Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистская деятельность Полевого и Надеждина.




Полевой Н.А.

«Полевой рожден быть журналистом, и был по призванию, а не по случаю» - Белинский. Историк, критик, публицист, издатель. (1796-1846 гг жизни). Он литератор-самоучка. Первое выступление Полевого в печати 1817; поместил в «Русском вестнике» небольшую статейку о посещении Курска Александром I. В нач 1820 Полевой приехал в Москву с поручением отца приобрести водочный завод. Поездка позволила Полевому познакомиться с Гречем, Булгариным и Свиньиным, который издавал «Отечественные записки». Увидев в Полевом «самоучку», он привлек его к сотрудничеству в своем журнале.

«Московский телеграф». (1825-1834). За 5 лет жизни в Москве Полевой основательно познакомился с науками и искусствами, что счел себя вполне подготовленным к изданию собственного журнала. В сер 1824 он послал на имя министра народного просвещения А.С. Шишкова «Предположение об издании с будущего 1825 года нового повременного сочинения под названием «Московский телеграф». Разрешение последовало, и с янв 1825 начал выходить двухнедельный журнал «Московский телеграф». Цель – серьезный журнал, со статьями об истории, географии, статистики и т.д. Это было общественно-научно-литературное издание. Каждая книжка имела объем от четырех до пяти печатных листов. В 1ый год он разошелся тиражом 1500 экз, затем тираж увеличился почти вдвое. Полевой чутко улавливал запросы времени, но не опускался до Ур-ня «Сев пчелы» и «Библиотеки для чтения». Заботясь о воспитании всех слоев общества, Полевой адресовал свой журнал преимущественно «среднему» читателю. Нацеливался на прогресс, на новые знания. Печатался в типографии Моск Ун-та при медико-хирургич отделении. «МТ» вошел в историю русской журналистики как издание антидворянское, а Полевой – как защитник прав «среднего состояния» и нарождающейся русской буржуазии. Обширная программа. Разделы: 1. Науки и искусства. 2. Словес­ность. 3. Библиография и критика. 4. Известия и Смесь.

Полевой охотно печатал стих-я провинциалов. При «МТ» выходили 2 сатирич прибавления: «Новый живописец общества и лит-ры» (1829–1831) и «Камер-обскура книг и людей» (1832). Нововведение «МТ» (1829) – печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснит текста. Рук-во журналом переходит к Ксенофонту Полевому (брат), хотя офиц издателем остается Николай. В то время все огородились от Вяземского, кроме Полевого. Вязем своим авторитетом поднимал журнал, приглашал своих знакомых. Был стихотворцем и фельетонистом. В 1829 Полевой отходит от состава редакции, не выдержав натиска авторства Вяземского. С 1828 «МТ» начал уделять большое внимание вопросам народного просвещения. Булгарин видел в «МТ» сильного конкурента. Доносы Булгарина и отрицательный отзыв Третьего отделения о журнале. К кон 1827 Полевой порывает с Вязем и группой дворянских лит-ров. «МТ» превращается в открыто антидворянское издание, выразителя интересов промышленной буржуазии. В 1829 Полевой организует при журнале «Прибавление», в котором печ-ся инфа о промышленности, земледелии, торговле и т.п. В №3 за 1834 Полевой поместил свою рецензию на патриотич пьесу Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла». Он отриц-но отозвался о лит-ных достоинствах пьесы и намекнул на «квасной патриотизм» автора. Хотя Ник1 она оч понравилась. Журнал закрыт. Полевой потом примыкает к Булгарину и Гречу.

Надеждин П.И.

