Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
УРОК БИОЛОГИИ УРОК – представляет собой логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, это динамичная вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения («Справочник администрации школы», 2002). Каждый урок является одним из звеньев системы уроков, и его тема тесно связана с предыдущим и последующим материалом. Для правильного распределения содержания программного материала учитель (студент) составляет тематический план, форма которого может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
В то время как тематический план определяет общие вопросы и систему уроков, на каждом отдельном уроке решается ряд частных вопросов, таких как: 1 – реализация воспитательного потенциала урока; 2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного материала на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).
К современному уроку биологии предъявляется ряд требований(«Справочник администрации школы», 2001): 1. Дидактические требования к уроку:формулирование образовательных задач, определение оптимального содержания урока, выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения; 2. Психологические требования к уроку:психологическая цель урока; организованность, организация познавательной деятельности и учет возрастных особенностей учащихся, стиль урока; 3. Гигиенические требования к уроку: предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности; 4. Требования к технике проведения урока: оптимальный темп урока, действия учителя и учащихся должны быть завершенными, урок – эмоциональным.
Урок биологии включает следующие основные этапы:
1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4. постановка цели занятия перед учащимися; 5. организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний; 6. первичная проверка понимания; 7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу; 8. творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 11. домашнее задание к следующему уроку; 12. подведение итогов урока.
Чем выше профессионализм и мастерство учителя, тем выше уровень проведения урока: Высший – прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий – включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний - выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий – организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
Педагогическая практика по предмету включает не только проведение уроков, но и анализ уроков учителей. Как правило, этот вид деятельности представляет значительные трудности практиканту, не смотря на то, что в период изучения курса методики обучения биологии, значительное внимание уделяется формированию умения анализировать урок. В Приложении 1,2 приводятся материалы (речевые клише анализа урока, «фотография урока», лист наблюдения и оценки урока), которые помогают зафиксировать элементы урока и в последствии станут материалом для глубокого анализа просмотренного урока.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |