Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ




Одним из условий реализации биологического образования школьников является единство классной, внеклассной и внеурочной работы. Среди перечисленных форм именно внеклассная работа строится на основе интереса и самодеятельности учащихся, в большей степени способствует развитию их творческих способностей.

В организации внеклассной работы и воспитанию целесообразно выделить три этапа: обучающий (ознакомительный, адаптивный), развивающий и творческий (Назаренко, 1990):

Первый этапвключает в себя работу учителя с теми учащимися, которые только начинают изучать предмет (5-7 классы). На этом этапе вводят учащихся в проблему.

Преобладающие способы организации деятельности учащихся – индивидуальные и групповые.

Задача учителя – обучить школьников работе с литературой, составлению рефератов, докладов, отбору наиболее значительной, интересной и доступной информации, а также пробудить интерес к самой проблеме.

Виды работы:

- классный час (устный журнал, «круглый стол», тематическая беседа, защита рефератов, обсуждение докладов и др.);

- конкурсы рисунков, плакатов, поделок из природных материалов,

составленных букетов, сочиненных стихов, рассказов, сказок, изготовленных фотоальбомов или фотостендов на экологические темы;

- экскурсии в природу и на производство, в музеи, лесхозы, парки, ботанические сады, заповедники и т.д.;

- кружки (организованные как в одной параллели, так и разновозрастные);

- работа по озеленению (на школьном учебно-опытном участке, в лесхозе, парке, микрорайоне, теплице и т.д.);

- походы (ознакомление с состоянием экологической обстановки на маршруте и экологической тропе);

- общественно-полезная деятельность (уборка территории, изготовление кормушек для птиц и др.).

Второй этап предполагает дальнейшее развитие деятельности учащихся (8-9 классы).

Преобладающие способы организации деятельности учащихся – групповые и массовые.

Задача учителя – формировать и развивать у учащихся умение работать в группе, в коллективе, подчиняясь единой цели и проявляя при этом инициативу и самостоятельность.

Виды работы: викторины, КВНы; художественная самодеятельность (мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции, инсценировки экологических сказок и т.п.); выставки, ярмарки, «круглые столы», дискуссии, деловые игры.

Третий этап предусматривает развитие творчества учащихся, их самоорганизацию.

Преобладающие способы организации деятельности учащихся – массовые и коллективные (разновозрастные группы).

Задача учителя – воздействуя на эмоциональную сферу каждого школьника, направлять его способности и склонности в русло экологических проблем, формировать у учащихся потребность участвовать во всех делах классного и школьного коллектива.

Виды работы: конференции, вечера, «недели» (декады, месячники). Эти виды работ являются по сути синтетическими, т.е. включают в себя результаты разнообразных форм. Например, при подготовке к конференции или вечеру можно использовать итоги конкурсов, выставок, результаты исследований, полученных при занятии кружков, устные сообщения и стендовые публикации по материалам рефератов, докладов, а также художественную самодеятельность или выступление агитбригады.

Предметная неделя может стать центральным мероприятием в данной системе. При хорошей организации она способна объединить в себе практически все виды деятельности, которые станут ее составными частями. В ее организации целесообразно выделить два этапа: подготовительный и собственно проведение недели.

Подготовительный этап следует начать за 3-4 недели до проведения. Необходимо избрать совет, ядро которого могут составить старшеклассники и члены экологических (биологических, географических) кружков. В каждом классе избирается инициативная группа. Совет распределяет поручения между классами, а инициативная группа – между отдельными учащимися; каждая параллель отвечает за конкретное мероприятие заключительного этапа недели.

Примерный план предметной недели приведен в Приложении 4.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Важнейшей задачей научно-исследовательской деятельности студентов является дальнейшее развитие и совершенствование исследовательских умений и навыков.

В связи с этим студенты в период прохождения педагогической практики должны учиться:

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки и передового опыта;

· выбирать и обосновывать исследовательскую тему;

·  подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с литературным источником по данной проблеме;

· прогнозировать средства и методы исследования; определять и обосновывать:

а) цель                                   г) задачи

б) объект                               д) гипотезу

в) предмет                             е) этапы исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на них основе принимать решения по итогам исследовательской работы.

Исследовательская работа может проводиться как в рамках дипломной или курсовой работы отдельных студентов, так и для выполнения небольшого группового методического исследования студентов, которые проходят практику в одном учебном заведении (или параллели классов).

В первом случае тема и методы исследования определяются научным руководителем, а во втором самими студентами и групповым руководителем. По результатам исследования студенты представляют отчет на итоговой конференции по педагогической практике.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ:

1. Использование педагогического рисунка на уроке биологии

2. Приемы работы с учебником на уроке

3. Тестовый контроль знаний на уроке биологии

4. Межпредметные связи на уроках биологии

5. Оформление школьных результатов наблюдений на уроке биологии

6. Организация предметной недели в условиях школы

7. Организация домашних работ по биологии

8. Средства формирования практических умений и навыков на уроках биологии и т.д.

Такие исследования представляют собой анализ результатов педагогических наблюдений, изучение педагогической документации, экспресс-анализ анкет учеников, обобщение опыта учителя-предметника.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...