Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источники и система аграрного права




Систему аграрного права можно определить как научно-обоснованное расположение аграрно-правовых норм и институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений.

Структурными элементами системы аграрного права выступают аграрно-правовые нормы и аграрно-правовые институты. Систематизация аграрного права позволяет расположить эти элементы в определенной структурной последовательности, которая определяется объективными критериями – степенью развития тех или иных аграрных отношений, которые регулируются отдельными институтами аграрного права.

Аграрно-правовой институт представляет собой взаимосвязанную группу правовых норм, которые регулируют отдельные виды аграрных отношений, составляющих предмет аграрного права. Разделение аграрного права на институты осуществляется на основе норм аграрного и иного законодательства, которые находятся в различном соотношении. Дифференциация аграрных отношений, связанная с объективным процессом развития и совершенствования АПК, вызывает усложнение системы аграрного права за счет появления новых институтов.

Систематизация аграрного права является проблемным вопросом, в связи с тем, что процесс формирования аграрного права как самостоятельной отрасли не завершено. Отдельные институты аграрного права находятся в стадии становления, их содержание окончательно не определено из-за недостаточного развития аграрного законодательства.

С учетом всего массива аграрно-правовых норм в аграрном праве можно выделить общую и особенную часть.

Общая часть включает институты, которые регулируют:

отношения собственности на средства производства и природные ресурсы в сельском хозяйстве и АПК как базовые имущественные отношения. Отношения собственности в аграрном секторе экономики определяют особенности всех других имущественных отношений, регулируемых аграрным правом;

правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности, в том числе сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и других. Отдельные аграрно-правовые институты закрепляют особенности организационно-правового статуса субъектов этой деятельности;

формы, методы и содержание государственного регулирования сельского хозяйства и АПК. Соответствующий институт аграрного права определяет структуру и компетенцию государственных органов, которые обеспечивают регулирование сельского хозяйства и АПК, содержание их деятельности, включая проведение аграрной реформы;

социальные отношения на селе, включая социальное развитие сельского хозяйства и регулирование социальных прав сельских жителей.

К Особенной части относятся институты, определяющие:

особенности и содержание сельскохозяйственного природопользования;

правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций;

отдельные виды сельскохозяйственной деятельности;

производственно-хозяйственную деятельность в АПК (организация основных отраслей производства, финансовая деятельность, материально-техническое обеспечение);

реализацию и оборот сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров;

трудовые отношения в АПК;

ответственность за нарушение аграрного законодательства.

Аграрно-правовые нормы, относящиеся к особенной части, отражают специфику правового регулирования отдельных видов аграрных отношений, составляющих содержание агропромышленного производства.

Правовое регулирование аграрных отношений характеризуется сочетанием различных способов воздействия на эти отношения. Поскольку предмет аграрного права является не однородным видом общественных отношений, а комплексом взаимосвязанных отношений, поэтому нельзя выделять какой-либо единый метод правового регулирования.

Аграрное законодательство

1. Конституция Республики Беларусь;

Специализированный кодифицированный источник отсутствует. Нормативные правовые акты других отраслей, в которых содержатся нормы аграрного права.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь (деятельность сельскохозяйственных организаций: орг-прав форма, имущество с/хоз орг.)

3. Кодекс Республики Беларусь о земле (использование земель сельскохозяйственного назначения);

4. Водный кодекс Республики Беларусь (пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства);

5. Трудовой кодекс Республики Беларусь (регулирование труда работников сельскохозяйственных организаций)

Специальные нпа:

1. Законы Республики Беларусь:

1.1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июля 2010 г. N 161-З О ВЕТЕРИНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 декабря 2005 г. N 77-З О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ

1.3. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 апреля 1995 г. N 3725-XII О ПАТЕНТАХ НА СОРТА РАСТЕНИЙ

1.4. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июня 2003 г. N 202-З О РЕОРГАНИЗАЦИИ УБЫТОЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.5. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 февраля 1997 г. N 14-З О СЕМЕНАХ

1.6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 сентября 1994 г. N 3244-XII О ПЛЕМЕННОМ ДЕЛЕ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

1.7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 февраля 1991 г. N 611-XII О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

2. Указы и декреты Президента Республики Беларусь

2.1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11 августа 2005 г. N 368 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОТЧУЖДЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

2.2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 февраля 2006 г. N 70 О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ УЧЕТА И СОКРАЩЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ПУСТУЮЩИХ И ВЕТХИХ ДОМОВ С ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ И ИНЫМИ ПОСТРОЙКАМИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

2.3. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 декабря 2007 г. N 9 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

2.4. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 мая 1998 г. N 236 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ КРЕДИТОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

2.5. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 марта 1998 г. N 98 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

3. Акты Правительства

3.1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июня 2011 г. N 867 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

3.2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 октября 2007 г. N 1370 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ПОДЧИНЕННЫМИ ЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

3.3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 июля 2003 г. N 1014 О РАСЧЕТАХ ЗА МЯСНУЮ И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ХЛЕБОПРОДУКТЫ

4. Акты министерств

4.1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 марта 2011 г. N 23 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ МИНИМАЛЬНЫХ ЦЕН НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ (ЖИВОТНОВОДСТВА), ЗАКУПАЕМУЮ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

4.2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 августа 2006 г. N 48 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ, БОЛЕЗНЕЙ РАСТЕНИЙ И СОРНЯКОВ

4.3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 июля 2009 г. N 47 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ


48. Метод правового регулирования в аграрном праве

Методы правового регулирования применяются с учетом содержательной стороны аграрных отношений, входящих в предмет аграрного права. Они могут выражаться в наличии запрета, дозволения и предписания, на основе которых определяется юридическое положение субъектов аграрного права.

Значительная часть аграрных отношений складывается между равноправными участниками имущественного оборота. Эти отношения регулируются диспозитивными предписаниями, поскольку основаны на началах юридического равенства.

В тоже время государство активно влияет на развитие аграрного сектора экономики для того, чтобы обеспечить стабильное развитие продовольственного рынка. Воздействие государственных органов на деятельность субъектов АПК осуществляется преимущественно административными методами, основанными на началах власти и подчинения, с использованием экономических рычагов.

Таким образом, для аграрного права свойственно комплексное сочетание императивных и диспозитивных способов воздействия на аграрные отношения. Соотношение этих способов определяется характером регулируемых отношений и содержанием государственной аграрной политики.

Совокупность применяемых в аграрном праве методов правового регулирования определяется как оптимальное сочетание государственного регулирования сельского хозяйства и АПК с хозяйственной самостоятельностью сельскохозяйственных производителей.

 

49. Аграрные правоотношения, их классификация. Понятие, виды и содержание аграрных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения аграрных отношений

Аграрные отношенияопределяются как органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, связанных с сельскохозяйственной и смежными видами деятельности. Аграрные отношения представляют собой сложный объект правового регулирования. Они объединяются в целостную систему общественных отношений благодаря объективным причинам, которыми являются особенности ведения сельскохозяйственного производства и процесс агропромышленной интеграции.

Составными элементами этой системы выступают отдельные виды аграрных отношений:

Земельные отношения связаны с использованием земли как основного средства производства в сельском хозяйстве.

Имущественные отношения складываются в связи с формированием и использованием различных видов имущества, которое предназначено для ведения сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства.

Трудовые отношения возникают в процессе осуществления сельскохозяйственного труда (использования трудовых ресурсов).

Организационно-управленческие отношения имеют место в процессе государственного регулирования сельского хозяйства и АПК, а также при внутрихозяйственном управлении в различных организациях агропромышленного комплекса.

Аграрные отношения различаются по социально-экономической природе. Большая часть аграрных отношений складывается в производственной сфере, они являются имущественными экономическими отношениями, опосредуют процесс агропромышленного производства. Одновременно с этим существуют социальные отношения, влияющие на функционирование АПК.


50. Государственное регулирование сельского хозяйства: понятие, формы, методы и содержание

Государственное регулирование в сельском хозяйстве и АПК представляет собой систему организационно-правовых мер, предпринимаемых государством в целях эффективного развития аграрного сектора экономики. Государственное регулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на хозяйственную деятельность сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК путем издания нормативных правовых актов и организации системы государственного управления этой отраслью.

Государственное регулирование представляет собой организационно-экономическую деятельность соответствующих государственных органов управления, направленную на обеспечение устойчивого функционирования всех отраслей агропромышленного производства. В первую очередь государственное воздействие направлено на сферу аграрного предпринимательства, посредством которой должна обеспечиваться продовольственная и сырьевая безопасность государства.

Объектомгосударственного регулирования являются аграрные отношения в области производственно-хозяйственной, социальной и иной деятельности сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК. В широком смысле объектом государственного регулирования в данной сфере можно назвать производственные и социальные процессы в АПК.

Субъектамиправоотношений, которые складываются в процессе государственного регулирования в АПК, выступают, во-первых, государственные органы власти и управления, их должностные лица, обладающие определенной компетенцией по регулированию аграрных отношений, во-вторых, юридические и физические лица, участвующие в сельскохозяйственной деятельности и агропромышленном производстве. В зависимости от функционального назначения управляющего органа его деятельность может носить экономический, технический, организационный характер, который получает правовое закрепление в функциях и компетенции соответствующих государственных органов.

Методы государственного регулирования сельского хозяйства АПК представляют собой определенные способы воздействия государственных органов на участников аграрных правоотношений.

Для государственного регулирования АПК в данный момент характерно сочетание административного руководства и экономического воздействия на деятельность сельскохозяйственных производителей и других субъектов АПК. Соотношение административных и экономических рычагов зависит от степени участия государства в экономической деятельности субъектов АПК. По отношению к государственному сектору сельского хозяйства и АПК осуществляется прямое государственное управление, которое заключается в распоряжении юридической судьбой государственных предприятий и организаций, и может выражаться, в частности, в создании и прекращение деятельности юридических лиц государственной формы собственности в АПК; распоряжении их имуществом (средствами производства и продукцией); управлении трудовыми коллективами.

По отношению к негосударственному сектору АПК административные методы воздействия применяются, главным образом, во внешних правоотношениях (при создании и прекращении деятельности, осуществлении государственного контроля за сельскохозяйственной деятельностью, выполнении обязательств перед государством). Во внутренних правоотношениях эти субъекты обладают большей хозяйственной самостоятельностью, чем государственные организации. С развитием аграрного рынка стали применяться методы индикативного планирования, прогнозирования развития, программно-целевого регулирования. Экономические методы регулирования в виде использования ценовых, налоговых, кредитных, страховых механизмов находят закрепление в нормативных правовых актах соответствующих отраслей.

Государственное регулирование сельского хозяйства и АПК осуществляется в следующих формах:правотворческая деятельность, которая заключается в создании нормативной правовой базы сельскохозяйственной деятельности; правоприменительной деятельности, которая заключается в издании актов государственного управления, имеющих организационно-распорядительный характер; правоохранительная деятельность, выражающаяся в защите прав и интересов субъектов АПК.


51. Система органов управления сельским хозяйством, их компетенция

Для государственного регулирования в сельском хозяйстве и АПК характерно многообразие органов, которые осуществляют эту деятельность.

К органам общей компетенцииотносятся высшие органы власти и управления (Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь), органы местного управления и самоуправления, правоохранительные и судебные органы.

Высшие органы власти и управления обеспечивают разработку и реализацию государственной аграрной политики в ходе осуществления их общих полномочий по регулированию аграрных отношений, а также осуществляют создание нормативно-правовой базы этой деятельности.

Органы местного управления и самоуправления осуществляют управление местным хозяйством, в состав которого входят коммунальные сельскохозяйственные организации, и регулируют деятельность негосударственных производителей сельскохозяйственной продукции на своей территории.

Правоохранительные и судебные органы действуют в сфере разрешения споров и обеспечения законности в аграрных отношениях.

К органам специальной компетенцииотносятся органы, наделенные специальными полномочиями в сфере аграрных отношений различного уровня. Система органов специальной компетенции действует на республиканском и местном уровне, а также разграничивается по объему компетенции (отраслевое и функциональное управление).

На республиканском уровне органом, который осуществляет комплексное отраслевое руководство сельским хозяйством и АПК в целом, выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о Минсельхозпроде, утвержденном Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2011 г. № 867 его основные задачи заключаются в следующем:

проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства;

совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

создание условий для комплексного развития агропромышленного производства;

обеспечение внедрения достижений науки и техники в сельскохозяйственное производство;

осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;

создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения продуктами питания.

Минсельхозпрод является республиканским органом отраслевого управления, который осуществляет координирующие функции, и в пределах своих полномочий осуществляет разработку и внедрение экономического механизма регулирования АПК, хозяйственное руководство деятельностью агропромышленных производителей, научно-техническое и правовое обеспечение функционирования АПК, осуществление государственного контроля и надзора в области АПК.

На местном уровне отраслевое управление осуществляют сельскохозяйственные органы, которые создаются при областных, Минском городском, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных и распорядительных органах в соответствии с их примерной структурой. К ним относятся комитеты и управления по сельскому хозяйству и продовольствию.

В связи со сложной многоотраслевой структурой АПК управление отдельными отраслями этой организационно-хозяйственной системы Минсельхозпрод осуществляет через находящиеся в его ведении государственные органы, учреждения и объединения (концерны), имеющие узкоотраслевую компетенцию.

Республиканскими органами отраслевого управления выступают Департаменты с правами юридического лица, которые являются структурными подразделениями центрального аппарата Минсельхозпрода и осуществляют специальные функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции Минсельхозпрода. В системе этого министерства действуют Департамент по мелиорации и водному хозяйству и Департамент по хлебопродуктам, положения о которых утверждены Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2011 г. № 867 «О некоторых вопросах Министерства сельского хозяйства и продовольствия».

Департамент по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпродаосуществляет деятельность в области мелиорации земель, проектирования, строительства и эксплуатации мелиоративных и водохозяйственных систем, объектов водного хозяйства сельскохозяйственного назначения, а также в сфере рыбохозяйственной деятельности.

Департамент по хлебопродуктам Минсельхозпрода осуществляет управление в области производства крупы, муки, комбикормов, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий.

Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Государственные учреждения с правами юридического лица, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия, в основном наделены правами государственных инспекций. К ним относятся:

Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений;

Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений;

Государственная ветеринарная инспекция;

Государственная продовольственная инспекция по качеству и стандартизации;

Государственная хлебная инспекция.

Государственные объединения, действующие в системе АПК, созданы по отраслевому принципу в целях общего руководства и управления деятельностью в отдельных отраслях сельского хозяйства и агропромышленного производства (Республиканское объединение «Белагросервис», Республиканское объединение «Белптицепром», Государственное объединение «Главжирпром», Белорусское государственное объединение по племенному животноводству «Белплемживобъединение», Республиканское объединение «Белсемена» и другие).

Аналогичные органы и организации могут действовать на региональном и местном уровне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...