Ч-Ч.
Эм/экспрессия – спос-ть различными средствами выражать свои мысли, переживания, отношения. Во многом противоположное эм/устойчивости качество. Связано с эм/импровизациями.
Учитель обучает эм/культуре. При этом также необходима определенная гармония, поскольку эта культура предполагает не только культуру позитивных эмоций, радости, но и (может, даже особенно!) эм/культуру в ситуациях фрустрации, неопределенности, когнитивного диссонанса, потери и т.д. (+) эмоции – Радость, интерес, удивление
Но и (–) эмоции – гнев, презрение, страх, стыд и т.д.
В ходе косвенных методов наиболее успешно идет интериоризация эмоциональной культуры, ее усвоение.
Таким образом, среди основных факторов успешности профессионального развития воспитателя, учителя, преподавателя – проф.направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость. Конечно, при этом также необходим определенный уровень способностей – общепедагогических и специальных предметных (по Т.М.Хрусталевой). Однако это уже отдельный вопрос.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |