Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стили педагогической деятельности и общения.
Сущность и классификации СПО и СПД Стиль д-ти (по Е.А.Климову и В.С.Мерлину) – обусловленная инд/ос-ми и требованиями д-ти устойчивая система приемов и способов, направленная для наилучшего выполнения д-ти. В своем индивидуальном стиле человек ярко проявляется как субъект, т.к. в конечном счете именно он сам принимает решения о путях, способах, приемах уравновешивания своих индивидуальных особенностей и внешних требований. Это позволяет разным людям прийти к одному и тому же результату своим индивидуальным путем. В этом плане индивидуальный стиль д-ти и общения является ярким выражением активности субъекта.
В самом общем плане СПД и СПО могут быть определены как выработанная субъектом совокупность приемов и способов ПД и ПО, направленная на организацию эффективного усвоения учащимися СКО и на их развитие в ходе этого усвоения. Следует отметить также, что эта совокупность приемов и способов обусловлена, с одной стороны, требованиями сферы д-ти и общения, а с другой – особенностями интегральной индивидуальности, наиболее тесно связанными с этими требованиями. Поскольку в структуре ПД особую роль играет общение, именно в пед.деят-ти стиль ПО и стиль ПД недостаточно дифференцированы, во многом подразумевают друг друга. Поэтому, наряду со стилями ПО мы коснемся также и стилей ПД. СПД и СПО выделяются по различным основаниям: · по стилю руководства: авторитарный, демократический, л/попустительский (К.Левин); · по пед/направленности: Акт/+, Пас/+, Sit, Пас/-, Акт/- (Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин); · по доминированию одного из пс/процессов: интелл-й, волевой, эмоц-й (Э.Г.Костяшкин); · по сочетанию направленности, динамических и рез-х хар-к: ЭИС, ЭМС, РИС, РМС (А.К. Маркова, А.Я. Никонова); · системные, факторно-аналитические модели СПО: организационный и развивающий (А.Г.Исмагилова); жесткий, мягкий, гибкий (А.А.Коротаев и Т.С.Тамбовцева). Далее – остановитесь более подробно на некоторых из них, напр. по стилю рук, по пед/напр-ти, и – обязательно – на системных моделях, разработанных в Пермской научной школе психологов. СПД и СПО по стилям руководства. Наиболее распространенная классификация. Идея принадлежит К.Левину (США). Примечание: На наш взгляд, существует множество вариаций в выделении аналогичных стилей общения, но с другими названиями, например:
Популярный на Западе вариант описания таких СПО принадлежит Дайане Баумринд (США): 1. Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Требования беспрекословного подчинения без к-л объяснений, отсутствие выбора; жесткий контроль и слабый самоконтроль, наказания и запреты преобладают над похвалой и разрешениями. Результат: Слабый с/к, сниженная с/оц, подозрительность, тревожность, замкнутость, сниженный тону. Успешны в стандартных ситуациях. 2. Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Высокая требовательность сочетается с требованием к осмысленному поведению, выбору. Результат – высокая активность, развитые с/к и с/оц, чувство достоинства и хорошая адаптация в новых условиях. 3. Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Отсутствие стабильных требований, внешнего контроля, методы воспитания рассогласованы. Результат – проблемы с дисциплиной, безответственность, незрелость, сниженные с/к и с/оц, высокие импульсивность, заносчивость. агрессивность. Проблемы с адаптацией. В целом и чаще всего оптимален авторитетный (демократический) СПО, но многое зависит от условий. Например, военные условия, разболтанный трудовой коллектив. Но и в этих случаях важна динамика – от авторитарного – к дем. 3. СПО и СПД по пед/направленности (Минская школа психологов – Я.Л.Коломинский и Н.А.Березовин). Пед/направленность характеризуется отношением к: профессии, учащимся и к себе в этой профессии. 1. Активно/+ СПО (характеризуется + пед/направленностью. Учитель высоко оценивает класс в целом и отдельных уч-ся, умеет видеть в них прежде всего личность. 2. Пассивно/+ (похож на предыдущий, но менее ярко проявляется (причина обычно – в свх нейро и психодинамики, темперамента, напр. флегматичность, инертность нервной системы). «Учитель великолепен, но несколько суховат». 3. Ситуативный (неустойчивый, склонный к крайностям – связан с недостатком опыта или холерич-м темп-м). 4. Пассивно/- (замаскированное негативное отн. к профессии, к уч-ся и своему проф/выбору; «терпимость без взаимопонимания»; равнодушие, вялость, усталость, сухость). Нередко – результат эмоц/сгорания после 15 л. работы. 5. Активно/- (явное негативное отн. к …). Такой стиль негативно вл-т на результаты адаптации и УД. Например, на вопрос к первоклассникам: «Хотел бы ты вернуться в детсад?» - у учителей активно-положительного стиля 100% ответили НЕТ, а у учителей активно-отрицательного – 67% ДА. По Коломинскому, в случае отрицательного стиля по итогам социометрии в классах значительно ниже коэф-ты благополучия, взаимности. Зато растет коэф-т изоляции.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |