Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Акты Верховного Суда Республики Беларусь
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. N 2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 02.06.2011 N 3) Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2001 г. N 16 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда от 20.12.2007 N 17, от 30.09.2010 N 10) Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. N 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды» (в ред. постановленияй Пленума Верховного Суда от 02.06.2011 N 3) Акты министерств и ведомств: Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 июня 2009 г. N 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка» (в ред. постановления Госкомимущества, Минюста от 14.06.2011 N 46/137) (порядок определении кадастровой стоимости земельного участка) Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22 декабря 2009 г. № 68 «Об утверждении инструкции об организации работ по проведению мониторинга земель» Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 6 августа 2008 г. N 64 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с регистрацией образования, изменения и упразднения территорий специального режима использования» ТЕХНИЧЕСКИЕ НПА Приказ Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 14 декабря 2010 г. N 446 Об утверждении технического Кодекса установившейся практики ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ ТКП 272-2010 (03150) ДЕЛЕНИЕ (РАЗДЕЛ), СЛИЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЗЯЛЕННЕ (ПАДЗЕЛ), ЗЛIЦЦЁ ЗЯМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАЎ. ПАТРАБАВАННI ДА АЖЫЦЦЯЎЛЕННЯ DIVISION (PARTITION), MERGING OF LAND PLOTS. REQUIREMENTS FOR THE IMPLEMENTATION Акты местных органов: Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 29 апреля 2009 г. N 398 «Об утверждении инструкции о порядке очередности предоставления гражданам Республики Беларусь земельных участков на территории гомельской области» (в ред. решения Гомельского облисполкома от 31.03.2010 N 364) Решение Минского областного исполнительного комитета от 24 апреля 2009 г. N 417 «Об утверждении инструкции о порядке очередности предоставления земельных участков гражданам Республики Беларусь в Минской области)» Решение Брестского областного исполнительного комитета от 30 марта 2009 г. N 222 «Об утверждении инструкции о порядке очередности предоставления на территории Брестской области земельных участков гражданам Республики Беларусь» 6. Метод правового регулирования земельных отношений Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами земельного права. Вопрос о методе правового регулирования в теории права является дискуссионным, но судя по всему, наиболее распространенным является мнение о том, что праву присущи три основных метода - запрет, предписание и дозволение, посредством которых государство осуществляет императивное либо диапозитивное регулирование. При этом если для императивного регулирования характерны запреты и предписания и отношения власти и подчинения, то для диапозитивного регулирования, напротив, присущи согласования и рекомендации. Указанные методы имеют значение для регулирования земельных отношений. Их соотношение не является чем-то постоянным, раз и навсегда данным. Так, для периода господства командно-административной системы характерным было именно императивное регулирование земельных отношений. Существовала детально урегулированная система запретов и императивных предписаний. Всякие сделки по распоряжению землей как нарушающие законы о национализации земли решительно пресекались вплоть до уголовной ответственности за их совершение. Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением применения диапозитивного регулирования, предоставлением большей свободы в производственно-хозяйственной деятельности на земле, в том числе и распоряжением ею. Более широкое применение получают экономические рычаги и стимулы в виде платы за землю, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель, их консервации в установленных случаях и др. Однако и по сей день в сфере земельных отношений преимущественное значение имеет императивное регулирование, что обусловлено спецификой регулируемых отношений, их большой социальной значимостью, необходимостью строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их охраны. В юридической литературе высказано мнение, что каждой отрасли права присущ собственный метод правового регулирования. При этом под методом понимается вся совокупность характерных особенностей правового регулирования той или иной отрасли права. Разумеется, той или иной отрасли права, в том числе и земельному, присущи те или иные особенности правового регулирования, но едва ли всю их совокупность можно именовать особым методом, присущим только данной отрасли. Такое слишком широкое понимание метода правового регулирования ведет к потере его определенности. Представляется, что нет ничего «трагичного» в признании, что многие из существующих отраслей права, в том числе и земельное, не имеют «своего», только им присущего, метода правового регулирования и они «довольствуются» методами, применяемыми и в других отраслях. Все это подчеркивает лишь второстепенное классификационное значение метода правового регулирования по сравнению с предметом той или иной отрасли, играющим первостепенное значение. Переход к рыночной экономике внес коренные изменения в соотношение методов правового регулирования земельных отношений, произошло существенное сокращение публично правовых и усиление частноправовых начал, что в частности выразилось в отмене монополии государства на землю, установлении частной собственности на нее как одной из основных форм собственности, расширении прав собственников, владельцев и арендаторов земельных участков, утверждение начал договорного регулирования. Таким образом, метод правового регулирования земельного права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного методов, что обусловлено спецификой предмета правового регулирования и сочетанием публичного и частного элементов в механизме правового регулирования земельных отношений. 7. Понятие и виды земельных правоотношений и их структура (объекты, субъекты содержание) Земельные правоотношения – это общественные отношения, складывающиеся при возникновении, изменении и прекращении прав на земельные участки, государственном управлении землепользованием и охраной земель, привлечении к ответственности за нарушение земельного законодательства, урегулированные нормами земельного права. Субъектами земельных правоотношений выступают Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства (ст. 4 КоЗ). Виды земельных правоотношенийвыделяются по различным критериям: - по субъектам: частные (возникают между равноправными субъектами) и публичные (возникают между субъектами, которые находятся в отношениях власти и подчинения); - по объектам: в области отношений собственности, отношений управления, ответственности и т.д. - по характеру норм: материальные (которые касаются содержания отношений) и процессуальные (которые касаются порядка возникновения, изменения и прекращения отношений). Земельные правоотношения можно подразделить на общие (применимые ко всем институтам земельного права) и конкретные (применимые к конкретным видам земельных правоотношений, складывающихся в каждом конкретном случае). Первые носят преимущественно теоретический характер, вторые - прикладной; Содержанием правоотношений вообще, в том числе и земельных, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника земельного правоотношения, как правило, означает и характеристику соответствующих обязанностей другой стороны. Конкретное содержание тех или иных земельных правоотношений определяется целым рядом факторов: объектом, по поводу которого возникают земельные правоотношения, правовым статусом их участников, нормами права, регулирующими эти отношения, и др. Для отношений, участниками которых выступают физические и юридические лица, характерно юридическое равенство субъектов. Для правоотношений же, участником которых выступает орган исполнительной власти или ее субъекта, напротив, характерными являются отношения власти и подчинения. Содержание правоотношений в сфере собственности на землю определяется такими правомочиями собственника, как право владения, пользования и распоряжения землей. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. На содержание земельных правоотношений влияют особенности объекта правового регулирования, правовой статус субъектов и особенности правового регулирования тех видов отношений, которые составляют основу данных правоотношений; Через земельные правоотношения выявляется степень реальности и эффективности земельно-правовых норм на практике, поскольку правоотношение представляет собой механизм воздействия конкретных правовых норм на конкретные общественные отношения; Земельными правоотношениями являются общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права либо сложившиеся в результате действия этих норм. 8. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных , как и иных , правоотношений юридические факты , то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству правовые последствия. Вполне понятно, что в сфере земельных правоотношений, предусмотренные Гражданским кодексом основания возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей имеют далеко не такое же значение, как в гражданских правоотношениях. Так, договор, являющийся в гражданских правоотношениях наиболее распространенным и, можно сказать, универсальным основанием их возникновения и прекращения, в сфере земельных правоотношений играет значительно меньшую роль, несмотря на то, что область его применения в связи с отменой монополии государства на землю значительно расширилась. Договор ныне является правовой формой совершения сделок купли-продажи, дарения, залога земли, чего ранее, до 90-х годов, никогда не было. Вместе с тем и по ныне действующему законодательству договор в сфере земельных отношений не стал основным и универсальным основанием их возникновения и прекращения. В силу специфики земельных правоотношений основанием их и в настоящее время в большинстве случаев является не договор, а административный акт компетентных органов государственной власти. Именно на основании административного акта в настоящее время возникает большая часть земельных правоотношений как в сфере предоставления земельных участков на правах собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования, так и прекращения этих прав. Лишь отношения купли-продажи, аренды земли, дарения, мены, ренты могут возникнуть только на основании заключения соответствующего договора. Наследование земли может быть и на основании односторонней сделки - завещания. Во всех других случаях преимущественное положение занимает административный акт, то есть акт компетентного исполнительного органа государственной власти. Основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть и такие юридические факты, как добровольный отказ от земельного участка; его продажа в порядке, установленном действующим законодательством; истечение срока, на который был предоставлен земельный участок; смерть гражданина - собственника земельного участка, землевладельца, арендатора, землепользователя и другие юридические факты, предусмотренные действующим земельным законодательством. Таким образом, основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений следующие: - административное решение государственного органа (например, решение об изъятии и предоставлении земельного участка); - сделки (договоры купли-продажи, мены, дарения, аренды; наследование по завещанию); - наследование по закону; - судебные решения. Документальным выражением оснований возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки являются правоустанавливающие документы. Так, к правоустанавливающим документам относятся: решение об изъятии и предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты, свидетельство о праве на наследство по закону, свидетельство о праве на наследство по завещанию, решение суда. Правоудостоверяющими документами на земельные участки являются свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации и государственный акт на земельный участок (который выдавался до 1 февраля 2006 года). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |