Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическая деятельность: понятие, особенности и структура.




 

 

По Л.М.Митиной, ПД, наряду с личностью учителя и его педагогическим общением – важнейшая составляющая труда учителя.

Понятие и особенности ПД.

ПД – проф/активность, направленная на создание условий для эффективного усвоения СКО и развития учащегося в ходе этого усвоения.

ПД, по сравнению с другими видами профессиональной деятельности, имеет ряд особенностей:

По объекту и предмету (на кого и на что направлена) – ПД направлена на учащегося, его развитие через усвоение СКО. Эти объект и предмет: 1) не материальны; 2) учащийся одновременно является и объектом, и субъектом ПД; 3) объектом ПД является не только отдельный ученик, но и класс в целом, микрогруппы; 4) этот объект-субъект очень динамичен, изменчив (возраст, изменчивость взаимоотношений – поэтому в ПД необходима высокая гибкость); 5) на объект ПД воздействует не только педагог, но и множество других факторов – семья, сверстники, СМИ и т.п.

По средствам, орудиям ПД также имеет свои особенности. Это, по Е.И.Климову, деятельность типа Ч-Ч. В таких типах деятельности преобладают т.наз. функциональные орудия труда. Они также нематериальны: 1) внутренний мир, жизненный опыт учителя; 2) его общая культура, кругозор, эрудиция; 3) знание предмета; 4) профессиональный опыт и мастерство; 5) уровень владения средствами вербальной и невербальной коммуникации и т.д.

По результатам ПД также имеет значительные особенности: 1) они не материальны; 2) отложены во времени; 3) очень значимы для развития общества (например, американцы в ряде исследований показали, что уровень образования в настоящий момент способен предсказать уровень развития страны через 25 лет).

Каковы же критерии оценки результатов ПД? За что должен отвечать учитель? Сфера его ответственности – не безгранична, в эту сферу входят (по Г.С.Абрамовой, А.К.Марковой): 1) уровень усвоения СКО самим учителем; 2) уровень усвоения СКО его учениками (у хороших учителей он достигает 2/3); 3) уровень сформированности УД, способность ученика в дальнейшем самостоятельно учиться; 4) уровень развития учащихся через данный предмет и общение с этим учителем. Конечно, речь идет не только о развитии способностей, но и о развитии морально-нравственных качеств учащегося.

По сложности, напряженности ПД стоит в ряду наиболее сложных, стрессоопасных. Во всем мире, по итогам исследований, она – в первой десятке по этим характеристикам. Высокая нагрузка, постоянная изменчивость, сложность рефлексии, осуществляемой сразу в нескольких направлениях (Я – учащиеся; Я – группа, класс; Я – родители; Я – коллеги; Я – изучаемый материал и т.д.). Не случайно уровень распределения внимания опытных учителей приближается к способностям авиадиспетчеров (способность распределять внимание сразу до 17-ти объектов).

ПД сложна в организаторском плане. Л.М.Митина отмечает, что по стрессоопасности и напряженности она приближается к деятельности менеджеров высшего уровня, у которых до 70-80% рабочего времени уходит на согласование, предотвращение и разрешение конфликтов в ситуации постоянного общения.

Не случайно Р.М.Макаревич в своих исследованиях указывает на то, что до 66% рабочего дня учителя приходится на выраженные стрессовые ситуации.

 

Структура ПД

 

Несколько в-в структур в отечественной психологии:

А) по А.К.Марковой и Л.М.Митиной – выделяются традиционные для структуры д-ти компоненты:

· Ориентировочный (определение целей обучения и воспитания – на развитие или только лишь на усвоение ЗУНов и т.п.)

· Исполнительский (система способов и приемов осуществления ПД, которая определяется целями обучения и воспитания)

· Результативный компонент (аналитическая стадия, на которой рефлексируется осуществленный этап ПД и строится дальнейшее планирование).

· Л.М.Митина, наряду с этими компонентами, выделяет еще и Внеклассную работу.

 

Б) по Н.В.Кузьминой ПД представлена взаимодействием трех деятельностей (3D):

D1) Конструктивная Д (отбор содержания, планирование своей Д и Д учащихся на уровке) – этот компонент соответствует ориентировочному в предыдущей типологии).

В своем эмпирическом исследовании Кузьмина сравнивала конструктивную деятельность учителей-мастеров и новичков. Мастера проектировали свою деятельность с учетом фоновых знаний учащихся, с учетом их возможного применения в их повседневной жизни. Они превосходно адаптировали даже сложнейший академический материал. Наконец, они не просто перечисляли необходимые элементы информации, но создавали условия для «проживания» материала, неформального вплетения его во внутренний опыт самого учащегося.

D2) Организаторская Д (организация своей Д и Д учащихся в ходе непосредственного осуществления ПД);

D3) Коммуникативная Д (по Кузьминой это – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации).

 

Педагогическое общение: понятие и структура.

 

Роль ПО в труде педагога.

Основным предметом труда педагога является создание условий для развития учащегося через усвоение СКО. 

При этом главным инструментом, условием такого развития, наряду со знанием предмета, опытом и т.п., является именно ПО. Почему?

В процессе обучения и воспитания взаимодействуют 2 подсистемы:

а) дидактическая (обучающая);

в) коммуникативная («общенческая» форма, коммуникативное средство обучения и воспитания).

На первый взгляд коммуникативная подсистема схожа с упаковкой, «фантиком» для обучения и воспитания. Однако практика такова, что, если не складываются взаимоотношения, общение между педагогом и учеником, воспитанником, блокируется и усвоение СКО. Этот аспект подчеркивается в педагогической психологии. Например, Национальная Ассоциация образования США девизом одного из своих конгрессов в 1980-х гг сделала следующий: «Процесс образования управляется процессом коммуникации». К сходным выводам приходит Кузьмина, которая в своих трудах в структуре ПД подчеркивает роль ПО. По Кузьминой это – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации.

Т.обр., для успеха в пед/деятельности мало одних предметных знаний и соответствующих способностей. Чрезвычайно важно, чтобы каждое дидактическое воздействие имело соответствующую, оптимальную коммуникативную оболочку.

Понятие ПО.

 ПО как разновидность проф/общения.

ПО (по А.А. Реану и Я.Л. Коломинскому) – проф/общение преподавателя с уч-ся в процессе ОБЧ и восп, направленное на оптимизацию УД и взаимоотношений, создание благоприятного пс/климата в процессе усвоения СКО.

От обыденного общения ПО отличается по целям, средствам, формам, функциям и другим особенностям. Например,

1. В ПО решаются не личные, а, прежде всего, профессиональные задачи – оно направлено на оптимизацию усвоения СКО и развитие учащихся в этом процессе.

2. Здесь требуются иные формы, средства, способы. Это хорошо д-т эксперимент В.А. Кан-Калика (пары студентов – «светский разговор» - продолжить перед аудиторией; в итоге студенты отмечали: изменение целей общения, необходимость изменения приемов общения, скованность жестов, движений и др.).

3. Профессиональное ПО имеет свои особые функции:

1) информационно-обучающая (обеспечивает ориентацию в потоке информации);

2) социально-перцептивая (необходимость воспринимать и понимать учащегося; по Кузьминой, эта ф-ия может быть выражена на 2 уровнях: Перцептивном, т.е. умении видеть поведение ученика, и Эмпатийном – т.е. умении понимать уч-ся);

3) организационная (связана с орг-ией совместной д-ти по усвоению СКО);

4) контрольно-оценочная (сопоставление уровня развития уч-ся с нормативным и индивидуальный прогноз);

5) интерактивная (направлена на постоянный обмен – образами, идеями, действиями);

6) аффективная (создание эмоционального комфорта, позитивный эмоциональный обмен, развитие эм/культуры);

7) ф-ия самопрезентации (если в ПО гармонично сочетаются внутренний мир педагога и его адекватное предъявление, возникает, по Митиной, эффект конгруэнтности самовыражения, благоприятный для развития обеих сторон пед/взаимодействия)

Структура ПО.

Тоже имеет, по сравнению с другими видами общения, ряд особенностей.

По А.К. Марковой: 1) Мотивационно-Ориентировочный к-т (задачи, цели ком-ии); 2) Исполнительский (операциональный: этапы, способы, стили, позиции ПО); 3) Аналитический (контрольно-прогностический). В этом варианте ПО рассматривается как ком/деят-ть, а потому его структура близка к структуре любой деятельности.

В.А. Кан-Калик представляет динамическую структуру ПО с 4 компонентами: 1) Прогностический этап (моделирование предстоящего общения); 2) Коммуникативная атака (начало общения); 3) Непосредственно управление взаимод-м; 4) Анализ и подготовка к новому взаимодействию.

1. Прогностический этап – коммуникативное планирование пед/взаимодействия, перевод дидактических задач в адекватную ком/форму. Его эф-ть зависит от опыта, знаний в области возрастной и пед/пс., педагогики, от знаний класса в целом и его отдельныхз уч-ся, от уровня воображения учителя, от его гибкости, от способности ориентироваться на позитив и блокировать негатив прежних взаимодействий.

2. Начальный этап взаимодействия – «Коммуникативная атака» - Основные ф-ии «атаки»: 1)завоевание инициативы в общении, создание коммуникативного фундамента и, тем самым, основы управляемости взаимодействия; 2) уточнение ком/плана; 3) создание необходимого, единого для класса или студенческой группы настроя.

Этап занимает 1 – 3 минуты. Условия его эф-ти – оперативность, акцентированное исп-ие невербального компонента (зона начального вз-ия, голос, внешность, яркие цели, не отрывать от темы, эм/позитив и др.).

3. Непосредственное управление основной частью взаимод-ия. Главные задачи – 1) удержание общения в русле заданных целей и темы; 2) поддержание целостности взаимод-ия всех его субъектов; 3) поддержание интереса.

На этом этапе нередко возн-т «барьеры общения»: несовпадения установок (смысловой барьер); боязни группы (мышечные зажимы, зажатая речь и т.д.), б-р отсутствия контакта и автономного взаимод-ия, б-р негативной установки на класс или отдельных учеников, б-р установки долженствования и др. Для их преодоления, по Кан-Калику, необходимо развитие проф/рефлексии, рациональный, конструктивный поиск преодоления барьеров, развитое воображение и позитивная пед/направленность.

4. Анализ осуществленного общения (анализ рез-в и на этой основе - новое коммуникативное планирование).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...