Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовая охрана конституции.
Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм Конституции и строгое соблюдение режима конституционной законности. Субъектом права на юридическую охрану Конституции РФ является весь народ, который делегирует данное право государству, монарх, который дарует Конституцию, Президент, государственные органы власти, ОМСУ, и т.д. Правовая охрана конституции рассматривается в широком и узком смысле. Первое - это охрана конституции всеми отраслями права. Второе - это специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность). Цель – исключение возможности нарушения норм Основного Закона, как «снизу»(юр и физ лица),так и «сверху»(отраслями гос.власти,долж и служеб лицами). В науке конституционного права выделяют две формы правовой охраны Конституции: конституционный контроль и конституционный надзор. Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно-правовых актов. Органы конституционного контроляможно разбить на 2 группы: 1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды); 2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы). Существуют 2 виды конституционного контроля: 1) Предварительный – начинается с момента инициирования закона и заканчивается с вступлением закона в силу; 2) Последующий – возникает с момента вступления закона в силу. Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов государства по выявлению не соответствующих Конституции нормативно – правовых актов. Орган конституционного надзора может вынести аргументированное заключение о конституционности закона, но не может его аннулировать. Т.о. конституционный надзор имеет консультативный, а не императивный характер. Функцию правовой охраны конституции обеспечивают парламентские процедуры. К примеру, в Италии Счетная палата, действующая при правительстве, предварительно контролирует акты, издаваемые Советом министров, а также его деятельность по исполнению бюджетов. О результатах ϲʙᴏей работы Счетная палата докладывает парламенту, кᴏᴛᴏᴩый политико-правовыми средствами реагирует на возможные нарушения конституции. При этом в большинстве государств, принявших основные законы, выделяется специальный вид юридической деятельности, суть кᴏᴛᴏᴩой заключается в том, ɥᴛᴏбы обеспечить верховенство основного закона. Главным содержанием ϶ᴛᴏй деятельности будет проверка законов и иных актов с целью устранения нарушении, допускаемых законодателем, главой государства, прочими авторами политических действий. В отечественной научной традиции деятельность по охране конституции делится на два вида — контроль и надзор. Содержанием конституционного надзора будет проверка спорного акта, в результате кᴏᴛᴏᴩой может быть зафиксирована его неконституционность. Орган, осуществляющий конституционный надзор, не решает судьбу оспоренного акта, хотя может поставить вопрос об устранении неконституционности. К примеру, согласно конституции 1946 г., Конституционный комитет Франции, рассмотрев закон, утвержденный парламентом, мог поставить вопрос об устранении расхождений между конституцией и законом. Содержанием конституционного контроля будет проверка спорного акта, в результате кᴏᴛᴏᴩой он прекращает действие или утрачивает силу, если установлена его неконституционность. Иными словами, контрольный орган решает судьбу акта. Таким образом, страны романо-германской правовой традиции с целью охраны основных законов создают специальные контрольно-надзорные органы — конституционный суд (Австрия, ФРГ, Испания, Венгрия, Албания и др.), конституционный совет (Франция, Казахстан), конституционный трибунал (Стоит сказать - польша). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |