Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Умственное развитие в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ – Проблема возможностей ОБЧ в умственном развитии
Очевидно, что сегодня в мире выигрывают те страны, которые обеспечивают высокий уровень образования и эффективное развитие интеллектуальных способностей своих граждан. Обучение и умственное развитие – одна из центральных проблем в ПП. В западной психологии обычно акцентируют проблему интеллектуального или в целом когнитивного развития. В российской психологии обычно эта проблема формулируется как проблема возможностей обучения в умственном развитии, прежде всего – в развитии мышления. Такая традиция была заложена Л.С.Выготским и С.Л.Рубинштейном, которые подчеркивали необходимость рассматривать интеллектуальное развитие в процессе решения задач, и, прежде всего – в развитии мышления. Каковы возможности обучения в умственном развитии человека? Известно, что зарубежные психологи в интеллектуальном развитии акцентируют роль генетического фактора и соответствующих генетических «программ». Например, с т.зр. Ж.Пиаже умственное развитие идет, прежде всего, по генетически заданным ступеням – от стадии сенсомоторного интеллекта к дооперациональному интеллекту дошкольника, затем к стадии конкретных операций у младшего школьника, затем – к стадии формальных операций. Российские психологи, особенно в советский период, неизменно подчеркивают ключевую роль обучения в умственном развитии (Выготский, Гальперин, Зинченко, Брушлинский и др.).
Кто прав? Обе стороны! Считается доказанным, что практически любая ф-ма обучения (школьное, внешкольное и т.п.) в определенной мере способствует увеличению индивидуальных интеллектуальных возможностей. При этом, по М.А.Холодной, ключевым фактором обучения в интеллектуальном развитии является активное использование детьми языка – расширение словаря, умение излагать свои мысли, вести дискуссию и т.д. В итоге мы наблюдаем мощный толчок в развитии способностей к абстрагированию, аналитических способностей, рефлексии и т.п. Изучение интеллектуального развития детьми, кот. не посещали школу, показывают остановку, стабилизацию их интеллектуального развития. Значит, человек без обучения в сензитивные периоды не может достичь наивысшего для него уровня развития познавательных возможностей. Но очевидно и то, что не всякое обучение создает условия для личностного и интеллектуального развития ребенка. Кроме того, его возможности все-таки не безграничны. Например, американские эксперименты 1970-х гг в области развивающего обучения показали, что его отложенные эффекты (например, к моменту окончания школы и далее) оказались не столь значительными, как ожидалось. Российские исследования в области развивающего обучения обычно приводят к таким же выводам. То есть, необходимо учитывать как обучение, так и задатки самого ученика. Кроме того, все больше данных говорит в пользу того, что очень важно в интеллектуальном развитии учитывать еще один фактор – активность самого ученика – учебную, познавательную, интеллектуальную. Например, одной из особенностей креативного мышления является креативная личность с высокой познавательной потребностью, критичностью и очень высокой познавательной активностью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |