Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы расчетов и взаимоотношения строительных организаций с управлениями механизации. Методы учета и показатели работы машин.




В системе взаимоотношений механизаторов и строителей решаю­щее значение имеют формы расчетов. Объем работ, выполненных механи­заторами для строителей, может быть определен различными способами: по фактически выполненным объемам и по времени нахождения машины в распоряжении строительной организации на объекте.

При расчетах по фактически выполненным работам в качестве единицы измерения принимают натуральные показатели объемов работ (например, 1 м3 экскавации грунта), или законченный объект (жилой дом, школа и т. п.), или его часть (этаж, секция и т. п.). В первом случае управ­ление механизации выполняет работы собственными силами в порядке субподряда, эти работы оплачиваются за фактически выполненные объе­мы. Расчет по натуральным показателям ограничивается определенными видами работ, которые механизаторы могут выполнить без привлечения рабочей силы генподрядчика и независимо от него (экскавация грунта, свайные работы и т. п.). Такая субподрядная форма расчета ставит показа­тели деятельности управления механизации в прямую зависимость от со­стояния техники и эффективности ее использования.

При расчетах за законченный объект предварительно определяется расчетная потребность машинного времени на строительство данного зда­ния, служащая основанием для составления прейскурантной цены. Оплата производится по прейскуранту независимо от фактического времени рабо­ты машины на объекте. При таком порядке строители не заинтересованы в сокращении времени пребывания механизмов на объекте, что приводит к скрытым простоям техники, понижению выработки машин, ухудшению показателей деятельности управлений механизации. Поэтому расчеты за работу машин по прейскуранту не получили широкого применения.

Расчет по времени работы машины (за отработанное время). В тех случаях, когда точный учет объемов выполненных строительных ра­бот невозможен или затруднен, расчеты за работу строительных машин производятся по другой форме - за фактически отработанное ими время, учитываемое в машино-часах. Кроме того, отдельно оплачивается ряд ра­бот, не включенных в стоимость машино-смен, например, устройство под­крановых путей, монтаж, демонтаж и перевозка крана и т. п.Как отмечалось выше, содержание парка машин в управлениях ме­ханизации (II и III формы) создает наиболее благоприятные условия с точ­ки зрения поддержания техники в исправном состоянии, проведения ре­монта, концентрации машин в необходимых количествах на пусковых объектах и т. д. С точки зрения эксплуатации эти формы имеют следую­щие недостатки: несовершенство расчетных методов; оплата по количест­ву машино-часов пребывания машин на объекте не стимулирует механи­заторов интенсивно использовать технику, более того, чем менее интен­сивно работают машины, тем ниже затраты управления механизации на ее обслуживание и ремонт и выше экономические показатели ее деятельно­сти; по тем же причинам лица, управляющие машинами, материально не заинтересованы в интенсификации работы.Объективно существующее противоречие между прогрессивной формой содержания парка строительных машин в крупных специали­зированных хозяйствах и несовершенством методов его использования может быть преодолено прежде всего различными экономическими мето­дами, присущими рыночным отношениям.Опыт работы показывает, что правильно найденная экономическая форма повышает эффективность эксплуатации строительной техники.

МЕТОДЫ УЧЕТА И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Учет работы парка строительных машин должен отражать выпол­нение работ механизированным способом по основным показателям их использования (выработке и времени), а также содержать данные и анализ простоев и расход эксплуатационных материалов.

Существуют следующие методы учета работы средств механиза­ции. Учет работ по сменным рапортам машинистов позволяет получить количественные и качественные показатели использования машин в строительстве. На основании рапортов заполняется карточка учета, на которой ежемесячно подводятся итоги работы машины. В конце года суммарные данные о работе заносятся в паспорт, которым снабжается каждая машина. По паспорту производят контроль за использованием машины, ее техническим состоянием, проведением профилактических ремонтов.

Система технического обслуживания и ремонта строительных машин.

       Техническое обслуживание включает мероприятия по пре- дупреждению износа частей машины сверх допустимых норм. Для этого предусматривается своевременный профилактический осмотр, замена износившихся деталей, устранение обна- руженных неисправностей. Техническое обслуживание строи- тельных машин производится по планово-предупредительной системе в определённое время и в определённом объёме для соответствующих видов и моделей машин. В строительстве существует система планово-предупре- дительных ремонтов машин, которая должна быть увязана с производственными планами строительно-монтажных органи- заций. Существуют следующие виды обслуживания и ремонта строительных машин: - ЕО – ежедневное обслуживание: предусматривает заправ- ку машины топливом и водой, выполнение текущей смазки и контрольную проверку исправности узлов. - ТО – техническое обслуживание: производится через ус- тановленное число часов работы машины (ТО-1, ТО-2, ТО-3); предусматривает очистку, мойку, смазку, осмотр узлов и агре- гатов, приборов, сменного рабочего оборудования, крепление деталей, регулировку и опробование машины. - СО – сезонное техническое обслуживание (выполняется при переходе к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам). - Т – текущий ремонт; производится с целью устранения неисправностей, возникших в агрегатах и узлах, путём частич- ной разборки и замены деталей новыми или отремонтиро- ванными. - К – капитальный ремонт машины; связан с полной её разборкой, заменой или восстановлением всех износившихся узлов и деталей, сборкой, регулировкой и опробованием их в работе. Цель капитального ремонта имеет - полное восстановле- ние работоспособности машины. Текущие ремонты машины выполняются в мастерских строительных организаций с привлечением к ремонту обслужи- вающего персонала машины. Капитальные ремонты, как правило, должны производиться специализированными предприятиями. Капитальный ремонт строительной машины может быть индивидуальным или обезличенным. При индивидуальном ремонте отремонтированные детали устанавливаются на ремонтируемую машину. При обезличенном ремонте машина подлежит полной разборке и при её сборке устанавливаются узлы и детали (отремонтированные и новые) из оборотного фонда ремонтного предприятия. Такой метод наиболее эффективен, поскольку значительно сокращает сроки пребывания машины в ремонте.

Технико-экономическая оценка вариантов механизации.

1. Оценка эффективности различных способов механизации может производиться путем сравнения их друг с другом или с характерным для данных условий строительства средним уровнем механизации с использованием существующей техники; определение эффективности способов механизации на основании сравнения с ручным трудом может производиться лишь в тех случаях, когда механизация заменяет процессы, выполняемые вручную.

2. При сравнении способов механизации нужно определять и сопоставлять эффективность работы комплектов машин в целом, а не отдельных машин, участвующих в выполнении данного комплексного процесса.

3. Сравнение способов механизации следует производить в сопоставимых условиях; в первую очередь это касается состава комплексного строительного процесса, который для всех сравниваемых вариантов должен быть одинаковым.

4. Если какие-либо из сравниваемых машин или способов механизации оказывают влияние на объемы работ, их структуру, расход материалов, интентаря и т. п., то эти обстоятельства должны учитываться при определении показателей эффективности способов механизации.

Оценка эффективности машин (в том числе и универсальных) и выбор наиболее рациональных вариантов механизации производится, как правило, в два этапа. Сначала из числа машин, которые по своим параметрам отвечают требованиям технологии механизируемых строительных процессов, выбираются машины, имеющие лучшие показатели; затем обладающие относительно лучшими показателями машины сравниваются по технико-экономической эффективности, получаемой при использовании этих машин ,в строительных процессах.

Для оценки эффективности новых машин и выбора наиболее рациональных вариантов механизации строительных работ следует пользоваться системой показателей, характеризующей всесторонне рассматриваемые способы, их особенности, достоинства и недостатки и позволяющей правильно решить вопрос о степени эффективности машин, о целесообразности применения того или иного варианта механизации.

Система технико-экономических показателей, применяемая при анализе экономической эффективности машин и вариантов механизации, состоит в общем виде из двух групп.

В первую группу включаются конструктивно-эксплуатационные показатели, которые характеризуют главным образом технические свойства машин. Эта группа показателей используется на первом этапе работы по оценке машин и вариантов механизации, т. е. при отборе л л я последующего сравнения наиболее технически совершенных машин.

Ко второй группе относятся технико-экономические показатели, характеризующие эффективность применения машин в том или ином строительном процессе. Эта группа показателей используется на втором этапе работы, связанном с установлением наиболее рациональных вариантов механизации. На основе этих показателей производится оценка машин любого типа и вариантов механизации любых видов работ.

Конструктивно-эксплуатационные показатели характеризуют технические преимущества и эксплуатационные свойства машин, вытекающие из их конструкции. Вместе с тем они в ряде случаев определяют величину основных экономических показа телей.

Конструктивно-эксплуатационные показатели подразделяются на общие, которые могут служить для характеристики любых машин, независимо от их типа и конструкции, и частные, состав и характер которых определяются типом машин.

К числу общих конструктивно-эксплуатационных показателей относятся в первую очередь:

1) удельные показатели на основной технический параметр (вес, мощность и производительность машины, отнесенные на еди. ничный измеритель ведущего параметра);

2) удельные показатели на единицу производительности (вес и мощность машины, отнесенные на единицу производитель ности).

Кроме того, в состав общих показателей включаются также показатели, которые трудно, и в некоторых случаях невозможно выразить количественно. К ним относится степень универсальности машин, удобство управления ими, транспортабельность и т. д. Состав частных показателей зависит от типа машины: ее назначе ния, принципа действия, степени подвижности и т. п. и устанавливается в каждом отдельном случае при сравнении машин или вариантов механизации.

Следует учитывать, что при сравнении универсальных и сне циализироваяных машин сопоставление их конструктивно-эксплуатационных показателей может иногда не дать полного представления об их сравнительной эффективности. То, что универсальная машина с каким-либо видом рабочего оборудования уступает по своим конструктивно-эксплуатационным показателям спе циализированной машине с аналогичными или близкими параметрами, не является еще доказательством ее нерациональности. Эффективность универсальных машин по сравнению со спе циализированными в полной мере может быть выявлена в большинстве случаев лишь на втором этапе сравнения, когда рассматривается работа машин в том или ином строительном процессе.

К числу основных показателей, по которым производится оценка эффективности машин и способов механизации на втором этапе, относится трудоемкость и себестоимость единицы продукции механизированного процесса и темп производства работ. Кроме того, в ряде случаев сравнивается удельный расход энергоресурсов (энергоемкость), а при использовании вариантов меха низации, требующих применения большого числа тяжелых машин, также и условный расход металла па единицу продукции (метал лоемкость).

Определение этих показателей производится следующим образом.

Трудоемкость единицы продукции определяется в человеко-днях и учитывает затраты труда всех рабочих, занятых в механизированном процессе, включая рабочих, занятых на подготовительных работах, и рабочих неосновного производства, своей работой обеспечивающих надлежащее техническое состояние и работоспособность машин, участвующих в процессе.

При определении затрат труда на обслуживание машин учитываются только затраты труда тех рабочих, которые управляют данным комплектом машин (машиной) или непосредственно обслуживают его (машинисты, слесари и т. д.). Затраты труда рабочих, временно принимающих участие в работах, выполняемых данным комплектом машин (машиной) в связи с особенностями того или иного вида работ (рабочие нижней бригады экскаватора, монтажники, такелажники и т. п.), учитывают показателем ЕГр Этим показателем учитываются также затраты труда рабочих, занятых на ручном выполнении отдельных немехапизированных процессов, входящих в рассматриваемый вид работ. Затраты труда рабочих, занятых на подготовительных работах (монтаж и демонтаж машин, их перестановка, устройство подкрановых путей, временных эстакад и т. п.), а также рабочих неосновного производства (ремонт машин, снабжение эксплуатационными материалами и т. п.) учитываются отдельно показателем.

Себестоимость единицы продукции слагается из стоимости машиносмен машин, входящих в состав комплекта, заработной платы рабочих и стоимости подготовительных работ, не учтенных в стоимости машиносмен.

В ряде случаев показатель темпа работ представляет собой по существу эксплуатационную производительность комплекта машин (отдельной машины). Однако темп работ может быть обобщающим показателем и относиться к сооружению в целом.

Удельный расход энергоресурсов (энергоемкость единицы продукции) определяется как отношение сменного расхода энергетических ресурсов к сменной эксплуатационной производительности комплекта машин (или отдельной машины).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 585.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...