Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нетарифные барьеры в международной торговле




измерение нетарифных методов. Для этого, как правило, используют один из следующих индексов:

индекс частотности – индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями.

индекс покрытия торговли – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.

индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям.

Различают следующие группы нетарифных барьеров:

Количественные нетарифные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенными формами количественных ограничений являются:

1.Квотирование (контенгирование) – квота или контингент - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени. Различают:

Экспортные квоты – вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенного товара

Импортные квоты – вводятся национальным государством для защиты местных производителей, достижения сбалансированного торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке. Импортная квота определяет строго ограниченное количество товара, разрешенное к импорту в данную страну.

2.Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения (лицензии), выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Различают:

разовые лицензии – письменное разрешение сроком до 1 года

генеральные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара без ограничения количества;

глобальные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз товара в любую страну мира за определенной промежуток времени, без ограничения количества или стоимости;

автоматические лицензии – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.

3. Добровольные экспортные ограничения – вводятся обычно под политическим давлением для того, чтобы не столкнуться с более жестким барьером. Наибольшее распространение добровольные экспортные ограничения получили во взаимной торговле США, Японии и стран Евросоюза.

Скрытые нетарифные барьеры. К скрытым методам торговой политики относят барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются на пути торговли органами государственной власти. Их очень много, около нескольких сотен. Самые популярные из них скрытые нетарифные барьеры, к числу которых относят:

скрытые технические барьеры – национальные нормативы, нормы и стандарты построены так, что препятствуют ввозу товаров из-за рубежа

внутренние налоги сборы – налоги, накладываемые на импортные товары – налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу, сборы на таможенное оформление и т. д.;

политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, исходящий от государственных органов

 

32. Роль Всемирной торговой организации (ВТО) и соглашений по товарам и услугам в регулировании международной торговли

Всемирная торговая организация (ВТО) - крупнейшая международная экономическая организация, определяющая правила международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности и осуществляющая контроль за их исполнением [4, с. 67-68].

Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются многосторонними, содержащиеся в них обязательства являются обязательствами всех членов организации (кроме Соглашений по торговле гражданской авиатехникой и по правительственным закупкам, участие в которых добровольное).

В обязанности Организации входит наблюдение за функционированием многосторонней торговой системы. То есть ВТО - это своего рода кодекс правил, которыми должны руководствоваться правительства, регулируя национальную внешнюю торговлю товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, и одновременно это инструмент надзора за тем, как правительства 149 присоединившихся стран-членов выполняют эти правила.

ВТО также является организацией, в рамках которой ведутся дальнейшие переговоры по либерализации торговли товарами и услугами путем устранения барьеров и по разработке норм в новых сферах торговли. В Соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

? взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

? взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

? регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

? отказ от использования количественных и иных ограничений;

? разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

? контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

? проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

? разрешение торговых споров;

? мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

? техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

? сотрудничество с международными специализированными организациями.

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

? контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

? выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

? урегулирование торговых споров между странами-членами; наблюдение за торговой политикой стран-членов;

? сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

? таможенно-тарифное регулирование;

? антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

? использование субсидий и компенсационных мер;

? нетарифные ограничения;

? количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

? деятельность государственных торговых предприятий;

? таможенные союзы и зоны свободной торговли;

? таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

? внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

? защитные меры в торговле;

? технические барьеры в торговле;

? санитарные и фитосанитарные меры;

? правила происхождения товара;

? торговля услугами;

? торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

? торговля текстилем и одеждой;

? торговля сельскохозяйственной продукцией;

? осуществление правительственных закупок;

? торговля гражданской авиатехникой;

? торговые аспекты инвестиционных мер;

? международная торговля и защита окружающей среды.

В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, а в 1995 г. начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Подписание протокола о присоединении России к ВТО состоялось 16 декабря 2011 г. 22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

Подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО подразумевает существенную либерализацию таможенно-тарифной политики в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям и льгот резидентам особых экономических зон в Калининграде и Магадане.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

? Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

? Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

? Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

? Расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

? Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

? Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

? Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

На данный момент, ВТО выступает одной из влиятельнейших международных организаций и ее положение в эволюции мировой торговой системы и национально-государственных систем управления внешней торговлей является весьма значимым. Снижение тарифов - это одно из главных направлений деятельности ВТО. Развивающиеся страны согласились не увеличивать в одностороннем порядке тарифы за установленные пределы по 72 % видов промышленной продукции и сократить средний тариф на продукцию из развитых стран на 38 %. Со своей стороны промышленно развитые страны согласились уменьшить на 37 % средние тарифы на импорт промышленных товаров из развивающихся стран. В целом тарифы развитых стран на промышленную продукцию снизились. Определенным исключением являются текстильные товары. Для них снижение тарифов менее значимо. Установлено, что в области торговли сельскохозяйственными товарами промышленно развитые страны должны ограничить поддержку сельскохозяйственного производства и снизить экспортные субсидии

Технические барьеры в торговле нередко представляют собой серьезное препятствие для развития экономических связей. Имеются в виду многочисленные и разнообразные правила ввоза и вывоза, стандарты производства, санитарии, испытаний и др. Соглашения о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах призваны ограничивать вред, причиняемый обмену. Государства обязаны развивать свое право на основе международных стандартов в целях интернационализации правового регулирования, упрощения условий торговых контрактов и решения вытекающих из них споров.

Центральные информационные бюро в государствах-членах осуществляют обмен соответствующей информацией и доводят до сведения правотворческих органов положения Кодекса добросовестной практики.

Для России существует потребность в поэтапном присоединении к соглашению ВТО, которое будет реализовываться в течение длительного времени. России предстоит успеть постепенно решить ряд задач по реструктуризации и модернизации промышленности, создании эффективной системы государственного управления внешними и внутренними хозяйственными отношениями, проведению земельной, судебной и административной реформ. В принципе, план переходного периода должен стать составляющей общегосударственной программы повышения конкурентоспособности российской промышленности, а кроме того, особым элементом стратегии национальной экономической безопасности России, в связи с чем, присоединение к ВТО будет постепенным, вплоть до 2020 г.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...