Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Данный вопрос практически совпадает с предыдущим, однако в нем конкретизирована компетенция органов управления в сельскохозяйственных организациях.




Внутрихозяйственное управление в кооперативных организациях основано на принципе самоуправления, то есть все члены кооператива принимают участие в его управлении непосредственно или через созданные им органы управления. В кооперативных организациях преимущественной формой является коллективное управление.

В соответствии с Примерным уставом колхоза система органов управления в производственном сельскохозяйственном кооперативе (колхозе) включает:

общее собрание (собрание уполномоченных) членов колхоза;

правление колхоза;

председатель колхоза.

Члены колхоза имеют право участвовать в управлении делами колхоза, избирать и быть избранными в его органы управления, получать информацию о деятельности колхоза (п.12.3).

Общее собрание является высшим органом управления колхозом, которое правомочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности колхоза. Исключительная компетенция общего собрания закрепляется в уставе колхоза исходя из норм Примерного устава. Порядок, сроки созыва общих собраний определяются уставом. Решения на общем собрании принимаются простым большинством голосов, за исключением вопросов преобразования колхоза в хозяйственное товарищество или общество, когда в колхозе осталось менее трех членов.

По решению общего собрания в колхозе могут созываться собрания уполномоченных членов колхоза с внесением соответствующей записи в устав. Уполномоченные избираются на собраниях членов колхоза на срок, определяемый общим собранием членов колхоза. Количество уполномоченных не может быть менее 100 человек.

Общие собрания могут быть текущими – созываются в установленные сроки по мере необходимости, и внеочередными – созываются по требованию ревизионной комиссии или одной десятой части членов колхоза, имеющих право голоса.

Правление колхоза является исполнительным органом колхоза, осуществляет текущее руководство его деятельностью и представляет колхоз в хозяйственных и иных отношениях.

Правление колхоза избирается из членов колхоза общим собранием сроком на три года и подотчетно ему.

Председатель колхоза избирается из числа членов колхоза сроком на три года и освобождается от должности общим собранием членов колхоза. Председатель колхоза осуществляет повседневное руководство деятельностью колхоза и является одновременно председателем правления колхоза.

Для контроля за соблюдением Устава колхоза, иных локальных нормативных правовых актов колхоза, своевременным рассмотрением жалоб и заявлений членов колхоза, а также для проверки хозяйственно-финансовой деятельности колхоза общим собранием избирается ревизионная комиссия членов колхоза сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию.

В соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)» структура органов управления потребительского общества включает:

общее собрание членов потребительского общества, которое является высшим органом управления. При наличии в потребительском обществе кооперативных участков (они создаются, если членами потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество членов превышает 100 человек) высшим органом управления является собрание уполномоченных, порядок избрания которого определяется уставом потребительского общества;

правление потребительского общества, которое является исполнительным органом и подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных). Председатель и члены правления потребительского общества избираются из числа членов потребительского общества сроком на 5 лет.

Органом контроля потребительского общества является ревизионная комиссия, которая контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансово-хозяйственную деятельность, а также деятельность созданных потребительским обществом унитарных предприятий и учреждений.

Ревизионная комиссия избирается из членов потребительского общества (кроме лиц, избранных членами правления) сроком на 5 лет, подотчетна общему собранию.

Аналогичные органы управления и контроля действуют в союзах потребительских обществ.

Система внутрихозяйственного управления в крестьянском (фермерском) хозяйстве зависит от состава этого хозяйства. В соответствии с Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два и более члена, осуществляет общее собрание членов фермерского хозяйства, которое является высшим органом управления, и глава фермерского хозяйства, который является исполнительным органом фермерского хозяйства, подотчетен общему собранию. Все члены фермерского хозяйства имеют равные права при принятии решений общего собрания. Однако, при равенстве голосов членов фермерского хозяйства принятым считается решение, за которое проголосовал глава фермерского хозяйства.

В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава фермерского хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.


60. Разгосударствление и приватизация в агропромышленном комплексе: понятие, основные направления и принципы

Общие вопросы разгосударствления и приватизации государственного имущества регулируются Законом Республики Беларусь 19 января 1993 г. № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».

Приватизация в сельском хозяйстве и АПК проводится в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, особенности приватизации отдельных отраслей АПК и видов государственной собственности в сельском хозяйстве могут устанавливаться специальным законодательством.

К особенностям приватизации в сельском хозяйстве и АПК можно отнести следующее:

Объектами первоочередной приватизации были признаны следующие виды предприятий, преобразование которых в иные организационно-правовые формы происходило в ходе аграрной реформы:

предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;

предприятия, обслуживающие сельское хозяйство;

предприятия, выпускающие продукцию производственно-технического назначения для переработки сельскохозяйственной продукции.

Допускается приватизация предприятий всех отраслей АПК, в том числе сельского хозяйства, однако приватизация сельскохозяйственных предприятий ограничена определенными условиями.

При разгосударствлении сельскохозяйственных предприятий не может быть приватизирована земля, находящаяся в пользовании данного предприятия, так как земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, находятся только в государственной собственности.

Приватизация в сельском хозяйстве ориентирована в первую очередь на экономически несостоятельные сельскохозяйственные организации, что предусмотрено Государственной программой возрождения и развития села. Основной способ приватизации таких предприятий – продажа убыточного сельскохозяйственного предприятия как имущественного комплекса в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2004 г. № 280.

Основным способом приватизации в перерабатывающих и обслуживающих отраслях АПК является преобразование их в открытые акционерные общества, и этот способ рекомендовано применять для приватизации республиканских и коммунальных предприятий различных отраслей.

Перечень видов предприятий перерабатывающих и обслуживающих отраслей, которые преобразуются в ОАО, и условия приватизации, в том числе особенности приватизации в отдельных отраслях определяются специальным законодательством:

Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 1995 г. № 63 «Об акционировании льноперерабатывающих предприятий»;

Сохраняются ограничения в приватизации отдельных предприятий АПК, в том числе перерабатывающих и обслуживающих отраслей, в целях сохранения контроля государства над ключевыми отраслями.

Объекты, не подлежащие приватизации, установлены Законом Республики Беларусь 15 июля 2010 г. № 169-з «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»

Установлены виды предприятий некоторых отраслей АПК, контрольный пакет акций которых при приватизации сохраняется за государством. Управление имуществом этих предприятий, принадлежащее государству, осуществляет МСХ, а соответствующих коммунальных предприятий – управлениям (комитетам) по сельскому хозяйству.


61. Правовой режим имущества государственных сельскохозяйственных организаций

В соответствии со ст. 109 ГК имущество кооператива находится в собственности самого кооператива, члены кооператива имеют в отношении этого имущества только обязательственные права (ст. 44 ГК). Такое же правило действует для колхозов как особой организационно-правовой формы сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Колхоз как юридическое лицо обладает обособленным имуществом. В соответствии с Примерным уставом колхоза в собственности колхоза может находиться любое имущество производственного и социального назначения. Используя это имущество, колхоз ведет производственную деятельность и самостоятельно формирует свою социальную инфраструктуру.

Источники формирования имущества колхоза законодательством точно не определены. Учитывая, что у членов колхоза отсутствует обязанность внесения имущественного паевого взноса, основным источником формирования имущества колхоза служит его производственная деятельность и полученные в ее процессе доходы. Так, в соответствии с п. 23 Примерного устава колхоз имеет право приобретать материальные ресурсы, а также арендовать и приобретать здания, сооружения, технические средства, сырье, инструменты, оборудование и иное имущество у юридических и физических лиц.

Имущественное участие членов колхоза в формировании колхозной собственности носит исключительно добровольный характер. Колхоз имеет право привлекать на добровольной основе денежные и имущественные взносы членов колхоза по решению общего собрания и распределять часть доходов или продукции пропорционально размерам этих взносов.

Имущество колхоза распределяется на фонды, которые представляют собой обособленную часть имущества колхоза, имеющую определенное хозяйственное назначение и правовой режим. Порядок создания и использования фондов определяется колхозом самостоятельно по решению общего собрания.

Фонды, создаваемые колхозом, могут быть делимыми и неделимыми, денежными и натуральными. Согласно п. 25 Примерного устава для осуществления своей деятельности колхоз создает, планомерно использует и пополняет основные и оборотные фонды. Эти фонды, кроме созданных за счет средств паевых взносов, имущественных вкладов, долевого фонда членов колхоза, являются неделимыми. Они не подлежат распределению между членами колхоза и используются только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных). Неделимые фонды могут создаваться в натуральном виде.

К делимым фондам, создание которых предусмотрено Примерным уставом колхоза, относятся:

фонд имущественных вкладов (взносов), который распределяется между членами колхоза, внесшими эти вклады;

долевой фонд членов колхоза, который является специальным фондом. Создается для повышения заинтересованности членов колхоза в улучшении использования фондов путем зачисления в него части вновь создаваемых за счет собственных средств основных фондов (в натуральном и денежном выражении). В том числе в этот фонд включаются добровольно объединенные при создании колхоза имущественные средства граждан.

Распоряжение имуществом колхоза, произведенной продукцией и денежными средствами осуществляют его органы управления. Так, общее собрание определяет виды, размеры, направления использования фондов и резервов колхоза, порядок их формирования; решает вопросы отчуждения и приобретения основных фондов; рассматривает вопросы изъятия земель. Правление колхоза обеспечивает эффективное использование земель колхоза, его материальных и финансовых ресурсов, решает вопросы о заключении договоров по распоряжению имуществом. Председатель колхоза в пределах, устанавливаемых общим собранием, распоряжается имуществом и средствами колхоза.

Члены колхоза в процессе его текущей деятельности имеют только некоторые права и обязанности по использованию имущества колхоза (право пользоваться имуществом колхоза для личных нужд в установленном колхозом порядке, обязанность беречь собственность колхоза, не допускать нерадивого к ней отношения, бесхозяйственности).


62. Права и обязанности субъектов сельскохозяйственной деятельности по использованию земель

 


63. Правовое регулирование семеноводства

Основным нормативным правовым актом, который действует в сфере правового регулирования семеноводства, является Закон Республики Беларусь от 14 февраля 1997 г. «О семенах». Этот закон не дает легального определения семеноводства как вида сельскохозяйственной деятельности, однако анализ законодательства о семенах показывает, что под семеноводством можно понимать деятельность, связанную с производством, заготовкой, реализацией семян, использованием семян для посева. Выращивание растениеводческой продукции в содержание семеноводства не входит и законодательством о семенах не регулируется.

Семеноводством могут заниматься юридические и физические лица, независимо от форм собственности и организационного статуса, имеющие право заниматься производством, заготовкой, реализацией, использованием семян.

Юридические и физические лиц, занимающиеся производством, заготовкой семян для реализации могут заниматься этой деятельностью только после включения их в Государственный реестр производителей, заготовителей семян, который ведется с целью обеспечения потребителей семенами с высокими сортовыми и посевными качествами. Ведение Государственного реестра возлагается на Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» за счет республиканского бюджета.

При включении в Государственный реестр производителей, заготовителей семян учитывается материально-техническая база, квалификация кадров и другие условия, которых требует технология производства, заготовки семян. Порядок ведения Государственного реестра производителей, заготовителей семян утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 2006 г. № 1135.

Включение в Государственный реестр юридических и физических лиц производится по их заявке (заявлению) после обследования производственных объектов на наличие условий, необходимых для выращивания и заготовки семян с высокими посевными и сортовыми качествами. В реестр не включаются физические лица, занимающиеся реализацией семян овощных и цветочных культур, расфасованных в пакеты и приобретенных у юридических лиц, включенных в реестр.

На основании решения Минсельхозпрода о включении в реестр лица, занимающегося производством и заготовкой семян, этому лицу Главной государственной инспекцией по семеноводству, карантину и защите растений выдается паспорт на право производства, заготовки и реализации семян сроком на 5 лет. Лица, не включенные в реестр, могут производить, заготавливать семена только для собственного использования без права их реализации.

Законодательством установлены специальные требования к семенам, которые используются для посева и реализации. На посевные цели могут использоваться только семена сортов и древесно-кустарниковых пород, включенные в Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород или признанные перспективными.

Реестр представляет собой единый банк данных о сортах и древесно-кустарниковых породах. Перечень сортов и пород, включаемых в реестр, утверждается совместным решением Минсельхозпрода и Министерства лесного хозяйства по представлению Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений.

Для определения хозяйственно ценных и других свойств сортов и пород проводится государственное сортоиспытание. Новые сорта, показавшие за один-два года государственного испытания лучшие результаты по продуктивности и другим ценным свойствам, но по которым нельзя принять окончательные о включении в реестр, могут признаваться перспективными и использоваться в установленном порядке.

Импорт семян сортов в Республику Беларусь допускается по разрешению Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений при наличии фитосанитарного сертификата государства-экспортера, при условии, что семена относятся к сорту, который прошел государственное сортоиспытание и включен в реестр сортов и древесно-кустарниковых пород.

Порядок выдачи разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь семян и вывоза их за ее пределы установлен Минсельхозпродом (постановление от 19 сентября 2006 г. № 61).


64. Правовое регулирование селекционной деятельности

Понятие селекционной деятельности в законодательстве не дается. Селекционную деятельность можно определить как совокупность имущественных и неимущественных отношений по созданию, использованию и правовой охране селекционных достижений. Селекционная деятельность является научно-технической основой развития двух основных отраслей сельского хозяйства: животноводства и растениеводства. Соответственно можно выделить два вида селекционной деятельности, которая не имеет единообразного правового регулирования.

В соответствии с ГК (ст. 1003) селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растений, полученный искусственным путем или путем отбора, имеющий один или несколько существенных признаков, отличающих его от существующих сортов растений, а селекционным достижением в животноводстве признается порода, то есть целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить ее от иных пород этого же вида, и количественно достаточную для размножения в качестве одной породы.

Селекционные достижения относятся к объектам интеллектуальной собственности и включаются в состав промышленной собственности, обладая соответствующим уровнем охраны. Селекционная деятельность в растениеводстве может вестись любыми гражданами вне зависимости от их трудового и профессионального статуса, в том числе в порядке выполнения служебного задания или трудовых обязанностей. Селекционером или автором сорта признается гражданин, творческим трудом которого выведен сорт. Автору принадлежит личное неотчуждаемое право авторства.

Для признания сорта селекционным достижением он должен обладать следующими признаками: новизной, отличимостью, однородностью, стабильностью. Охраняемыми категориями сорта являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.

Новый сорт охраняется государством при условии выдачи патента. Патент выдается государственным патентным ведомством и удостоверяет: авторство селекционера, приоритет сорта, исключительное право патентообладателя на его использование. Патентообладателями могут быть автор (авторы) сорта, наследники автора сорта, а также юридические или физические лица, указанные автором в заявке или заявлении, поданном в патентное ведомство до регистрации сорта при наличии договора, в том числе работодатель.

До выдачи патента сорт проходит государственную проверку на соответствие требованиям селекционных достижений, являющуюся составной частью патентной экспертизы, в порядке, установленном Положением о сортоиспытании, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 2006 г. № 1135.

Государственное испытание сортов и древесно-кустарниковых пород обеспечивает Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений при Минсельхозпроде. Необходимое количество и качество посадочного материала для проведения проверки должно быть предоставлено заявителем безвозмездно в указанную Государственную инспекцию. После признания сорта селекционным достижением он регистрируется в Реестре охраняемых сортов.

Исключительные права по использованию новых сортов растений, признанных селекционными достижениями, принадлежат патентообладателю в течение всего срока действия патента. Права патентообладателя распространяются и на посадочный материал охраняемого сорта. Использование этого сорта другими лицами может осуществляться на основе лицензионного договора, а посадочного материала – с разрешения патентообладателя. В отношение посадочного материала охраняемого сорта требуют разрешения следующие действия: производство или воспроизводство (размножение); доведение до посевных кондиций в целях размножение; предложение к продаже, продажа или другие виды сбыта; ввоз, вывоз; хранение для перечисленных выше целей.

Селекционная деятельность в животноводстве практически не урегулирована в законодательстве. Правовой основой этой деятельности является только Закон Республики Беларусь от 28 сентября 1994 г. «О племенном деле в животноводстве».


65. Правовое регулирование племенной деятельности

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 сентября 1994 г. «О племенном деле в животноводстве» племенное дело – комплекс мероприятий в животноводстве, направленных на сохранение, улучшение и рациональное использование полезных наследственных качеств животных.

Племенная продукция (продукция племенных животных) - молодняк, сперма, эмбрионы, яйцо, икра, личинки, мальки, пчеломатки, пчелопакеты, которые получены от племенных животных.

Задачами племенного дела являются:

разведение, выращивание, рациональное использование и защита племенных животных, сохранение их здоровья и высокой плодовитости;

совершенствование средств и методов осуществления племенного дела;

создание новых пород (кроссов, линий) племенных животных;

постепенное увеличение продуктивных и генетических требований, которым должны соответствовать племенные животные;

получение продукции племенных животных;

сохранение генофонда, создание генетической структуры пород и типов животных.

Племенным делом могут заниматься юридические и физические лица, независимо от форм собственности, организовавшие племенное хозяйство. Они могут выбрать любую организационно-правовую форму ведения племенного дела при условии ведения учета происхождения и продуктивности племенных животных. Должностные лица и специалисты по племенному делу племенных хозяйств (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств) должны иметь зоотехническое либо ветеринарное образование.

В зависимости от качества и количества племенных животных и их пород, уровня продуктивности этих животных племенные хозяйства подразделяются на различные категории: племенные заводы, селекционно-гибридные центры, племптицерепродукторы, племенные совхозы (колхозы), племенные крестьянские (фермерские) хозяйства.

Отнесение племенного хозяйства к той или иной категории проводится путем аттестации, по результатам которой хозяйству выдается паспорт племенного хозяйства. Аттестация представляет собой комиссионную оценку субъектов хозяйствования, которые занимаются разведением и выращиванием племенных животных.

Племенные хозяйства являются владельцами племенных животных и племенной продукции. Они должны вести учет происхождения и продуктивности племенных животных. Племенными животными считаются животные, типичные для определенной породы, с достоверным происхождением, имеющие индивидуальный номер. Реализация племенных животных или их продукции на племя допускается только при наличии племенного свидетельства, выдаваемого племенным хозяйством.

Племенные хозяйства пользуются государственной поддержкой, меры которой определены Законом о племенном деле в животноводстве, а также Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. № 1917 «О республиканской программе по племенному делу в животноводстве на 2011 - 2015 годы».

Государственное управление и государственный контроль за племенным делом осуществляет государственная племенная служба, правовое положение которой определено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 129 «Об утверждении положения о государственной племенной службе».


66. Правовое регулирование ветеринарной деятельности

В соответствии Законом Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. N 161-з о ветеринарной деятельности, ветеринарная деятельность - деятельность по проведению ветеринарных мероприятий, производству, транспортировке, хранению, реализации и применению ветеринарных средств и иная деятельность, направленная на обеспечение ветеринарного благополучия.

Охрана здоровья животных предусматривает предупреждение и ликвидацию болезней животных; лечение больных животных, которое допускается только с использованием зарегистрированных в Республике Беларусь ветеринарных препаратов; защиту животных от воздействия экстремальных природных и техногенных факторов; создание надлежащих условий для содержания животных.

В целях защиты людей от болезней, общих для человека и животных осуществляется контроль за заносом таких болезней с территории других стран при перемещении живых животных, животноводческой продукции или кормов для животных; профилактика и ликвидация заболеваний (вакцинация животных, введение ограничительных мер по предупреждению распространения инфекционных заболеваний животных, изъятие животных и продуктов животного происхождения); введение ограничений на поставку животноводческой продукции.

Получение качественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения включает обеспечение надлежащего ветеринарно-санитарного состояния животноводческих объектов; ветеринарно-санитарную оценку производимых, перерабатываемых и хранящихся продуктов животного происхождения; ветеринарно-санитарную экспертизу продукции.

Руководство ветеринарным делом осуществляет Минсельхозпрод.

Ветеринарная служба состоит из государственной ветеринарной службы, ветеринарной службы юридических лиц, осуществляющих ветеринарную деятельность.

Государственная ветеринарная служба включает соответствующие органы республиканского, областного, и местного уровня, и специализированные ветеринарные органы на государственной границе и транспорте:

Главное управление ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода;

Государственное учреждение «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте»;

Управления (отделы) ветеринарии областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию;

Районные (городские) ветеринарные станции и некоторые другие.

Руководители и главные специалисты этих государственных ветеринарных служб являются ветеринарными инспекторами и осуществляют ветеринарный надзор в зоне их деятельности.

Ветеринарная служба юридических лиц включает:

ветеринарную службу, которая действует на соответствующих предприятиях;

ветеринарные организации и ветеринарных специалистов, осуществляющих предпринимательскую ветеринарную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).

Эта служба создается за счет юридических и физических лиц.

Ветеринарные специалисты ведомственной службы и службы юридических и физических лиц обязаны:

оказывать необходимую ветеринарную помощь больным животным;

обеспечивать в зоне обслуживания своевременное и качественное проведение ветеринарных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию заразных и незаразных заболеваний животных, производство качественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного происхождения.

 


67. Государственный ветеринарный надзор и фитосанитарный контроль

Согласно Закон Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. № 77-З «О защите растений», государственный фитосанитарный контроль - деятельность уполномоченных государственных органов по выявлению карантинных объектов, установлению фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области карантина растений.

Положение о порядке осуществления государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2006 г. № 881.

Государственный фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения осуществляют государственные инспекторы по карантину растений Государственного учреждения "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" и его территориальных организаций в целях выявления карантинных объектов.

Государственному фитосанитарному контролю в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь подлежит подкарантинная продукция, ограниченная к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе на основании неэкономического характера, перечень которой утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 "О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь"

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1995 г. № 475» О мерах по дальнейшему развитию ветеринарного дела в Республике» установлено, что государственный ветеринарный надзор на государственной границе и транспорте в республике осуществляет Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте. Начальник этого управления одновременно является главным государственным ветеринарным инспектором Республики Беларусь на государственной границе и транспорте - заместителем главного государственного ветеринарного инспектора Республики Беларусь. Он назначается на должность (на контрактной основе) и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по представлению Главного управления ветеринарии.

Перевозки животных (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных, рыб, пчел), мяса и других продуктов животного происхождения всеми видами транспорта и перегон животных производятся под контролем специалистов государственной ветеринарной службы в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением установленных правил.

Животные, продукты животного происхождения, поступающие на заготовительные пункты или базары, рынки и ярмарки для продажи, подлежат обязательному ветеринарно-санитарному осмотру, а в случае необходимости - соответствующему исследованию. Ветеринарно-санитарной экспертизе обязательно подвергается также добытая на охоте дичь.

Для продажи на базары, рынки и ярмарки допускаются только здоровые животные из местности и хозяйств, благополучных по заразным болезням животных, что подтверждается ветеринарными свидетельствами или справками.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 8 октября 2010 г. № 1462 в Республике Беларусь создано государственное учреждение «Ветеринарный надзор».


68. Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций

Производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организацийнаправлена на эффективную организацию производственных процессов и взаимодействие предприятия с другими субъектами хозяйствования. Производственно хозяйственная деятельность объединяет совокупность правоотношений, обеспечивающих выполнение уставных задач.

Основное содержание производственно-хозяйственной деятельности составляет производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация, которые определяют статус сельскохозяйственных производителей. Закрепление этих видов деятельности в качестве основных указывает на специальную правоспособность сельскохозяйственных производителей. Специальная правоспособность сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей может быть прямо определена в законодательстве или вытекать из характера их производственной деятельности.

Сельскохозяйственные производители могут заниматься другими, не запрещенными законодательством, видами предпринимательской деятельности на общих основаниях.

Отдельные виды деятельности в сфере АПК могут быть ограничены на территориях с особым правовым режимом (территории свободных экономических зон, территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, особо охраняемые природные территории), а также по видам деятельности, связанным с безопасностью населения (например, культивирование растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, производство табачных изделий и алкогольной продукции).

Производственно-хозяйственная деятельность основана на принципе хозяйственной самостоятельности, который предусматривает, что субъекты АПК самостоятельно формируют программу хозяйственной деятельности в соответствии со своей уставной правоспособностью.

Производственно-хозяйственная деятельность складывается по двум направлениям,включая:

внутрихозяйственную деятельность, то есть отношения, которые складываются между предприятием и его работниками, структурными подразделениями по поводу выполнения уставных задач. Регулируется уставом сельскохозяйственной организации и локальными нормативными правовыми актами.

внешнюю производственно-хозяйственную деятельность, то есть отношения между данной организацией и другими субъектами экономической деятельности. Осуществляется в основном на договорной основе.

Содержаниепроизводственно-хозяйственной деятельности составляют правоотношения, возникающие в связи с осуществлением уставной деятельности, к которым относятся:

планирование сельскохозяйственного производства;

определение специализации и развитие основных отраслей производства;

создание внутрихозяйственных структурных подразделений;

использование земельных и других природных ресурсов;

материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства;

финансовое обеспечение деятельности;

реализация продукции и другие.

Сельхозпроизводители самостоятельно планируют свою производственно-хозяйственную деятельность, направления, объемы и структуру производства с учетом государственных заданий по поставкам продукции для государственных нужд и целевых (комплексных) программ по развитию отдельных отраслей АПК.

Специализация сельскохозяйственных предприятий определяется на основании схем развития и размещения отраслей сельхозпроизводства, подготовку которых организует Минсельхозпрод с учетом природно-климатических и региональных (местных) экономических условий.

Оптимальная структура сельхозпроизводства сельскохозяйственных предприятий устанавливается проектами внутрихозяйственного землеустройства, которые разрабатываются для каждой сельскохозяйственной организации.


69. Лицензирование сельскохозяйственной деятельности

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», единственным видом деятельности в области сельского хозяйства является ветеринарная деятельность.

Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Не требуется получения лицензии для осуществления диагностики, профилактики заболеваний и лечения сельскохозяйственных животных при производстве продукции животноводства в рамках производственного цикла и оказании данных услуг населению.

Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

для диагностики, профилактики заболеваний и лечения сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании объекта, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности (складские и предназначенные для проведения лечебно-профилактических манипуляций с животными помещения), соответствующего ветеринарно-санитарным правилам;

наличие не менее чем у одного штатного работника юридического лица, представительства иностранной организации, у индивидуального предпринимателя высшего или среднего специального ветеринарного образования;

для производства ветеринарных препаратов:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании производственных объектов, складов (складских помещений), соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для выпуска качественных ветеринарных препаратов, их хранения, оптовой и розничной реализации;

оснащение производства техническими средствами, позволяющими обеспечить осуществление производства, оптовую и розничную реализацию ветеринарных препаратов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а для производителей спиртосодержащих ветеринарных препаратов - также наличие необходимого технологического оборудования, принадлежащего:

юридическому лицу, иностранной организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

 для оптовой и розничной реализации ветеринарных препаратов - наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании складов (складских помещений), соответствующих ветеринарно-санитарным правилам.

Особым лицензионным требованием и условием для производства ветеринарных препаратов, оптовой и розничной реализации ветеринарных препаратов является хранение и (или) реализация ветеринарных препаратов со складов (складских помещений), указанных в лицензии.

До принятия решения по вопросам лицензирования Министерство сельского хозяйства и продовольствия вправе провести оценку соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

хранение и (или) реализация ветеринарных препаратов со складов (складских помещений), не указанных в лицензии;

нарушение лицензиатом требований ветеринарно-санитарных правил в части, касающейся транспортировки, хранения и реализации ветеринарных препаратов;

реализация ветеринарных препаратов без документов, подтверждающих их качество;

реализация незарегистрированных ветеринарных препаратов, ввезенных без разрешения уполномоченного республиканского органа государственного управления.


70. Правовое регулирование материально-технического обеспечения сельского хозяйства

Материально-техническое обеспечение сельхозпроизводителей предусматривает материально-техническое снабжениеэтих субъектов продукцией производственно-технического назначения (сельхозтехникой, семенами, удобрениями, топливом и другими средствами производства); а также производственно-техническое обслуживание,в том числестроительство производственных и иных объектов, ветеринарное, агрохимическое, ремонт техники и другие виды.

Материально-техническое обеспечение осуществляется, как правило, на договорной основес другими коммерческими организациями, в том числе специализированными организациями АПК, созданными для материально-технического обеспечения сельского хозяйства (обслуживающие, снабженческие, ремонтные и другие).

Проектирование, строительство, эксплуатация мелиоративных систем и объектов водного хозяйства осуществляется предприятиями и организациями по мелиорации и водному хозяйству, которые и находятся в ведении Департамента по мелиорации и водному хозяйству.

Производственно-техническое обслуживание и материально-техническое снабжение (энергетическое обслуживание, электрификация, агрохимическое обслуживание и водоснабжение, ремонт, сервисное обслуживание, изготовление сельскохозяйственной и другой техники, энергетического и технологического оборудования) возлагается на предприятия Республиканского объединения «Белагросервис».

Ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники проводится на специализированных ремонтных предприятиях Минсельхозпрода.

При обслуживающих предприятиях и других юридических лицах, занятых обслуживанием сельхозпроизводства, для оказания помощи колхозам и другим сельхозпредприятиям по выполнению работ по возделыванию сельскохозяйственных культур, уборке и доработке урожая и оказанию других видов помощи могут создаваться механизированные отряды на постоянной или временной основе.

В рамках централизованного материально-технического обеспечения сельского хозяйствасоответствующим государственным органам, сельскохозяйственным и другим организациям могут устанавливаться плановые задания и перечень мероприятий по обеспечению сельхозпроизводства. Приобретение материально-технических ресурсов, выделяемых в централизованном порядке, может осуществляться за счет из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, областных бюджетов, бюджетных займов, собственных средств сельскохозяйственных организаций, кредитов банков.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках» установлены особенности государственных закупок товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Конкурсы (иные виды процедур закупок) по государственным закупкам товаров для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по перечню, определяемому Президентом Республики Беларусь, осуществляются Республиканской комиссией по проведению таких конкурсов. Такой Перечень утвержден названным указом.

Для централизованного осуществления государственных закупок товаров в соответствии с данным перечнем Республиканская комиссия ежегодно проводит не более двух конкурсов по государственной закупке таких товаров. Организационно-методическое обеспечение этой деятельности этой комиссии и ее взаимодействие с заказчиками осуществляет Минсельхозпрод.


71. Правовое регулирование финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий

Финансовая деятельность включает отношения, которые возникают в связи с финансовым обеспечением уставных задач. Субъекты сельскохозяйственной деятельности самостоятельно формируют свои финансовые ресурсы за счет любых источников, предусмотренных законодательством, и используют их для выполнения уставных целей деятельности.

Финансовые отношения сельхозпроизводителей складываются по нескольким направлениям:

с государственными финансовыми органами в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством (эти отношения регулируются налоговым и бюджетным законодательством);

с другими субъектами хозяйственной деятельности в рамках кредитно-финансовых, страховых, инвестиционных и других правоотношений;

со своими структурными подразделениями и отдельными работниками по распределению дохода, рассчетно-кассовому обслуживанию, обеспечению финансовой дисциплины.

Отдельные виды финансовых отношений сельхозпроизводителей могут иметь особенности по сравнению с общим порядком правового регулирования этих отношений.

Предоставление кредитов для с/х предприятий: по 2-м напрвлениям:

1)    На подготовку и проведение весенне-полевых работ

2)    Для закупки с/х продукции для государственных нужд.

Это краткосрочное кредитное обязательство. Кредитный договор заключается с производителем и обслуживающими предприятиями. Обязательные условия:

· Фин. устойчивость с/х предприятия без просроченных долгов перед банком по ранее полученным кредитам.

· Целевой характер

· Обеспеченность высоколиквидным залогом – на сумму кредита + % + убытки - В договоре д. б. предусмотрена обязанность с/х предприятия обеспечить наличие денежных средств на своем текущем счете к моменту наступления сроков его возврата с обязательным указанием сроков и последствий несоблюдения договора.

· Право на бесспорное взыскание кредита и % по нему.

· Право банка на досрочное расторжение кредитного договора и взыскания задолженности в случае сокращения поступления денег на р/с хозяйства в связи с осуществлением бартерных сделок, переуступки требований и перевода долга.

Для с/х продукции кредиты на сезон накопления с предприятиями, заготовителями и переработчиками с/х продукции + предприятиями, наделенными функциями производителя + осуществляющими закупку продукции для ГН.

Заготовитель д. предоставить банку гос. контракт и реестры контрактов, заключенных с производителями на их поставку – д. б. предусмотрена с одной стороны обязанность по удержанию выданных авансов, с другой – обязанность поставщика расходовать полученные средства на цели, связанные с авансированием с/х продукции.

Если у заготовителя не достаточно средств – кредит на сезонное накопление с/х р-т.

Возврат – по мере переработки с/х продукции и ее реализации, но не позднее сезона закупок.

В кредитном договоре д. б. конкретные сроки погашения кредита на основании предоставления заемщиком графиков переработки и реализации готовой продукции.


72. Правовое регулирование налогообложения и налоговых льгот в сельском хозяйстве

Льготное налогообложение может применяться при общей системе налогообложения применительно к отдельным налогам и неналоговым платежам, установленным для сельскохозяйственных производителей и иных субъектов АПК в виде льготной ставки налогообложения, освобождения полностью или частично от уплаты налогов и иных платежей.

Льготы могут предоставляться для налогообложения доходов (прибыли) и имущества, которое используется для сельскохозяйственной деятельности.

Так, не облагается налогом на недвижимость: здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также бывшим работникам таких организаций, с которыми трудовой договор прекращен в связи с выходом на пенсию; здания и сооружения организаций потребительской кооперации, относящиеся к объектам торговли и общественного питания и расположенные в сельской местности.

Специальная система налогообложения субъектов сельскохозяйственной деятельности предусматривает уплату единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с Главой 36 Налогового кодекса (особенной части)производители сельскохозяйственной продукции (организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, - в части этой деятельности) могут перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Уплата единого налога заменяет уплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением:

акцизов;

налога на добавленную стоимость;

налога на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов;

государственных пошлин, лицензионных и регистрационных сборов;

обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты;

отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости;

таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Единый налог уплачивается в размере 2% от валовой выручки организации (обособленного подразделения по производству сельскохозяйственной продукции).


73. Правовые основы договорных отношений в сельском хозяйстве

Договор – основная правовая форма экономических связей между субъектами. Сельскохозяйственный договор – договор с участием производителей аграрной продукции, в которой учитываются особенности производства продукции в сельском хозяйстве.

Выделяют следующие группы договоров:

Договоры в сфере реализации сельхозпродукции (купля-продажа,


74. Общая характеристика и особенности правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве

В настоящее время правовое регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве в целом унифицировано и осуществляется единообразно применительно ко всем категориям лиц, занятым в сельскохозяйственном производстве. Можно выделить следующие категории работников, у которых могут складываться трудовые отношения с сельскохозяйственными организациями:

наемные работники, которые находятся в трудовых отношениях с сельскохозяйственными организациями независимо от их организационно-правовой формы;

лица, трудовые отношения которых основаны на членстве (участии) в сельскохозяйственных организациях различных организационно-правовых форм (производственные кооперативы, фермерские хозяйства и другие);

лица, привлекаемые для выполнения сезонных или иных сельскохозяйственных работ в качестве вспомогательной рабочей силы (лица, состоящие на учете в службе занятости и направляемые на общественные работы; работники других организаций, оказывающие помощь сельскохозяйственным предприятиям; учащиеся и другие). Трудовые отношения наемных работников регулируются трудовым законодательством без каких-либо изъятий.

Трудовые отношения, основанные на членстве в сельскохозяйственных организациях, регулируются совместно трудовым законодательством (ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь), а также локальными нормативными правовыми актами и учредительными документами, которые не должны ухудшать положение членов этих организаций по сравнению с законодательством о труде.

В соответствии с Примерным уставом колхоза с лицом, принятым в члены колхоза, заключается трудовой договор (контракт) о приеме на работу. На каждого члена колхоза ведется членская книжка и трудовая книжка установленного образца. Член колхоза имеет право на получение работы в колхозе с гарантированной оплатой труда в соответствии с уровнем квалификации, образованием способностями, личными качествами и с учетом потребностей колхоза. Продолжительность и распорядок рабочего дня в колхозе, порядок предоставления выходных дней, трудовых отпусков, минимум трудового участия, применение дисциплинарных взысканий регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка колхоза, которые утверждаются общим собранием (п. 48). Колхоз самостоятельно определяет форму, систему и размер оплаты труда членов колхоза. Максимальный размер заработка не ограничивается. Оплата труда может производиться в денежной или частично в натуральной форме (с согласия члена колхоза).

Член колхоза обязан добросовестно работать в колхозе, соблюдать трудовую (исполнительскую) и производственную дисциплину, другие трудовые обязанности. Члены колхоза, не выполнившие без уважительных причин установленный минимум трудового участия в колхозном производстве, совершившие производственные упущения и другие проступки, выбывшие из колхоза без уважительных причин до окончания хозяйственного года или исключенные из членов колхоза, могут частично или полностью лишаться соответствующих видов материального поощрения.

Особенности трудовых отношений членов фермерского хозяйства установлены Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым (ст. 5) порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в его деятельности устанавливается уставом.

Глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о труде. На членов фермерского хозяйства ведутся трудовые книжки в установленном порядке. Закон не предусматривает дополнительного оформления трудовых отношений главы крестьянского хозяйства. Деятельность главы фермерского хозяйства, как правило, имеет бессрочный характер, он выполняет функции руководителя данной организации до его переизбрания в установленном порядке. Глава крестьянского хозяйства не может быть одновременно руководителем другой коммерческой организации. Глава крестьянского хозяйства является нанимателем лиц, работающих в крестьянском хозяйстве по трудовому договору.


75. Труд несовершеннолетних и женщин в сельском хозяйстве

Согласно статье 12 Закона «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII, право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют: женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Труд несовершеннолетних в сельском хозяйстве допускается по общим правилам трудового законодательства с 16 лет, а в отдельных случаях – с 14 лет при соблюдении условий, предусмотренных для данной категории трудящихся (с письменного согласия одного из родителей для выполнения легкой работы, которая не является вредной для его здоровья и развития и не наносит ущерба посещаемости общеобразовательной школы).

В соответствии с Перечнем легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. № 2, несовершеннолетних с 14 до 16 лет можно привлечь к выполнению следующих работ: подготовка семян и посадочного материала, посев и посадка; уход за посевами и насаждениями; уборка урожая; доработка и хранение продукции; полеводство, садоводство.

Несовершеннолетние члены колхозов и других производственных кооперативов и организаций, чей труд основан на членстве в этих организациях, имеют равные права с другими членами, а также пользуются гарантиями, установленными законодательством для работников моложе 18 лет. Для таких лиц ограничено лишь избрание их на должности в органы управления этих организаций.

В крестьянском (фермерском) хозяйстве труд несовершеннолетних может использоваться на общих основаниях. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не предусмотрено членство несовершеннолетних в фермерском хозяйстве, кроме случаев эмансипации или вступления в брак до достижения 18 лет. Такое ограничение вытекает из нормы, что членами фермерского хозяйства могут быть только дееспособные граждане.

Привлечение несовершеннолетних учащихся к сезонным сельскохозяйственным работам регулируется Положением об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 860.

Учащиеся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и других учебных заведений, достигшие 14-летнего возраста, в целях оказания помощи сельскохозяйственным организациям могут участвовать в проведении весенних полевых работ, в уборке урожая и заготовке кормов в свободное от учебы время по их желанию и с письменного согласия родителей или лиц их заменяющих.

Выполнение сельскохозяйственных работ оформляется договором сельскохозяйственных организаций с учреждениями образования. К выполнению сельскохозяйственных работ допускаются только учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний на выполнение таких работ. Запрещается выполнение учащимися работ, противопоказанных им по возрасту, здоровью, опасных в эпидемическом отношении, связанных с применением ядохимикатов.

Учащимся, привлеченным к сельскохозяйственным работам, должны обеспечиваться соответствующие их возрасту условия труда (продолжительность рабочего времени, нормы выработки, требования по охране труда, обеспечение специальной одеждой и другие), а также гарантии их трудовых прав (запрет на работу в ночное время, сверхурочно, в выходные дни). В заключаемом договоре должны предусматриваться соответствующие законодательству условия труда, быта, питания, режима рабочего времени и времени отдыха учащихся на период привлечения к сельскохозяйственным работам.

Руководители учреждений образования и сельскохозяйственных организаций должны назначить лиц, ответственных за соблюдение действующих норм и правил на рабочих местах учащихся.


76. Юридическая ответственность за нарушение аграрного законодательства

Юр. отв-ть в ОТП понимается как гос. принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством, как охранительное правоотношение, в кот. каждая из сторон обязана отвечать за свои виновные поступки перед другой стороной. Отв-ть по АП -- комплексный правовой институт. Он включает в себя совокупность юр. норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством (др. компетентными органами или должн. лицами) осуждающей реакции за нарушение АЗ и правопорядка в с\х производстве. Объектом отв-ти является виновное нарушение юр. предписаний, регулирующих осуществление произв.-хоз. деятельности и тесно с ней связанной иной деятельности с\х предприятий и объединений.

С\х органы и предприятия не обладают правом самостоятельно уст. меры отв-ти, а только в некот. случаях применяют ее. Наиболее типичные нарушения с\х законодательства выражаются в неисполнении предписанных запретов (правила ТБ в животноводстве запрещают допуск к работе лиц даже в легкой степени алкогольного опьянения. Допуск к работе - дисципл. штраф.). когда предоставленные полномочия не используются должн. лицом с\х предприятия - налицо бездействие как вид правонарушения норм АП.

По видам юр. ответственности: уголовная, гражданско-правовая, адм. и дисциплинарная.

По видам неправомерных действий: экологические правонарушения (охрана почв, загрязнения, выбросы), нарушение организационных основ и правил научного ведения с\х производства (аграрных, зоотехнических, ветеринарных нормативов, ТБ, охрана здоровья… = ПВТР == дисципл. проступок), виновное причинение ущерба имуществу с\х предприятия, неисполнение работником с\х хозяйства своих обязательств, взятых на себя добровольно в качестве условия пользования льготами и преимуществами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...