Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ




СОДЕРЖАНИЕ

 

   
Введение 3  
Права и обязанности участников педагогического процесса 5  
Содержание педагогической практики 8  
Формы организации учебного процесса 10  
Научно-исследовательская работа студентов-практикантов 15  
Учет и оценка результатов практики 16  
Критерии оценки педагогической практики студентов 17  
Приложения 22  
Список использованной литературы 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов в педагогических ВУЗах, в процессе которой закрепляются, углубляются теоретические знания и умения по специальности.

Педпрактика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами педагогической культуры современного учителя, формирование готовности к педагогическому творчеству.

Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном курсах проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов.

На четвертом курсе педпрактика носит групповой характер. На пятом курсе приобретает более индивидуальный и самостоятельный характер. Завершается педпрактика дифференцированными зачетами по педагогике, психологии и методике обучения биологии.

Цель данного пособия оказать помощь студентам-биологам в прохождении педагогической практики по предмету. В пособии рассматриваются вопросы содержания практики, обязанности всех участников процесса, урочная, внеклассная и научно-исследовательская деятельность.

Цель педагогической практики освоение всех областей профессиональной деятельности учителя биологии: проведения уроков, внеклассной и внеурочной деятельности по предмету, организации домашней работы учащихся.

Отсюда вытекает главная цель практики – освоение профессионального пространства будущим учителем биологии.

Основными задачами педпрактики являются:

n воспитание устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в правильности выбора;

n формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществление учебно-воспитательного процесса;

n развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;

n формирование опыта творческой педагогической деятельности, исследовательского подхода к педагогическому процессу;

n  формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;

n углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ВУЗе, формирование у них навыков по применению этих знаний при проведении учебно-воспитательной работы с учащимися;

n подготовка и проведение различных типов уроков с применением разнообразных методов преподавания;

n осуществление анализа и самоанализа уроков;

n закрепление и развитие у студентов устойчивого интереса и любви к профессии учителя биологии.

На естественно-экологическом факультете педагогическая практика, согласно учебному плану, проводится в два этапа: учебно-воспитательная на четвертом курсе и стажерская на пятом курсе. На четвертом курсе студенты работают с учащимися среднего звена общеобразовательных учебных заведений (основная школа) по курсам ботаники, зоологии и анатомии человека. Сроки проведения: февраль-март. На пятом курсе студенты работают с учащимися старшего звена (средняя школа) по курсу общей биологии. Сроки проведения: сентябрь-октябрь.

Эффективность педагогической практики зависит от слаженной работы всех участников процесса: студентов, учителей биологии, методистов института, основные стороны деятельности которых рассмотрены в следующем разделе и отражены в Типовом Положении.

 

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

(«Положение о профессиональной практике студентов», 2001)

 

СТУДЕНТЫ-ПРАКТИКАНТЫ:

 

Студенты имеют право по всем вопросам, возникающим в ходе практики, обращаться к руководителю практики института, администрации учебного учреждения, методистам, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации педагогической практики.

Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренных программой практики.

Студент обязан:

n выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения, руководителей практики, следить за строгим соблюдением техники безопасности, охраны труда, жизни и здоровья детей, соблюдать нормы педагогической этики;

n присутствовать на всех видах педагогической практики, согласно расписанию;

n активно участвовать в учебных занятиях, анализе уроков и других видах деятельности;

n  вести дневник практики по установленной ВУЗом форме, составлять конспекты уроков, вести учетную тетрадь, вовремя предоставлять ее учителю и методисту;

n проверять тетради с лабораторными работами учащихся;

n посещать уроки учителя-предметника;

n сдать в срок отчетную документацию на кафедру биологии.

 

ГРУППОВОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

n устанавливает связь с образовательным учреждением, ведет инструктивно-методическую работу с его педагогическими кадрами;

n организует и проводит установочную и итоговую конференции в школе;

n утверждает индивидуальные планы, контролирует их выполнение;

n вместе с администрацией образовательного учреждения обеспечивает выполнение программы практики;

n организует изучение студентами опыта творческой педагогической деятельности коллектива школы и отдельных педагогов;

n проводит в ходе практики методические совещания и семинары;

n анализирует отчетную документацию студентов и оценивает их работу с учителями и другими руководителями практики;

n составляет отчет о педагогической практике студентов и представляет его факультетскому руководителю;

n обеспечивает своевременное оформление соответствующей документации и представляет их факультетскому руководителю.

 

МЕТОДИСТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

n принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях в образовательном учреждении и институте;

n организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учителя по предмету;

n осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах (урок, кружок, факультатив и т.п.), проводит их коллективное обсуждение;

n помогает студентам разрабатывать и проводить учебные занятия различных типов, обеспечивает их воспитывающий и развивающий характер, применение разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

n включает студентов в работу методических объединений школы;

n оказывает научно-методическую помощь учителям учебного заведения в проведении работы со студентами-практикантами;

n представляет сведения по итогам проведенной практики групповому руководителю (либо факультетскому руководителю).

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

 

n обеспечивает нормальные условия прохождения педагогической практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам предстоящей практики;

n знакомит студентов с образовательным учреждением, режимом работы, с преподавателями, учебно-производственной базой (кабинетами, библиотекой и т.п.), успехами, достижениями, а также проблемами и трудностями коллектива;

n способствует созданию атмосферы доброжелательности, внимания, взаимопомощи в работе со студентами в руководимом им образовательном учреждении;

n включает студентов в многоплановую педагогическую деятельность образовательного учреждения, предоставляет им возможность участвовать в работе педагогического совета школы, методических объединений, родительского комитета;

n посещает выборочно уроки, воспитательные мероприятия студентов, участвует в обсуждении;

n вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;

n проводит совещание в начале и в конце педагогической практики.

 

УЧИТЕЛЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

n знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей работы, проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, включает студентов в педагогическую деятельность с детьми в соответствии с задачами педагогической практики;

n совместно с групповым руководителем (методистом) помогает каждому студенту в разработке индивидуального плана практики;

n консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, просматривает и утверждает планы-конспекты предстоящих уроков, дает согласие на допуск студента к учебному занятию;

n участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;

n поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковых занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию кино- и видеофильмов, подготовку лабораторных работ, дает характеристику студентам и оценку их учебной работы;

n участвует на совещании по педагогической практике у руководителя образовательного учреждения.

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

n знакомит студентов с составом учащихся класса, с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;

n проводит открытые внеклассные воспитательные мероприятия с учащимися;

n помогает студентам в планировании воспитательной работы и проведении коллективных творческих дел и других форм коллективной и индивидуальной деятельности с детьми;

n привлекает студентов к текущей воспитательной работе с классом: дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.;

n дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работы;

n участвует на совещании по педагогической практике у руководителя образовательного учреждения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Основное содержание практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:

n ознакомление с учебно-воспитательной работой образовательных учреждений;

n изучение учебной программы, планов учителя-предметника, классного руководителя;

n изучение личных дел учащихся, дневников, классных журналов, методики их ведения;

n проведение учебной и воспитательной работы по предмету биология;

n посещение уроков учителя и практикантов, участие в их анализе;

n изучение ребенка, подростка, выявление его способностей, интересов, мотивов общение и деятельности, проектирование его индивидуального развития;

n организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, коллективов класса, кружка и т.д.

n формирование и развитие личной общей и педагогической культуры.

Основное содержание педагогической практики реализуется:

n в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка и т.д.;

n в участии в опытно-экспериментальной и педагогической работе;

n в работе с родителями (посещение учащихся на дому, индивидуальные беседы с родителями, выступление на родительских собраниях и т.д.);

n самостоятельная методическая работа (участие в работе педагогических советов, методических объединений, сбор материала для выполнения курсовой или дипломной работ).

Содержание педагогической практики на 4 курсе

На предвыпускном курсе студенты проходят педпрактику в 6-9 классах. В период практики студенты закрепляются за классом для проведения уроков и учебно-воспитательной работы в качестве помощника классного руководителя и внеклассной работы по предмету, выполняют следующие виды педагогической деятельности:

n проводят уроки по предмету биология;

n планируют учебно-воспитательную работу на период педпрактики;

n выполняют учебную и внеклассную работу по предмету (посещение и анализ уроков и внеклассных занятий учителей-предметников, анализ тем и разделов учебника, учебной программы на период педпрактики, изучение необходимой научной и методической литературы, подбор и изготовление дидактического материала, разработка конспектов урока, организация внеклассной работы, посещение и анализ уроков других практикантов);

n психолого-педагогическое обучение учащихся и коллектива на основе ознакомления с личными делами учащихся, дневниками, классными журналами, творческими работами учащихся, наблюдениями за школьниками во время уроков и внеклассных занятий, бесед с учащимися, педагогами, родителями, составление психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся;

n воспитательная работа в качестве классного руководителя (участие в текущей воспитательной работе, проведение отдельных видов и форм воспитательной работы с учащимися).

 

Содержание педагогической практики на 5 курсе

Практика студентов выпускного курса характеризуется высокой степенью самостоятельности и ответственности студентов, расширением объема и сложности содержания работы. Студенты проходят практику преимущественно в 9-11 классах разных типов образовательных учреждений.

В ходе педпрактики студенты выполняют следующие виды деятельности:

n учебную работу по предмету (проведение уроков по 1-й и 2-й специальности, посещение и анализ уроков учителей-предметников и практикантов, факультативных и внеклассных занятий учителей, анализируют учебные программы и методическую литературу по предмету, самостоятельно подбирают и изготавливают дидактический материал, проводят самоанализ своих уроков и анализ уроков других студентов-стажеров);

n внеклассную работу (помощь в организации конференций, олимпиад, занятий кружков и т.д.);
психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива класса с использованием современных экспериментальных психолого-педагогической характеристики ученического коллектива;

n выполняют функцию классного руководителя (помощь в планировании работы, организации воспитательных мероприятий, встреч, бесед, экскурсий и т.д.);

n работа с родителями учащихся (выступление на классных собраниях по вопросам воспитания детей и т. д.);

n участие в методической и исследовательской работе (систематический анализ своей практической деятельности и опыта учебно-воспитательной работы учителя, участие в педагогических советах, семинарах и методических совещаниях учителей и классных руководителей, сбор материалов к дипломной работе).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...