Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акты специального регулирования




Принципы земельного права

Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли. Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), и отраслевые принципы земельного права.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю; равенство граждан перед законом; принцип верховенства закона; принцип деления собственности (в том числе собственности на землю) на государственную и частную; отнесение земли сельскохозяйственного назначения к исключительной собственности государства.

Отраслевые принципы земельного права сформулированы в ст. 5 КоЗ «Принципы земельных отношений».

государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие (государственное управление в данной области представлено системой государственных органов, обладающей специальной компетенцией в области использования и охраны земель, центральным органом государственного управления земельным фондом является Государственный комитет по имуществу, а в области охраны земель как природного ресурса Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы);

обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними (поскольку гражданским законодательством земельный участок относится к объектам недвижимого имущества, то его создание, прекращение, возникновение, переход и прекращение прав на него, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации);

единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено законодательством (при переходе прав на объект недвижимости переходят и права на земельный участок, на котором данный объект недвижимости расположен);

использования земельных участков по целевому назначению (любой земельный участок может использоваться только для определенных целей, которые устанавливаются решением об изъятии и предоставлении земельного участка);

приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;

эффективного использования земель (использование земель, приносящее экономический, социальный, экологический или иной полезный результат);

охраны земель и улучшения их полезных свойств;

платности землепользования (за пользование земельными участками в Республике Беларусь предусмотрено два вида платы – земельный налог (порядок взимания и оплаты устанавливается Налоговым кодексом (особенной частью) и арендная плата (если земельный участок в государственной собственности, то арендная плата уплачивается в соответствии с Указом Президента № 101, если в частной собственности – по соглашению сторон договора аренды)));

установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов (ограничения (обременения) прав на земельные участки устанавливаются в местах, перечень которых указан в ст. 18 КоЗ (заказники, заповедники, водоохранные зоны, территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и т.д.), а земельные сервитуты – ст. 19 КоЗ (в добровольном порядке – по соглашению сторон и в судебном порядке – при недостижении согласия));

гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан (посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления, участия в местных референдумах, проведении общественной экологической экспертизы, собраниях и иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством – ст. 22 КоЗ);

защиты прав землепользователей (в соответствии с гражданским законодательством способами защиты прав на объеты недвижимости являются признание права, реституция, самозащита, присуждение к исполнению в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, виндикационный и негаторный иски).


4. Источники и система земельного права

Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе. Например, Общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управление землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель водного, лесного фонда и т.п.

Под системой земельного права как отрасли права следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права складывается не случайно, а исторически (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Так, система земельного права состоит из общей и особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельноправовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

Так в общую часть земельного права входят следующие институты: право собственности на землю, право землевладения, землепользования, государственного управления в области использования и охраны земель, юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права как отрасли права включает следующие институты: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, правовой режим земель населенных пунктов, правовой режим земель промышленности, транспорта, лесного, водного фонда и т.д.

Источники земельного права– это более широкое понятие чем «источники земельного законодательства», так как источники земельного законодательства включают в себя только систему нормативных правовых актов, в то время как источники земельного права включают также доктринальные источники, судебную практику и т.д.

Несмотря на то, что система права Республики Беларусь является романо-германской или континентальной, а для этой системы, как известно, источником является нормативный правовой акт, но, тем не менее, Законом «О нормативных правовых актах», Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрена возможность применения аналогии закона и аналогии права, что допускает возможность в случае неурегулированности каких-либо общественных отношений применять общие начала, смысл законодательства, общие принципы права и принципы конкретных отраслей права.

Система источников земельного законодательства выстраивается по иерархии нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (см. следующий вопрос).


5. Система земельного законодательства

В общем виде система нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовое регулирование земельных отношений, представлена в ст. 2 КоЗ.

Система законодательства, регулирующего земельные отношения, основана на верховенстве конституционных норм, в соответствии с которыми формируется система текущего законодательства.



Акты общего регулирования

Непосредственное закрепление в Конституции Республики Беларусь имеют земельно-правовые нормы, которые определяют некоторые базовые положения земельного строя.

Конституция Республики Беларусь содержит нормы, предусматривающие равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, в том числе и на землю (ст. 13), нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в собственности государства, права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность собственности (ст.44). Другими статьями Конституции декларируются основные гражданские права, принципы и формы регулирования отношений граждан и государства, разделение компетенции различных уровней власти.

Некоторые конституционные нормы имеют косвенное влияние на правовое регулирование земельных отношений. Так, право собственности иностранных государств и международных организаций регулируется с учетом конституционных положений о приоритете общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции) и обеспечение суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь (ст. 1, 9 Конституции).

Экологизация законодательства об охране и использовании земель, в частности при установлении мер по охране земель (ст. 89 КоЗ), происходит в рамках реализации ст. 46 Конституции, которая закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституционные нормы в системе законодательства, регламентирующего государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, реализуются в нормах специального законодательства об органах государственного управления:

Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602 - XII «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.10.2006 N 166-З)),

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. N 370-З «О Национальном Собрании Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 N 164-З))

Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424 - З «О Совете Министров Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2009 N 114-З),

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»,

Указ Президента Республики Беларусь от 05 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 22.04.2011 N 173),

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 958 «Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь» (в ред. постановления Совмина от 04.07.2011 N 904)) и т.д.

Акты специального регулирования

Законодательство, регулирующее использование и охрану земель, развивается как кодифицированная отрасль. Кодификация данного законодательства позволила систематизировать основные земельно-правовые нормы в едином акте. Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, который обеспечивает системное регулирующим все виды земельных отношений, который обеспечивает системное регулирование данных отношений, является КоЗ. Нормы Кодекса о земле упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в земельных отношениях за период проведения земельной реформы с 1991 г.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 07.01.2011 N 232-З) вступил в силу с 1 января 2009 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...