Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность воспитания (понятие, цели, методы и формы).
В., как и обучение, является разновидностью целенаправленного научения. Однако в ходе обучения усваивается когнитивный опыт человечества (знания, умения, способы действий), а в ходе воспитания – морально-нравственный опыт (или, как чаще говорят западные психологи – опыт социально-ориентированного поведения). Т.обр., В. – целенаправленный, специально организованный процесс усвоения морально-нравственного опыта человечества. Цели воспитания: В. направлено на усвоение морально-нравственного опыта, который концентрируется в т.наз. ценностях. Ценности всегда характеризуются оценочной стороной – как со стороны общества в целом (общепринятые ценности), так и со стороны отдельного человека. Ценности отличаются изменчивостью, зависимостью от исторической эпохи, национальных особенностей, пола и других факторов. Еще древние римляне заметили эту историческую и иную относительность ценностей («O, tempere, o, mores!» - О времена, о нравы!). Обычно выделяют ценности общечеловеческие и конкретно-исторические. Общечеловеческие превосходно отражены в классических религиозных текстах. Например, в Библии это – 10 христианских заповедей Нагорной проповеди (Не убей, не укради и т.д.). Конкретно-исторические ценности связаны с определенной эпохой. Например, в эпоху СССР это – ценности служения коммунистической идее, в ельцинскую эпоху – первоначального накопления капитала любой ценой. Однако любая общечеловеческая ценность тоже меняется, всегда имеет конкретно-исторический оттенок (Не убий и – Крестовые походы 11 века или публицистическая кампания «Убей немца!» в «Правде» с июля 1941 по март 1944 года). Т.обр., ценности, на усвоение которых направлено В., динамичны, неустойчивы во времени. Методы воспитания вслед за изменением ценностей также постоянно меняются, хотя здесь наблюдается постепенная тенденция к большей мягкости и принятию воспитанника. Например, американский психоаналитик Ллойд Демоз в своих трудах описывает движение от жестокого обращения к детям, доходящего до детоубийства в античные времена (Спарта, Афины, Рим) – к использованию амбивалентных методов в 14 – 17 вв (сломить гордыню, чтобы любить), затем к навязчивой гиперопеке 18 в, социализирующим, весьма строгим методам 19 – 20 в.(с целью подготовки к взрослой жизни) и, наконец, к методам, основанным на эмпатии по отношению к воспитаннику. Формы воспитания также непостоянны. Обычно выделяют самовоспитание и общественное воспитание. В свою очередь, общественное воспитание, по немецкому психоаналитику Карлу Бюттнеру (кн.«Жить с агрессивными людьми»), подразделяется на семейное (материнское) и институциональное (отцовское). Бюттнер отмечает, что эти две формы воспитания имеют разные ориентиры ключевых воспитывающих сторон. Семейное воспитание ориентировано на поддержку индивидуальности, уникальности ребенка и его жизненного пути; мать достаточно часто принимает ребенка таким, какой он есть. Институциональное (отцовское) воспитание ориентировано на соответствие общепринятой норме, на кооперацию и оптимальное приспособление в социуму (поведение в садике, в классе, в трудовом коллективе – здесь прежде всего ценится соблюдение правил и общих интересов). Материнское и отцовское воспитание, по Бюттнеру, далеко не всегда связаны с определенным полом. Например, учительница в школе находится в рамках институциональной, отцовской формы воспитания, а дома, по отношению к своему ребенку, переключается на семейную, материнскую форму взаимодействия. Эти две формы постепенно сближаются (воспитание становится все более мягким, принимающим), однако полностью, по мнению автора, границы между ними никогда не исчезнут. Т. обр., воспитание, ориентированное на усвоение социальных ценностей и норм поведения, отличается исторической динамичностью целей, методов и форм. Не случайно эту область относят как к науке, так и к искусству. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |