Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
Управление – вид деятельности, направленный на согласование усилий людей и достижения общей цели наиболее простым способом. Управление – наука о достижении цели наиболее простым способом. Основная задача управления – повышение эффективности функционирования производства (соц.систем). Управление: бюрократическое, демократическое, смешанное. Концептуальная основа бюрократии: 1. Человек по своей природе ленив, склонен к обману, глуп, ограничен своими интересами, эгоистичен. 2. Всегда существует небольшое количество энергичных, талантливых, ответственных людей, которых и надо научить и поставить над другими. 3. На вышестоящем уровне нужно разработать правила, нормы и взять действия подчиненных под постоянный контроль. Человек не любит подчиняться, поэтому нужны методы демократической имитации: 1. метод коллективной адаптации (разреш. создания органов самоуправления и т.д.) 2. метод карьерного роста (работа руководителей должна быть престижной, высокооплачиваемой и желанной) 3. метод делегирования незначительных полномочий (разрешение решения мелких незначительных вопросов, например: покраска – цвет стен). 4. метод бумажного производства 5. метод номенклатурного права 6. метод ограничения инициатив (инициатива ограничивается позицией, с которой смотрит человек)
Система методов бюрократического управления 1. метод отстранения от собственности (человеку нужно не дать собственность, а связать собственностью) 2. метод отвлечения (отвлечь народ от недостатков власти, основной метод - война) 3. метод руководящего торможения (лучший метод борьбы с оппозицией – ее возглавление) 4. метод заманивания в тупик (когда появляются враги власти, то важно, чтобы они действовали на виду, поэтому руководители делают вид, что они за их идеи, выявляют их, а затем уничтожают) 5. метод кентавра (начальник назначается -> боится снятия - > стремится угодить своему начальству) 6. метод самопожирания аппарата (всегда человек стремится повысить свою должность - > вышестоящий боится смещения)
Мери Фоллет: уязвимые места бюрократической системы управления. 1. Провалы в кадровой политике. 2. Потеря творческого потенциала людей 3. Нарастание лжи, взяточничества, воровства. 4. Потеря корпоративного потенциала (разрушается духовная взаимовыручка) 5. Громоздкость, дороговизна, негибкость системы управления Сущностные признаки бюрократии: 1. Жизненно-важные решения принимаются «сверху» 2. Права и полномочия, власть принадлежала небольшой группе людей
Демократическое управление. 1928 год – Элтон Майо (ученый, преподаватель в ВУЗе) стал начальником цеха на производстве. Через 2 года этот цех стал лидером по производству в мире. Когда его спросили, как он этого добился, он ответил: «Все дело в человеческих отношениях». Школа человеческих отношений: он объяснял ее так, что он дал людям 4 права: 1. право на участие в распределении прибыли. 2. на решение вопросов труда и быта. 3. на свободу инициативы с ответственность за ее результат. 4. на соуправление. У сотрудников были включены 3 чувства: 1. чувство достатка. 2. чувство причастности к результату. 3. чувство ответственности. При демократическом управлении директор производства должен уважать, знать всех работников, понимать; это проявляется и в одежде (рабочий костюм). В любой демократической системе главной является система права.
Демократизация - это переход из одной системы в другую. Перестройка системы народного образования в нашей стране в духе демократизации, гуманизации и децентрализации коснулась преподавания всех учебных предметов. Учителя должны помочь подрастающим поколениям освоить отечественную культуру. Без этого невозможно воспитание национального самосознания. Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям. Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.
1. Исторический срез проблем демократизации взаимоотношений в педагогике. Развитие современной педагогики, эффективность решения проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить без интеграции ее с другими науками и научными направлениями. В этом плане представляется актуальным рассмотреть некоторые вопросы взаимосвязи педагогики с философией и с дисциплинами антропологического направления. Не будет преувеличением сказать, что философско-педагогический подход к решению проблемы человека исповедовал еще Платон, которого с равным правом можно назвать основателем, как той, так и другой науки. В своей философии Платон тесно увязывал направления развития наук с путями (методами) получения человеком знаний о себе и окружающем мире. Для него "социальная жизнь человека" есть ничто иное, как практически примененная философия, а буквально: "стремление к мудрости", стремление дать возможность разуму и науке стать действительно наивысшей силой и наполнить этой силой всю человеческую жизнь. Платон так же, как и его учитель, Сократ, подходя к педагогике не только со стороны логики, но и со стороны этики, пришел к очень важному выводу, полагая, что всякое познание, даже теоретическое, есть вместе с тем самопознание, само углубление и, в конечном счете, стремление учить и учиться. Отсюда и принцип "общения" в воспитании, которому были привержены как Сократ и Платон, так и Аристотель. Философствовать для них означало, прежде всего, "философствовать вместе", ибо, как считали эти великие мудрецы, человек нуждается в человеке для того, чтобы стать человеком.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |