Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА




УРОК БИОЛОГИИ

УРОК – представляет собой логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, это динамичная вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения («Справочник администрации школы», 2002).

Каждый урок является одним из звеньев системы уроков, и его тема тесно связана с предыдущим и последующим материалом. Для правильного распределения содержания программного материала учитель (студент) составляет тематический план, форма которого может выглядеть следующим образом:

 

Таблица 1

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Дата № урока по теме Тема урока Цели и задачи Метод обучения Виды контроля Средства обучения Домашняя работа
                 

 

В то время как тематический план определяет общие вопросы и систему уроков, на каждом отдельном уроке решается ряд частных вопросов, таких как:

1 – реализация воспитательного потенциала урока;

2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 – дидактические средства урока;

4 – самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 – методы закрепления пройденного материала на уроке;

6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

 

К современному уроку биологии предъявляется ряд требований(«Справочник администрации школы», 2001):

1. Дидактические требования к уроку:формулирование образовательных задач, определение оптимального содержания урока, выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

2.  Психологические требования к уроку:психологическая цель урока; организованность, организация познавательной деятельности и учет возрастных особенностей учащихся, стиль урока;

3. Гигиенические требования к уроку: предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности;

4. Требования к технике проведения урока: оптимальный темп урока, действия учителя и учащихся должны быть завершенными, урок – эмоциональным.

 

Урок биологии включает следующие основные этапы:

 

1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2. проверка домашнего задания;

3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4. постановка цели занятия перед учащимися;

5. организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;

6. первичная проверка понимания;

7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;

8.  творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11. домашнее задание к следующему уроку;

12. подведение итогов урока.

 

Чем выше профессионализм и мастерство учителя, тем выше уровень проведения урока:

Высший – прогнозирование способов перевода школьников к заданному

целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Высокий – включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной

задачам урока.

 Средний  - выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации

соответственно теме и задачам урока.

Низкий – организация опроса школьников и объяснение нового материала

по заранее составленному плану без активизации познавательной

деятельности учащихся, направленной на получение

             положительного результата.

 

Педагогическая практика по предмету включает не только проведение уроков, но и анализ уроков учителей. Как правило, этот вид деятельности представляет значительные трудности практиканту, не смотря на то, что в период изучения курса методики обучения биологии, значительное внимание уделяется формированию умения анализировать урок. В Приложении 1,2 приводятся материалы (речевые клише анализа урока, «фотография урока», лист наблюдения и оценки урока), которые помогают зафиксировать элементы урока и в последствии станут материалом для глубокого анализа просмотренного урока.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...