(1804-1856). Оч протеворич фигура в рус ж-ке. Отношение к политике: от критики до равнодушия. Постоянно донимал Пушкина, но единственный оценил «Бориса Годунова». Белинск открыл Надеждина, но потом обрушился на него с упреками. Родился в семье священника,; поступил в Рязанск духовн академию. Это чел-к с уникальными способностями. В 1824 окончил со степенью магистра богословских наук. В теч 2 лет был профессором рус и латинской словесности Рязанской семинарии, но тяготился службой и вышел в отставку. Решив посвятить себя научной деят-ти, переехал в Москву. Молодому разночинцу не удалось определиться в гражданскую службу, вынужден был кормиться частными уроками и переводами. Главн интерес – классич древность. Надеждин напечатал в «Вестнике Европы» несколько статей по философии и истории, ряд отзывов на лит произведения. Громкую известность Надеждину принесли острые статьи-фельетоны, которые он печатал за подписью «Экс-студент Никодим Надоумко». Эти фельетоны были объединены образом автора – бывшего студента Никодима Аристарховича Надоумко. К числу наиболее нашумевших фельетонов Надеждина относятся «Литературные опасения за будущий год», «Сонмище нигилистов» и т.д. в «Вестнике Евр». У него общественные идеи переплетаются с философскими. Заним-ся наукой: в нач 1830х - защита диссертации «О начале, сущности и участии поэзии, романтической называемой». Осн тезис критич статей-фельетонов Надеждина в «Вестнике Европы» гласит: у нас нет литературы, и происходит это потому, что современная литература романтическая, а романтизм не может служить основой истинной литературы. В «Очерках гоголевского периода русской литературы» Чернышевский совершенно верно определил историческую роль Надеждина, которая состояла в том, что он был талантливый, смелый отрицатель, а не созидатель: роль созидателя выполнил только Белинский, многим обязанный эстетической мысли Надеждина. С 1831 был зачислен профессором университета по этико-филологическому отделению.

«Телескоп». «Молва». (1831-1836). «Телескоп» был создан как «журнал современного просвещения», «Молва» – как «газета мод и новостей». «Телескоп» издавался два раза в месяц (в 1834 еженедельно), «Молва» – еженедельно, два и три раза в неделю, причем то в формате журнала – в восьмую долю листа, то в формате газеты – в четвертую долю листа. Содержание и структура «Телескопа» и «Молвы» не оставались неизменными, но, как правило, серьезный материал помещался в «Телескопе», а более легкий – в «Молве», где также печаталось описание модных туалетов с приложением картинки мод. Историю «Телескопа» и «Молвы» делят на 3 периода. Первый охватывает четырехлетие с небольшим, когда во главе изданий стоял Надеждин и единолично ведал делами редакции (до его отъезда за границу 8 июня 1835); второй – когда журнал временно выходил под редакцией Белинского (с июня до середины декабря 1835); третий период – вновь редакция Надеждина, но при ближайшем сотрудничестве Белинского (до запрещения изданий в связи с опубликованием в «Телескопе» «Философического письма» Чаадаева). Отделы: «Науки», «Изящная словесность», «Критика» (в некоторые годы вместе с библиографией), «Современные летописи», «Смесь». Самое большое внимание уделялось науч отделу. Каждый номер открывался статьей по философии, эстетике, истории, географии, естественным наукам, по истории и теории литературы. В этом отделе участвовали, кроме Надеждина, многие профессора и преподаватели Моск ун-та –Погодин, Морошкин, Павлов, Максимович, Шевырев и др. Публиковалось также много научных статей из иностранных журналов. За напечатание в №15 журнала «Философического письма» Чаадаева «Телескоп» и «Молва» в октябре 1836 подверглись запрещению. Чаадаев официально был объявлен сумасшедшим, Надеждина, который поместил «Письмо» не из солидарности с автором, а для оживления журнала сослали, а цензора Болдырева, пропустившего «Письмо», отстранили от должности. По возвращении из ссылки Надеждин некоторое время жил в Одессе, принимал участие в работах Общества любителей истории и древностей. Потом Надеждин поселился в Петербурге и с 1843 до самой смерти редактировал «Журнал министерства внутренних дел», где напечатал много серьезных научных статей по географии, этнографии и статистике России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...